Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 Философия Нового времени.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
159.74 Кб
Скачать

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)

Готфрид Вильгельм Лейбниц, сын профессора морали в Лейпцигском университете, родился в Лейпциге в 1646 г. Он изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. По окончании университета Лейбниц отказывается от преподавательской деятельности и поступает на службу в качестве юриста к майнцскому курфюрсту. В 1672 г. он совершает путешествие в Париж с дипломатическими поручениями, одновременно занимается научной работой. Затем посещает Лондон, где избирается членом Королевского общества. С 1676 г. Лейбниц состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем – историографа династии ганноверских правителей и тайного советника юстиции. Основные философские сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

Самый главный вопрос его философии – что такое бытие? Ответ на этот вопрос показывает, насколько Лейбниц рационалист, ибо ответ этот таков: бытие – это все то, что может быть мыслимо. Как именно мыслимо? Непротиворечиво, т.е. в соответствии с законами формальной логики. Все, что не несет в себе логического противоречия, существует. Существует, но как? То, что может быть мыслимо непротиворечиво, существует в возможности. Точнее в виде возможных миров в Божественном мышлении. Они существуют только в виде идеального проекта, а не во плоти. Во плоти существует только один мир ‒ тот, в котором мы все живем. Этот мир оказался не только возможен, он реализовался в действительности. Почему реализовался именно этот мир? Потому что он – лучший из всех возможных миров. Это означает для Лейбница, что этот мир максимально непротиворечив. В нем более всего сущности. Он наиболее отвечает идеалам разума. Бог, следовательно, творя наш мир, делая его действительным, подчиняется логике. Однако одной логики мало, чтобы мир появился. Нужна еще Воля Бога.

Из чего же состоит этот прекрасный живой мир Лейбница? Из монад. Монада (греч. monas – единица) – это простая неделимая сущность, единица мира. Из ее простоты, по Лейбницу, следует ее бестелесность, духовность. Монада – духовная субстанция. Мир состоит из множества духовных субстанций. Таким образом, Лейбниц является плюралистом.

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) ‒ философское учение, согласно которому существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал бытия.

Что же определяет монаду в качестве субстанции? Все монады созданы Богом, который, в свою очередь, сам является Верховной Монадой, вершиной пирамиды духовного совершенства. Для Лейбница образующим качеством является активность монады. Активность эта заключается в присущем каждой монаде стремлении реализовать потенциальную бесконечность своих состояний. Это активность, направленная к изменению, к эволюции. Впрочем, и инволюция ‒ регресс, деградация, также возможны. Важно то, что Лейбниц выделяет процесс становления как важнейшую черту субстанции. Монада является субстанцией тогда, когда она становится, когда она движется в своих качественных превращениях, а не когда она уже стала, остановилась. Когда она остановилась, ее собственно больше нет как субстанции. Субстанция же у Декарта и Спинозы – нечто застывшее, тождественное себе. Что же конкретно представляют собой изменения, совершающиеся в монадах? В самом общем виде ответ такой: эти изменения суть этапы в познании мира. При этом Лейбниц говорит, что у монад «нет ни окон, ни дверей», с помощью которых они могли бы непосредственно соприкасаться с другими монадами или испытывать их воздействие. Монады герметически закрыты от других монад. Они открыты только вовнутрь себя, видят только себя, свои изменчивые состояния. Лейбниц объясняет эту закрытость бестелесностью монад. Им собственно нечем воздействовать на другие монады. У них ведь нет материи, нет тела. Они – духи. И, тем не менее, каждая монада в своем непрекращающемся становлении отражает в той или иной степени весь мир, все другие монады. Мир каждой монады – это определенная, неповторимая картина мира в целом. Ведь каждая монада уникальна. Тогда откуда эта синхронность монад, их соответствие образам друг друга, если они не видят и не слышат друг друга? Лейбниц отвечает: эта синхронность есть результат изначальной предустановленной гармонии между монадами. Источник этой гармонии ‒ Бог. Он вложил в каждую из монад программу, в соответствии с которой каждый момент ее становления синхронизирован с соответствующими моментами у других монад. И подобная исходная синхронность превращает весь мир в сложнейший ансамбль, в котором каждый элемент действует заодно с другими, не зная об этом.

Но всякий ансамбль предполагает иерархию. Она имеется и в мире монад. Лейбниц признает у монад три уровня совершенства. Низший уровень – монады «голые». Они как бы спят без сновидений. В них происходит некая духовная жизнь, но она не фиксируется самими монадами. Их бытие вполне бессознательное. Второй уровень – монады «животные». Им вполне доступно восприятие ‒ перцепция. Третий, высший уровень, – монады-духи. Для них характерны уже не только восприятие, но сознание восприятия, сознание сознания ‒ апперцепция. Эта высшая познавательная способность позволяет не только фиксировать текущие состояния, но и восходить к их источнику – к Богу и той логической системе, которая является предпосылкой всякого Бытия и которая в чем-то превосходит и самого Бога.

1 Цит.: Краткая история философии. М.: Олимп, 1997. С. 280.

2 Там же.