Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уголовное право (2).docx
Скачиваний:
285
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
223.08 Кб
Скачать

36. Приготовление к преступлению: понятие, признаки и виды. Отли­чие приготовления к преступлению от обнаружения умысла.

Первую стадию совершения преступления составляют подготовительные действия, которые создают благоприятные условия для совершения запланированного преступления, т. е.приготовление к преступлению.

Приготовление к преступлению состоит из следующих альтернативных действий:

– приискания средств или орудий совершения преступления – это их приобретение любым способом – путем купли-продажи, получения в дар, взятия в долг, обмена и т. д.;

– изготовления средств или орудий совершения преступления – создание средств или орудий для совершения преступления как лицом, которое готовится к совершению преступления, так и любым другим лицом по его просьбе;

– приспособления средств или орудий совершения преступления – это изменение их конструкции или формы для того, чтобы эти средства и орудия можно было использовать при совершении преступления;

– приискания соучастников преступления – вовлечение в совершение преступления других лиц путем подкупа, угроз, уговоров и т. д.;

– сговора на совершение преступления – достижение согласия на совершение преступления двумя или более лицами;

– иного умышленного создания условий для совершения преступления.

Приготовление имеет место в тех случаях, если преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица, готовящегося к его совершению, обстоятельствам.

Приготовление возможно только в преступлениях с умышленной формой вины.

Возможны случаи, когда до пресечения действий виновный успевает выполнить состав другого преступления. В таких случаях на общих основаниях виновный подлежит ответственности за оконченное преступление и, кроме того, за приготовление соответственно к убийству или разбойному нападению.

Уголовно наказуемо только приготовление:

– к тяжкому преступлению, которым является умышленное деяние, за совершение которого максимальное наказание, предусмотренное в УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы;

– особо тяжкому преступлению – им признается умышленное деяние, за совершение которого в УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Признаками приготовления к преступлению являются:

1) приготовление к преступлению – это умышленное создание условий для совершения умышленного преступления, не доведенного до конца по не зависящим от лица обстоятельствам;

2) приготовление к преступлению квалифицируется по ст. 30 УК РФ и по статье Особенной части УК рФ, предусматривающей ответственность за это преступление;

3) если в процессе совершения приготовительных действий субъект выполнит состав другого (а не того, к которому готовился) преступления, он отвечает и за это оконченное преступление, и за приготовление к соответствующему преступлению;

4) наказание за приготовление к преступлению обязательно снижается.

Срок или размер наказания за приготовление не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление. При этом смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются.

 Отличие приготовления к преступлению от обнаружения умысла

Как отмечается в юридической литературе существует мнение, что начальной стадией умышленного преступления следует считать обнаружение умысла[17].

Однако, следует не согласиться с этой точкой зрения.

Обнаружение умысла вообще не может быть стадией преступления исходя из законодательного определения оконченного и неоконченного преступления (ст. 29) и понятия преступления (ст. 14).

Это связано с тем, что, как уже отмечалось, в основу уголовной ответственности кладется только деяние, опасное во внешнем выражении, то есть опасное для интересов личности, общества и государства (разумеется, с учетом необходимого виновного отношения).

В обнаружении умысла еще нет общественно опасных действий, а всего лишь преступное намерение, мысль, хотя и объективированная. Российское же уголовное законодательство преступными и наказуемыми признает не мысли, намерения или желания, а только общественно опасные поступки человека. Поэтому обнаружение умысла не признается стадией совершения преступления[18].

Тем не менее, если установлено, что лицо обнаружило умысел на совершение преступления, следует сделать все возможное для предотвращения задуманного лицом преступления. Таким образом, обнаружение умысла на совершение преступления имеет важное значение, например, в профилактической деятельности органов внутренних дел.

Ненаказуемую угрозу совершить преступление надо отличать от угрозы совершить общественно опасное деяние как оконченное самостоятельное преступление в случаях, когда эта угроза в качестве такового предусмотрена уголовным законом[19]. В соответствии с нормой закона такая угроза уголовно наказуема, например, ст. 119, 132, 149, 229, 282, 309 УК. Объективная сторона такого преступления заключена в действиях, представляющих собой психическое насилие и выражающихся в высказывании угрозы убить другое лицо, причинить тяжкий вред его здоровью. Способ угрозы не имеет значения, главное - она реальная, в чем и заключается ее общественная опасность.

Так, например, в соответствии со ст. 119 УК подлежит уголовной ответственности "угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления той угрозы". Объективная сторона данного состава преступления заключается в действии - в угрозе причинить потерпевшему указанный вред. Общественная опасность этих действий заключается в воздействии соответствующей угрозы на психику потерпевшего, стремлении виновного запугать его, заставить потерпевшего изменить вследствие этого привычный образ жизни. Для состава данного преступления не имеет значения, был ли у виновного умысел на выполнение указанной угрозы или же такой умысел отсутствовал[20].

В отличие от обнаружения умысла на совершение преступления, когда лицо еще не выполняет каких-либо общественно опасных действий и, следовательно, не преследуется в уголовном порядке, приготовление к преступлению характеризуется не только намерением совершить преступление, но и определенными конкретными действиями, создающими условия для последующего совершения преступления (например, лицо изготовляет подложные документы для совершения мошенничества). Однако, в отличие от покушения, здесь нет еще непосредственного посягательства на охраняемые уголовным законом отношения[21].