Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правоведение 2 / Правоведение_Под ред Мальцева_Учебник_2003 -584с.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
11.02.2016
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Источники норм международного права

Источники норм международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Статья 38 Статута Международного суда содержит перечень источников международного права, которые он применяет при решении переданных ему споров. К таким источникам относятся: международные конвенции1, международный обычай, общие принципы права. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву применяются в качестве вспомогательного средства.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., подчеркивает все возрастающее значение международных договоров как источников международного права. Международный договор характеризуется как основной источник по следующим причинам:

— договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон;

— договорным регулированием охвачены сегодня все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами;

— договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.

Отраслью международного права принято считать совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно межгосударственные отношения определенного вида. К отраслям международного права относятся: право международных договоров, право международных организаций, право международной безопасности, право внешних сношений, международная защита прав человека, международное гуманитарное право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное право окружающей среды, международное экономическое, социальное и культурное сотрудничество. Целый ряд отраслей международного права, как, например, международное уголовное право, международная борьба с преступностью и другие, находятся в процессе становления.

К институтам международного права относят институт признания, территорию в международном праве, институт правопреемства, институт международной ответственности.

Международный договор – основной источник международного права

Договором называется заключенное между государствами или другими субъектами международного права соглашение, предназначенное для регулирования их взаимоотношений путем создания международно-правовых обязательств.

Международные соглашения регулируют политические, экономические и культурные отношения между государствами. Эти соглашения могут носить разные названия.

В основе признанного в доктрине международного права определении международного договора лежит соглашение. Оно служит главным методом согласования воль государств путем принятия решений и создания норм, призванных регулировать международные отношения, в которых отсутствует надгосударственная власть. Поэтому соглашение так или иначе присутствует во всех международно-правовых договорах, несмотря на различные их наименования и формы. В прошлом это могли быть трактаты, в настоящее время это чаще всего — договоры, пакты, соглашения, конвенции, акты, протоколы, статуты и уставы.

Конвенциями и пактами называются соглашения, регулирующие отношения между государствами по специальным вопросам, например Конвенция ООН по морскому праву, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция о правах ребенка, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт о социальных и экономических правах.

Протоколы, выступая в роли самостоятельного международного договора, как правило, связаны с текстом какого-либо договора. При помощи протокола дополняется, меняется, конкретизируется или расширяется содержание данного договора. Таковыми являются большинство протоколов к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, Протоколы к Женевским конвенциям 1949 г. Нередко в названии протокола подчеркнут его факультативный (необязательный), характер, что дает право участнику стороны основного договора воздержаться (навсегда иди на время) от принятия юридических обязательств по Протоколу (например, Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин).

Статуты и уставы это, как правило, учредительные акты международных организаций или органов (статут Международного Суда ООН, Устав ООН, Устав Совета Европы и т.д.).

Международные договоры разделяют по числу участников (двусторонние и многосторонние); по предмету договора (по различным отраслям международного права); по срокам (срочные и бессрочные).

Декларации, резолюции международных организаций и политические соглашения относятся к не правовым формам международных актов. Не будучи юридически обязательными, эти акты обладают значительной морально-политической силой. В качестве примера можно указать на резолюции Генеральной ассамблеи ООН, региональных организаций и акты, принятые участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне ОБСЕ). Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет следующие стадии заключения договора:

Принятие текста это формальный акт, посредством которого устанавливаются форма и содержание предлагаемого договора. Тексты двусторонних договоров или договора с небольшим числом государств принимаются единогласно всеми участвующими в его составлении государствами. Текст многосторонних договоров принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применять другое правило. Так, например, тексты, разработанные в рамках ООН, принимаются на соответствующих конференциях путем голосования резолюции об одобрении, к которой прилагается текст принятого договора.

2. Установление аутентичности текста. Предусмотренная в тексте договора или согласованная между государствами процедура фиксации того, что принятый текст международного договора является окончательным и изменениям не подлежит, называется установлением аутентичности текста. При отсутствии такой процедуры аутентичность текста устанавливается:

путем подписания (нередко установление аутентичности текста совпадает с окончательным подписанием договора);

подписания ad referendum;

парафирования (уполномоченные договаривающихся государств ставят свои инициалы под текстом договора в свидетельство того, что данный согласованный текст является окончательным и не подлежит изменению).

3. Выражение согласия на обязательность договора. Согласие государств на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, ратификацией, принятием, утверждением, присоединением. Именно на этой стадии происходит рождение международного договора как источника международного права, возникают обязательные договорные нормы. Форма выражения согласия на обязательность договора предусматривается в тексте договора.

Особое место среди форм выражения согласия на обязательность договора занимает ратификация — утверждение международного договора высшим органом государства. Ратификация обычно воплощается в двух различных актах — международной ратификационной грамоте и внутригосударственном нормативном акте (законе, указе).

Международное право не устанавливает внутригосударственной процедуры ратификации. Процедура ратификации, как другие формы признания согласия на обязательность договора, регулируется конституциями и другими законодательными актами государств. Они определяют органы, осуществляющие ратификацию, их компетенцию и взаимодействие в этом процессе, устанавливают, какие договоры подлежат ратификации. Все это внутреннее дело каждого государства. Международное право не устанавливает внутригосударственной процедуры ратификации, ровно, как и перечня договоров, подлежащих ратификации.

В большинстве государств ратификация чаще всего осуществляется главой государства, иногда — самим парламентом. В Российской Федерации, согласно Конституции, ратификация производится в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Президент подписывает законы, в том числе о ратификации, а также ратификационные грамоты.

Конституция Российской Федерации, как и конституции других государств, приверженных принципам демократического правового государства, демонстрирует сближение государственного и международного права. Подтверждая приверженность упрочению международной законности, она закрепляет правовые основы взаимодействия России с мировым сообществом и предоставляет международному праву особое положение в правовой системе страны. Конституция России установила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (договоры, участником которых она является — Прим. авт.) являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Термин «правовая система» означает, что международные нормы не приравниваются к законодательству. В отличие от законодательства, в правовой системе страны международные нормы могут занимать различное положение. Устанавливаемый п. 4 ст. 15 приоритет правил международного договора по отношению к противоречащим им правилам внутренних законов означает, что в случае обнаружения противоречия суды должны применять не правила закона, а нормы, содержащиеся в договоре. Здесь есть одно исключение. Может возникнуть ситуация, когда законом предусмотрено более благоприятное регулирование по сравнению с международным договором. В этом случае, исходя из принципа, что подписание международного договора не должно ухудшать положение субъектов внутреннего права, следует руководствоваться нормами закона. В ряде международных договоров содержатся так называемые защитительные оговорки, в которых прямо говорится об этом. Например, ч. 2 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит, что никакое ограничение или умаление каких бы то ни было прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо из участвующих в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме. Аналогичные защитительные оговорки присутствуют в конвенции о правах ребенка и других международных актах.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. подтвердил конституционное положение о том, что международные договоры являются составной частью ее правовой системы, и приверженность основополагающему принципу международного права ― принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Включение заключенных Российской Федерацией международных договоров в правовую систему страны и придание им особого статуса, означает, что в своей деятельности все органы государства обязаны руководствоваться не только внутренними законами, но также и официально опубликованными и имеющими для России юридическую силу международными договорами.

Это принципиальное положение было подтверждено Конституционным судом Российской Федерации. В его постановлении от 31 июля 1995 г. говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом»1.

Необходимо отметить, что статус, приданный международным договорам Конституцией Российской Федерации, в целом соответствует международному праву и тенденциям его развития. Статью 15 Конституции нельзя рассматривать как ограничивающую суверенитет России, так как помимо того, что она была включена добровольно, заключение тех или иных договоров определяется прежде всего национальными интересами государства и всецело зависит от его воли. Согласно Конституции, решение о согласии Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, выраженное путем подписания, ратификации, присоединения и т. д., принимаются исключительно органами государственной власти Российской Федерации. Конституционным и не противоречащим международному праву является право Российской Федерации, как и любого другого государства, на прекращение (денонсацию) и приостановления действий международных договоров. Более того, на Конституционный суд Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать соответствие положений не вступивших в силу международных договоров Конституции Российской Федерации. Следовательно, чтобы обеспечить фактическую реализацию приоритета нормы международного права на внутригосударственном уровне, требуется добровольное осуществление ряда мер со стороны государства, обеспечивающих конституционное признания юридической обязательности тех или иных договоров.

Принципиально важно и то, что непременным условием действия содержащихся в международном договоре норм в правовой системе Российской Федерации является вступление договора в силу. Так, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., только действующий договор порождает юридические последствия. Постановление Пленума Верховного суда от 31 декабря 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (п. 5) нацеливает суды на применение именно вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров. Ссылки на другие международные акты, могут носить только вспомогательный характер, использоваться для этого, чтобы обогатить аргументацию решения, а не как обоснование постановления по делу, как доказательство применения того или иного акта.

Важно и то, что международный договор «автоматически» не отменяет внутренние законы, которые несовместимы с ним, если только договорные постановления не являются самоисполняющимися. Чаще в тексте международного договора содержатся указания на необходимость принятия соответствующих международных актов. Так, ст. 1 и 2 Международного пакта об экономических правах говорят о том, что государства обязуются осуществлять провозглашенные в пакте права лишь в максимальных пределах имеющихся ресурсов и лишь путем принятия соответствующих законодательных мер. Конвенция МОТ № 11 (ст. 2) содержит обязательство государств проводить посредством согласованных с национальными условиями и практикой методов «национальную политику», направленную на поощрение равенства возможностей в отношении труда и занятости.

Несмотря на все демократические процедуры, обеспечивающие право государства определять, какие договорные нормы международного права станут частью его правовой системы, приходится констатировать, что в момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. отечественная юридическая наука и еще в большей мере практика не были подготовлены к изменениям, вносимым Конституцией в правовую систему страны. В первые годы появились законодательные акты, по существу переистолковывающие конституционные положения.

Для избежания подобного, а также осознанного применения международных норм необходимы: конституционный механизм контроля за соответствием национального права международным обязательствам; экспертиза на соответствие законопроектных работ международному праву; внесение ясности в определение международно-правовой природы межведомственных договоров (едва ли можно предположить, что правило межведомственного договора обладает приоритетом в отношении правил закона).

Необходимо повышение квалификации практикующих юристов, включение в программы по специальности «юриспруденция» курса международного права, пропаганда внешнеполитических документов, повышение профессионализма деятельности средств массовой информации в этой сфере, а также рост уровня международно-правового сознания в целом. Без эффективной работы по всем этим направлениям международное право не в состоянии реально войти в правовую систему страны.