Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7_Праздники эпохи Петра I.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
55.3 Кб
Скачать

История эстрады. История массовых праздников.

Билет №7. Праздники Петра I.

Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Пётр I, устроив в Москве в 1697 году первый триумф по случаю взятия Азова. С тех пор торжества стали обычаем. К устройству празднеств привлекались специалисты, техники, поэты писали оды.

Торжественно-весёлым было карнавальное шествие, устроенное Петром на Масленицу. Целый день к Кремлю двигались военно-морские суда на санях, сам царь был одет капитаном и ехал на 20-пушечном корабле, запряженном в 16 лошадей. За царём ехала гандола, в которой восседала царица, одетая в одежду крестьянки, окруженная дамами. Следом за ней тянулась «неугомонная обитель», т.е. маскарад. Весь маскарад ехал на санях, которые были оформлены в виде драконовой пасти. Шуты были наряжены в костюмы животных. Также на колеснице восседал Нептун с трезубцем. У входа в Кремль всю вереницу встретили пушечными залпами и фейерверком.

Военные («викториальные») праздники

Помимо ежегодных царских праздников при Петре I появляется ряд военных празднеств, которые использовались для повышения авторитета новой регулярной армии и флота и прославления успехов русского оружия и изматывавшей страну Северной войне. К 1725 г. ежегодными торжествами отмечались 7 викторий и заключения Ништадтского мира. Повторяемый из года в год праздничный военный цикл открывался 27 июня воспоминанием о славной Полтавской баталии, 27 июля праздновали морские победы при Гангуте и Гренгаме, 9 августа - взятие Нарвы, 28 сентября - победу при Лесной, 11 октября - взятие Шлиссельбурга, 16 октября - битва при Калише. Наконец, 30 августа ежегодно отмечались годовщины Ништадтского мира. Дни Полтавского сражения и заключения Ништадтского мира являлись всероссийскими праздниками. Торжества всегда проводились там, где находился царь - чаще всего в Петербурге.

Форма торжества в большинстве случаев была единой. В Петербурге утренняя церковная часть состояла из литургии, молебна и проповеди в Троицком соборе в присутствии императорской фамилии, знатных лиц и выстроенных в параде войск. На Царицыном лугу царь-полковник угощал вином и пивом гвардейские полки. На Неве против дворца бросал якорь украшенный флагами и вымпелами царский фрегат. Ночью город, крепости и фрегат освещала иллюминация.

Маскарадная традиция в реформах Петра I.

В России маскарадная традиция получила культурный импульс с реформами Петра I.

До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов, и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры. В светской же культуре допетровской эпохи ни а каком переодевании в чужой костюм не могло быть и речи.

Осознавая глубину воздействия на массовое сознание театральных представлений, Петр I начал использовать элементы переодевания в своей борьбе за реформы. Так возникла и начала развиваться в России традиция аллегорических маскарадов, в которых на первый план выступали аллегорические сюжеты чаще всего с дидактическим подтекстом, выраженные набором сцен и жестов. Такие маскарады были тщательно продуманы. Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, разучивались роли, а зрители из окон, с балконов и крыш домов смотрели на это представление.

Главной их формой, сохранившейся, кстати, на протяжении полувека, были маскарадные процессии, число участников которых нередко доходило до тысячи человек. Участники процессий распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура – Бахус, Нептун и другие римские боги.

Для Петра было важно вырвать у Церкви авторитет. Поэтому нередко царь высмеивал церковных иерархов, включая в маскарадные процессии аллегорические фигуры, одетые в маски этих иерархов.

Так, например, в 1715 году был устроен грандиозный пародийный свадебный маскарад, на котором венчали князя-папу. Все комические фигуры этого шествия были снабжены музыкальными инструментами, гудками, барабанами, трещотками. Пародийные «молодые по роли, а не по возрасту» обвенчанные 90-летним священником отправились с шутовской музыкой под колокольный звон через всю Москву. Молодым было устроено брачное ложе в большой бутафорской деревянной пирамиде, внутри освященной свечами. Ложе было убрано хмелем, а по сторонам его стояли бочки с вином, пивом и водкой. После этого, почти целый месяц устраивались церемониальные прогулки, пиршества, угощения для народа.

Пародийный образ князя-папы нужен был Петру для борьбы с церковной оппозицией в лице Патриарха Никона, который выступал против нововведений. Петр I, придумав этот образ, не раз лично принимал участие в написании сценария к очередному маскарадному шествию.

Потешные, или весёлые огни.

Так в прошлых веках называли пиротехнические фейерверки. Но особенную популярность веселые огни смогли получить только при царствовании Петра I, который не только достаточно сильно увлекался праздничными фейерверками, но и активно принимал самое живое участие в их организации.

Изначально праздничные пиротехнические фейерверки устраивались преимущественно в большой Москве, а затем и в городе Петербурге: в праздник Новый год, “на день рождения великого царя, на воспоминания о великой Коронации”, а также в случае победы над врагом. В Центральном государственном архиве, содержащем большое количество древних актов хранятся собственноручные записи великого царя и правителя Петра I, о том, как, правильно заряжать “бураки”, знаменитые “светящиеся ядра”, или же делать химические составы разноцветных огней. В делах великого правителя хранится и характерная рукописная книжка.

Первый праздничный фейерверк, какого город Москва еще никогда до этого не видела, был организован на речке Пресне, а именно 26 февраля 1690 года. Разноцветные огни в самых неординарных фигурах, которые были придуманы самим великим царём, горели даже глубокой ночью. То же самое действо повторялось и в последующие годы на каждую масленицу. В далеком 1702 году в городе Москва на случай первой победы над шведскими войсками был пущен праздничный фейерверк и разноцветные огни.

«В России порохом дорожат не более, чем песком», - удивлялись иностранцы роскоши русских фейерверков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]