Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пенитенциарная социология-2011-пр.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
171.52 Кб
Скачать

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.

Пенитенциарная социология Учебно-методический комплекс

Специальность: 030501.65 (021100) – Юриспруденция

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

ББК 60.56

    П 25 Пенитенциарная социология: учебно-методический комплекс / авт.-сост. В.Б. Малинин. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 27 с.

Утвержден на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 6 от 12.01.2011 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол № 5 от 21.02.2011 г.

Автор-составитель

доктор юридических наук, профессор В. Б. Малинин

Рецензенты

доктор юридических наук, профессор

Е. А. Галактионов;

доктор юридических наук, профессор

С. А. Денисов

Ответственная за выпуск Н. А. Фролова

Компьютерные работы М. П. Жуковой

© В.Б. Малинин, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011

Пояснительная записка

Успех борьбы с преступностью, особенно с профессиональной, немыслим без знания ее среды, законов, обычаев. Изучению преступной среды и призвана помочь новая наука – пенитенциарная социология. Изучение профессиональной преступности затруднено из-за специфического характера этой деятельности и длительных, устойчивых связей между преступниками.

Для того чтобы изучить профессиональную преступность «изнутри», нужно изучить ее историю, – без этого невозможно понять современные тенденции развития этого явления. Например, когда мы сегодня говорим о зарождении рэкета, то забываем собственную историю: еще в XVIII в. «Ванька-Каин» обкладывал данью всю Москву.

История профессиональной преступности – это история преступных войн: первая была в 20-х годах между старыми ворами «Иванами» и новыми – «жиганами», вторая – знаменитая «сучья война», третья – борьба «нэпманских воров» с «апельсинами» (кавказскими ворами), четвертая идет и сейчас – война между «ворами» и «бандитами».

Когда сегодня говорят о невозможности справиться с профессиональной преступностью, опять-таки следует вспомнить недавнее прошлое. Когда государство в конце 50-х годов всерьез взялось за профессиональных преступников, то в последующие годы о них долго не было слышно,

Профессиональная преступная деятельность отличается от какой-либо другой противоправной деятельности тем, что вырабатывает у ее носителя определенные знания, практические навыки, иногда доведенные до автоматизма, обеспечивающие оптимальность достижения цели при наименьшем риске быть разоблаченным. Этим объясняется дифференциация и многообразие спецификаций в преступной деятельности, постоянное совершенствование ее криминальных приемов и способов.

В настоящее время, по данным МВД, насчитывается свыше 100 криминальных специальностей. Только среди воров существует свыше 25 разновидностей. Их изучение также входит в задачу пенитенциарной социологии.

На первый взгляд кажется, что преступность представляет собой хаотичное явление. На самом деле профессиональная преступность имеет строго иерархическое построение. Кроме «рабочих разных специальностей» есть «генералы преступного мира», которые руководят им, собирают налоги, организуют внутреннюю жизнь тюрем и колоний – так называемые «воры в законе». Изучение их представляет значительную сложность, так как внедриться в их среду практически невозможно, а сами они не расположены к откровенным разговорам.

Тюремный мир – это особый мир со своей кастовой системой взаимоотношений и жестокими законами. Человек, нарушивший тюремный закон, попадает в вечную зависимость от других осужденных, , становится отверженным, изгоем в преступном мире. С ним нельзя даже разговаривать, прикасаться к нему.

Знание тюремных законов, тюремных порядков необходимо каждому сотруднику внутренних дел.

Уголовный мир не может существовать без связей преступников между собой. Таких связей сотни. Знание уголовной среды не будет завершенным без знания ее субкультуры.

Рассматривая татуировки осужденных как предмет исследования и диагностики преступной среды, следует оговориться, что это довольно сложная проблема. Но татуировки облегчают работу уголовного розыска. По татуировке можно дать почти полный портрет исследуемого: как зовут, когда родился, когда женился, какой «масти» и статуса, сколько было «ходок» в колонию и т.д.

Уголовный жаргон необходимо знать потому, что с его помощью преступники договариваются между собой. К нему прибегают обвиняемые на очных ставках и при случайных встречах с соучастниками.

Субкультура преступного мира включает в себя фольклор преступников, блатные песни, присущие им этику и мораль.

Итак, можно сделать вывод, что пенитенциарная социология – наука, изучающая преступный мир, его историю, традиции, субкультуру, т.е. неформальные нормы поведения, установки, законы, татуировки, жаргон и т.п.