Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / История ОГиП / Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. (изд. 2-е, перераб.) - 'Зерц.rtf
Скачиваний:
203
Добавлен:
15.02.2016
Размер:
2.22 Mб
Скачать

2. Интернационализм

Коммунистическое движение родилось под бессмертным лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Российская социал-демократическая рабочая партия в своей первой программе записала требование равноправия всех граждан независимо от расы и национальности *(112).

В условиях России это требование было особо необходимо, ибо она была многонациональной. Перепись 1897 г. выявила 146 языков и наречий, что, по мнению специалистов, еще не охватывает всего национального многообразия страны *(113).

Экономическое, политическое и культурное развитие народов России было весьма неодинаково. Высокоразвитой во всех отношениях была русская нация. К ней вплотную примыкали поляки и финны, которые, по мнению В.И. Ленина, были наиболее культурными нациями России *(114).

Определенного уровня капиталистического развития достигли народы Прибалтики, Украины, Белоруссии, крупные народы Закавказья. Средняя Азия, народы Поволжья и Урала стояли несколько ниже. Капиталистические отношения у ведущих среднеазиатских народов еще не победили. Наконец, имелся большой процент народов Востока и Северо-Востока, которые жили в условиях феодально-патриархального и даже просто патриархального строя. Народы, не прошедшие капитализма и не сложившиеся в силу этого в нации, насчитывали почти 30 млн. человек.

Положение наиболее развитого народа обеспечило великороссам роль организаторов многонационального государства. Объединение ряда народов Европы и Азии вокруг Руси, начавшееся еще в древности, объективно играло большую положительную роль как для самой России, так и для присоединяющихся к ней национальных районов. Благодаря ему создавались лучшие условия для экономического развития как центра, так и окраин, укреплялась мощь Российского государства, обеспечивавшая внешнюю безопасность всей страны и отдельных ее частей, развивался союз трудящихся классов всех народов для совместной борьбы с эксплуататорами, росли культурный обмен, взаимосвязь между народами России. Это объединение было проявлением преобладающей тенденции исторического развития наций и народностей - тенденцией к интеграции, процесс каковой в равной мере и неизбежен, и прогрессивен.

Однако объективно прогрессивный характер объединения народов России находился в остром противоречии с его формами. Присоединение различных областей к России означало не только объединение различных народов с русским народом. Оно означало вместе с тем подчинение этих народов царизму. Царизм же, угнетавший прежде всего русский народ, осуществлял не только социальный, но и национальный гнет по отношению к другим нациям, народностям и национальным меньшинствам. Царская Россия была средоточием всякого рода гнета, и национальное угнетение занимало далеко не последнее место. Царизм угнетал нерусские народы в экономическом, политическом и культурном отношении.

Царское правительство пыталось сохранить за национальными окраинами, главным образом восточными, положение аграрно-сырьевых придатков центральной России. Уродуя их экономику, царизм старался закрепить вековую отсталость этих районов.

Консервация отсталости национальных окраин дополнялась прямым ограблением их коренного населения. Главной формой такого ограбления была раздача "инородческих" земель русским дворянам, чиновникам, кулакам-переселенцам, принявшая широкий размах в Средней Азии, Казахстане, Башкирии и даже в малоземельном Закавказье.

Одной из форм экономического угнетения народов России была налоговая политика царизма. Налоги на национальных окраинах были намного выше, чем в центральной России.

В национальных районах условия труда были значительно хуже. При этом существовала разница в оплате за равный труд между русскими и национальными рабочими, не в пользу последних, конечно. Существовали различные ограничения для коренного населения в приеме на работу.

Экономическому угнетению нерусских народов соответствовало и притеснение их культуры. Основной идеей царской политики в этом отношении являлось стремление к русификации национальных окраин. В этих целях всемерно притеснялись школа, театр и другие культурные учреждения нерусских народов, запрещалось в той или иной мере пользование родным языком и т.д.

Экономическое и культурное угнетение народов России дополнялось и закреплялось политическим гнетом. Почти все нерусские народы Российской империи были ограничены в политических и общегражданских правах. Они обладали меньшей правоспособностью, чем великороссы. Третьеиюньский избирательный закон лишил избирательных прав все народы Сибири и Средней Азии, значительно урезал представительство от Кавказа и Польши. И до этого не имели избирательных прав "бродячие инородцы". Не могли быть избранными лица, не знающие русского языка.

Нерусские народы были ограничены и в свободе передвижения и поселения (например, известная черта оседлости для евреев), и в выборе занятия и профессии (ограничения в приеме на работу нерусских или не знающих русского языка), и в приобретении имущества и заключении сделок (например, льготы и преимущества для русских помещиков и купцов при покупке имений в западных губерниях и запрещение приобретать землю католикам).

Буржуазное Временное правительство, вынужденное считаться с революционным подъемом, с оживлением национального движения, провело некоторые мероприятия, направленные на разрешение национального вопроса.

Важнейшим актом, посвященным этой проблеме, явился декрет Временного правительства "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", изданный 20 марта 1917 г. Декрет провозглашал: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются" *(115).

Но Декрет от 20 марта и другие постановления Временного правительства, касающиеся национального вопроса, были направлены не на освобождение нерусских народов, а главным образом на устранение ограничений для национальной буржуазии. Характерно, что одним из первых актов в этой области было постановление "О немедленном облегчении образования акционерных обществ и устранении из их уставов национальных и вероисповедных ограничений" *(116), изданное 10 марта 1917 г.

Другой характерной чертой национальной политики Временного правительства являлось то, что отменялись далеко не все ограничения нерусских народов. В частности, декрет от 20 марта разрешал пользование родными языками лишь в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях и при ведении торговых книг. Единственным государственным языком остается по-прежнему только русский.

Антинародной политике Временного правительства партия большевиков противопоставила свою ясную и четкую программу по национальному вопросу. В специальной резолюции Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) говорилось: "Партия требует включения в конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций, какие бы то ни было нарушения прав национальных меньшинств" *(117). Этот пункт, как и всю свою программу, Коммунистическая партия стала проводить с первых дней существования Советской власти. Партия исходила из ленинской идеи о том, что "целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их". Однако "подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетенных наций..." *(118).

Предполагалось первоначально, что уже II Всероссийский съезд Советов обсудит национальный вопрос. На заседании ЦК большевистской партии 21 октября 1917 г. И.В. Сталин предложил подготовить к съезду доклады о войне, о власти, о земле, о рабочем контроле, о национальном вопросе, о текущем моменте. Центральный Комитет принял это предложение и поручил подготовить тезисы по первым трем пунктам В.И. Ленину, а по национальному вопросу - И.В. Сталину *(119). Однако кроме порученных В.И. Ленину другие вопросы, как известно, в качестве самостоятельных на съезде не стояли. Это определялось, очевидно, тем, что в напряженной обстановке, в которой проходил съезд, необходимо было сосредоточить внимание на максимально узком круге наиболее важных проблем. При всей важности национального вопроса он не стоял в этот момент столь же остро, как вопросы о власти, о мире, о земле *(120).

Однако, хотя национальный вопрос и не обсуждался специально, он все же нашел отражение в решениях съезда. Съезд Советов заверил, что Советская власть обеспечит народам право на самоопределение, потребовал предоставления этого права всем народам мира, положил начало созданию специального органа национальной политики Советского государства - Народного комиссариата по делам национальностей. И уже через неделю - 2 (15) ноября 1917 г., была издана известная Декларация прав народов России, достаточно развернуто и полно провозгласившая основные принципы большевистской национальной политики Советского государства.

Декларация провозглашала равноправие народов России, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих Россию *(121).

Идея национального равноправия отражалась и в различных актах, посвященных тем или иным конкретным вопросам.

Обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока", подписанное председателем СНК В.И. Лениным и наркомом по делам национальностей И.В. Джугашвили-Сталиным 24 ноября 1917 г., заявляло: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов - Советов рабочих, Солдатских и крестьянских депутатов" *(122).

В ноябре 1917 г. ВЦИК и СНК решили передать украинскому народу исторические реликвии - военные трофеи, взятые у Украины при лишении ее самоуправления в XVIII в. Этим актом подчеркивалась ликвидация угнетенного положения украинского народа *(123).

Статья 4 Основного закона о социализации земли прямо указывает, что право пользования землей не может быть ограничено национальностью *(124). В большинстве случаев, однако, специальной оговорки в законах не делалось. Декрет о земле провозглашал: "Право пользования землею получают все граждане" *(125). Декрет о суде N 1 допускал в качестве обвинителей, защитников и поверенных всех неопороченных граждан (п. 3) *(126). Декрет об организации Красной Армии открывал доступ в ее ряды "для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет" *(127). В этих случаях законодатель полагает само собой разумеющимся отсутствие национальных ограничений, ибо декрет ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов установил "одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики" ( ст. 2) *(128).

Все это было обобщено и закреплено в Конституции. В наиболее общей форме интернационализм советской демократии отражен в ст. 22: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия".

Таким образом, закон устанавливал, что демократия в советском государстве существует не для одного или нескольких народов, а для всех наций, народностей и национальных меньшинств, населяющих страну, для каждого из их представителей.

Но Конституция идет еще дальше. Она предоставляет все политические права не только гражданам России, но и трудящимся иностранцам, находящимся на ее территории. Статья 20 гласит: "Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики, для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству...".

Но как могли попасть зарубежные рабочие и крестьяне в нашу страну, да еще в такое сложное время? Частично ответ на этот вопрос дает ст. 21 Конституции: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления". Однако основная масса трудящихся иностранцев попала к нам другим путем.

В ходе мировой войны многие солдаты германской и австро-венгерской армий, которым империалистические цели правящих кругов были такими же чуждыми, как и русским солдатам, сдавались в плен. Особенно охотно переходили на русскую сторону представители угнетенных в Австро-Венгрии народов - венгры, чехи, словаки. Солдаты из славянских народов не хотели воевать против России и по национальным соображениям, считая русских своими братьями по крови. Авторитет России среди европейских славян, особенно болгар, чехов, был очень высок.

Так или иначе, но к моменту революции на территории нашей страны скопилась большая масса военнопленных. Революция освободила их из лагерей, многие военнопленные под влиянием большевиков участвовали в боях за установление власти Советов, а потом защищали ее в годы гражданской войны. Это было ярким проявлением пролетарского интернационализма.

В составе Красной Армии сражалось множество интернациональных отрядов, объединявших бойцов самых различных национальностей - от венгров до китайцев. Рабочие и крестьяне Германии и Австро-Венгрии, вчерашние солдаты их армий, считали необходимым сражаться за первое в мире социалистическое государство. Они видели в нем общее отечество всех трудящихся и эксплуатируемых. Вместе с тем они не оставляли надежды на то, что революция произойдет и в Западной Европе, где понадобится их участие. Очень скоро это, действительно, оправдалось. Вожди венгерской революции, руководители Венгерской Советской республики 1919 г. - Бела Кун, Тибор Самуэли и другие - прошли школу революционной борьбы в России. Американский журналист Альберт Рис Вильямс в начале 1918 г. вступил в Красную Армию, помог создать интернациональный отряд, а затем вернулся в США, чтобы нести правду о Советской России *(129). Словак Кирилл Доргак, военнопленный, вступил в 1918 г. в Красную Армию, а в 1919 г. вернулся на родину, стал впоследствии членом КПЧ *(130). Таких примеров можно привести множество. В силу этого вполне естественным было предоставление трудящимся иностранцам всех политических прав, которыми обладали граждане РСФСР.

На практике иностранцы имели не только политические, но и все иные права граждан Советской России. Иногда это специально подчеркивалось законом. Например, Основной закон о социализации земли предоставлял иностранцам даже такое существенное право, как право землепользования. Статья 4 Закона предусматривала, что право пользования землей не может быть ограничено подданством человека.

Конституция предусматривала и упрощенный порядок перехода в российское гражданство. Статья 20 предоставляла право приема в гражданство местным Советам, причем "без всяких затруднительных формальностей".

Нормы, установленные ст. 20, обусловливались еще одним историческим обстоятельством. В 1918 г. революционный пожар все больше охватывал Европу. Казалось, что мировая пролетарская революция, сокрушающая границы, устанавливающая международное единство трудящихся, - дело ближайшего будущего. В этих условиях считаться с гражданством трудящегося человека казалось по крайней мере нелогичным.

Таким образом, Конституция РСФСР проводила идею интернационализма советской демократии для всех народов, населяющих страну.

Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало ликвидации эксплуатации, утвердившая национальное равноправие, означала, что развернулся процесс становления новой исторической общности - советского народа.