Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
17-04-2014 Теория организации / Теория организации_Тема 3_Зан1_2.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
705.71 Кб
Скачать

Тема 3. Організація як система

Заняття 3.1.

  1. Формування системних уявлень: Платон, Аристотель, Кант, А. Смит.

  2. Системність як загальна властивість матерії. Системний підхід (погляд). Стан системи, властивості системи, поведінка системи, дія, подія.

  3. Будова систем: підсистема, елемент, структура, зв'язок. Атрибути зв'язку: спрямованість, сила, характер.

Вопрос 1.

Понятия «система» и «системность» играют важную роль в современной науке и практике. Начиная с середины XX в. ведутся интенсивные разработки в области системного подхода к исследованиям и теории систем. В то же время само понятие системы имеет длительную историю. Первоначально системные представления сформировались в рамках философии: еще в античном мире был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Древние философы (Платон, Аристотель и др.) толковали систему как мировой порядок, утверждая, что системность — свойство природы.

(Иванова_Приходько)

Познанием целого занимался еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своем философском трактате «Метафизика» [11, с. 148— 149] он писал: «Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно... целостность есть некоторого рода единство». Известное аристотелевское положение «целое — больше суммы его частей» до сих пор остается важнейшей харак­теристикой организованной целостности.

(Алиев)

Принципы системности активно исследовались в философии (например, И. Кант стремился обосновать системность самого процесса познания) и в естественных науках. Наш соотечественник Е. Федоров в конце XIX в. пришел к выводу о системности природы в процессе создания кристаллографии.

Принцип системности в экономике формулировал и А. Смит, сделавший вывод, что эффект действия людей, организованных в группу, больше, чем сумма одиночных результатов.

(Иванова_Приходько)

Создание целого осуществляется посредством интеграции, иначе говоря, интеграция — это объединение частей в единое целое.

Виталистическая теория дедукции или философской при­чинности предполагает следующие взаимоотношения целого и его частей:

Целое первично, а части вторичны.

Интеграция — это условие взаимосвязанности многих час­тей внутри одной.

Части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любую из них влияет на все остальные.

Каждая часть имеет свое определенное назначение с точки зрения той цели, на достижение которой направлена деятель­ность всего целого.

Природа частей и их функций определяется положением частей в целом, а их поведение регулируется взаимоотношения­ми целого и его частей.

Целое — это система, или комплекс, или конфигурация сил, и ведет оно себя как нечто единое независимо от степени его сложности.

Все должно начинаться с целого, это предпосылка начала работы. Затем должны быть выделены части и определены их взаимоотношения [13, с. 162].

Первое определение В.Н. Садовский приводит из словаря Вебстера: «Система — сложное единство, сформулированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели». В дан­ном определении критерием системности выступают единство и общий план, служащие для достижения общей цели, т.е. сущест­венными признаками системы являются не факторы, а образо­ванное из них нечто единое.

Более конкретно другое определение из того же словаря Вебс­тера, приводимое В.Н, Садовским: «Система — соединение объ­ектов, объединенных регулярным взаимодействием или взаимо­заменяемостью». Оно существенно дополняет первое через отношения взаимо­действия и взаимозаменяемости, что отличает системное единст­во от других образований.

И, наконец, третье определение из того же словаря характери­зует систему как «упорядоченно действующую целостность, то­тальность», что значительно уточняет первое и второе определе­ния посредством использования признака упорядоченной це­лостности.

Один из основоположников кибернетики Р. Эшби определяет систему «как любую совокупность переменных, которую наблю­датель выбирает из числа переменных, свойственных реальной «машине». Если абстрагироваться от неопределенности понятия «переменная», то, в отличие от приведенных ранее, данное опре­деление непосредственно связано с выбором, произведенным на­блюдателем, т.е. системой будет любой выбранный наблюдате­лем объект, если его свойства связаны с определенными фикси­рованными отношениями. В данной трактовке явно просматри­вается условность системных образований.

Интересным с точки зрения выделения нового системного признака является приведенное В.Н. Садовским высказывание Г. Бергмана: «В настоящее время достаточно рассматривать сис­тему как группу физических объектов в ограниченном простран­стве, которая остается тождественной как группа в поддающемся оценке периоде времени». Хотя в данной интерпретации система ограничивается лишь физическими объектами, тем не менее в ней фиксируется такой важный системный признак, как сохра­няемость (устойчивость) во времени.

Следует отметить, что большинство авторов, давая то или иное определение понятию «система», зачастую исходят из кон­кретных условий удобства его использования в собственных ис­следованиях. Поэтому, скажем, кибернетики определяют систе­му по кибернетическим признакам, математики — по математи­ческим, лингвисты — по лингвинистическим, биологи, физики, экономисты, социологи и другие также рассматривают систему с позиций своих научных интересов и не стремятся дать действи­тельно общее определение понятию «система». В той же работе В.Н. Садовского [87] приводится математическое определение системы, выдвинутое А. Раппопортом: «Система с математичес­кой точки зрения — это некоторая часть мира, которую в любое время можно описать, приписав конкретные значения некоторо­му множеству переменных». Приводится и кибернетическое оп­ределение, принадлежащее Дренику: «Система в современном языке есть устройство, которое принимает один или более вхо­дов и генерирует один или более выходов», а также лингвисти­ческое определение Месаровича, согласно которому «абстракт­ной системой называется множество правильных высказываний (формул)».

Таким образом, общее определение понятия системы, с одной стороны, оказывается связанным с потребностью установки не­обходимого и достаточного набора признаков системности, а с другой стороны, эти признаки должны быть приложимы одно­временно к биологическим, физическим, социальным и другим природным и рукотворным явлениям.

(Алиев)