Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnoe_posobie.doc
Скачиваний:
752
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
4.04 Mб
Скачать

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем суть инструментальной ценности науки в Новоевропейской культуре?

  2. Какие важные изменения в жизни европейского сообщества произошли в 18-20 вв. под воздействием достижений науки?

  3. что такое сциентизм?

  4. Что такое антисциентизм?

  5. Какие события в сфере науки и в жизни социума дали основание поставить под сомнение гуманистическую сущность научного познания?

  6. Какие Вы знаете основные нормы научного этоса?

  7. В чем основная причина их социального неприятия?

  8. Какие Вы знаете проявления творческой свободы ученого?

  9. Какие ситуации в жизни социума в наибольшей степени индуцируют проблему социальной ответственности ученых.

  10. Какие Вы знаете формы социального контроля над наукой?

Литература

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М.: Моск. филос. фонд, 1998. – 343 с.

  2. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Урсуя А.Д. Методология науки и стратегия выживания цивилизации. – М.: Изд-во МГУК, 1999. – 338 с.

  3. Биоэтика: проблемы и перспективы. – М.: 1992.

  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: 1988.

  5. Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. – М.: Фирма «Интерпакс», 1994. – 190 с.

  6. Культура и развитие научного знания; Сб.ст. / Отв. ред. И.П. Меркулов. – М.: ИФРАН, 1991. – 150 с.

  7. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 119 с.

  8. Маркова Л.А. Конец века – конец науки? – М.: Наука, 1992. – 134 с.

  9. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы и границы. – Спб: 2000.

  10. Новая технократическая волна на Западе.: Сб.ст., переводы – М.: Прогресс. 1986. – 452 с.

  11. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия: Для вузов – М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. – 396 с.

  12. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.

  13. Философия и методология науки. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.

  14. Философия, естествознание, социальное развитие / Отв.ред. Ю.В. Сачков. – М.: Наука, 1989. –245 с.

  15. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. – М.: Политиздат, 1986. – 339 с.

  16. Этика и ответственность науки // Человек. 2000. №5.

  17. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. – М.: 1998.

  18. Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. 2000. № 5.

Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль а. Философия естествознания и техники

Глава 16. Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания

16.1. Специфика методологии естественнонаучного знания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании

Методология естественнонаучного познания – тип рационально-рефлексивного знания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов и принципов познания мира средствами естественных наук, выявление механизмов становления и функционирования нового научного знания, обоснования его этических и гуманистических приоритетов, междисциплинарных и трансдисциплинарных стратегий.

Как особая отрасль методология естествознания начинает оформляться в 17 в. благодаря исследованиям Ф. Бэкона и Р. Декарта, специально изучавшим методы научного познания и являющимся основоположниками соответственно эмпиризма и рационализма. Значительный вклад внесли в разработку методологических проблем Т. Гоббс, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Кант. В этот период методология научного познания, как и само научное познание, еще не выделились из философии.

В первой половине 19 в. происходит становление дисциплинарного естествознания, оно полностью отделяется от философии, становясь самостоятельной областью познавательной деятельности. К середине 19 в. начинают формироваться основы специализированной методологии естественных наук (Дж.Ст. Милль, У. Уэвелл, У. Джевонсон и др.).

В конце 19-го – начале 20-го веков важную роль в становлении методологии естественных наук сыграл позитивизм (второй его этап – эмпириокритицизм, связанный с осмыслением новых открытий в науке).

Создание специальной и общей теории относительности, квантовой механики инициировали в 1920-х годах глубинный методологический анализ естественных наук, закономерностей их развития, специальных методов познания (А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг и др.) привели к формированию аналитической философии и «третьему позитивизму» - неопозитивизму.

В 1960 гг. большой интерес возникает к концепциям социальной детерминации естественнонаучного знания, для которых характерна антиметодологическая направленность. (Г. Кун, П. Фейерабенд).

В рамках так называемой познавательной методологии науки вместе с тем возникли концепции, оказавшие существенное влияние на современную методологию науки (концепция «парадигм» Т. Куна, методология научно-исследовательских триграмм И. Лакатоса и др).

В рамках методологии естественных наук выявляются такие проблемы, как специфика естественнонаучного познания, объекта и субъекта познания, методов познания, анализ фундаментальных методологических принципов научного познания.

Методологические принципы, будучи ядром научного метода, представляют собой общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу аргументации научного знания, регулирующие направляющие и ориентирующие научную деятельность. К числу методологических принципов естественнонаучного познания относятся:

▪ принцип подтверждаемости (принцип верификации);

▪ принцип фальсифицируемости (опровергаемости);

▪ принцип наблюдаемости;

▪ принцип простоты (направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей – «бритва Оккама);

▪ принцип соответствия, характеризующий связь научных теорий в их историческом развитии (с появлением новых более общих теорий, прежние теории не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений, как предельная форма и частный случай новых теорий);

▪ принцип инвариантности (симметрии);

▪ принцип системности (согласованности);

▪ принцип дополнительности (предложен Н. Бором при интерпретации квантовой механики: для полного описания квантово-механических объектов нужны два взаимоисключающих («дополнительных») класса понятий классической и неклассической механики; применим не только в физике, но имеет более широкую методологическую значимость – в психологии, при использовании интроспективного наблюдения, в культурологии, при интерпретации диалога культур и т.д.).

В зависимости от специфики научного познания, исторического развития науки, ее возможностей проникать в тайны мира, выделяют следующие типы исследуемых систем:

▪ малые (простые) системы;

▪ большие (сложные) саморегулирующиеся системы;

▪ сложные саморазвивающиеся системы47.

Образцами малых (простых) систем выступают механические системы. В технике – это машины и механизмы эпохи первой промышленной революции и последующей индустриализации: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, различные станки и т.д. В науке – объекты, исследуемые механикой. Образ часов, как простой механической системы был доминирующим в науке 17-18 вв. и первой половины 19 в. (мир устроен как часы, которые однажды завел Бог, а дальше они идут по законам механики).

Для описания простых систем достаточно исходить из того, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойствами. Связи между элементами подчиняются лаплассовской причинности. Пространство и время предстает как нечто внешнее по отношению к таким системам, состояния их движения никак не влияют на характеристики пространства и времени.

Большие системы обладают новыми характерными признаками. Они дифференцированы на относительно автономные подсистемы, в которых происходит массовое, стохастическое взаимодействие элементов. В системе существует особый блок управления, прямые и обратные связи между ними и подсистемами, что обеспечивает целостность системы. В технике – это станки с программным управлением, заводы-автоматы, системы управления космическими кораблями, автоматические системы регуляции грузовых потоков с применением компьютерных программ и т.п. В живой природе и обществе – это организмы, популяции, биогеоценозы, социальные объекты и т.д.

Специфические характеристики в больших саморазвивающихся системах приобретают категории целого и части, причинности и др. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами.

Причинность здесь не может быть сведена к лапласовскому детерминизму (имеет ограниченную сферу применения) и дополняется идеями «вероятностной» (с учетом стохастического характера взаимодействий в подсистемах) и «целевой причинности» (действие программы саморегуляции как цели). Новые цели возникают и в пространственно-временных описаниях. Например, в ряде ситуаций наряду с представлениями о внешнем времени вводится понятие «внутреннего времени» (биологические часы и биологическое время, социальное время).

Сложные саморегулирующиеся системы – это тип системных объектов, характеризующийся развитием, в ходе которого происходит переход от одного типа саморегуляции к другому. Здесь существует иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни, которые оказывают воздействие на ранее сложившиеся уровни, перестраивая их. В результате система обретает новую целостность, формирует новые подсистемы. Перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей. К саморазвивающимся системам относятся современные компьютерные сети, «глобальная паутина» Internet, все социальные объекты, рассмотренные с учетом их исторического развития.

При формировании новых уровней организации происходит перестройка прежней целостности, появление новых параметров порядка, что требует для описания таких систем включения новых смыслов в категории части и целого, причинности. Категория причинности связывается с представлением о превращении возможности в действительность. Целевая причинность, понятая как характеристика саморегуляции и воспроизводства системы, дополняется идеей направленности развития, которую не следует толковать как фатальную предопределенность. Случайные флуктуации в точках бифуркации формируют структуры, которые ведут систему к некоторому новому состоянию и изменяют вероятности возникновения других ее состояний.

Новые характеристики в саморазвивающихся системах приобретают категории пространства и времени. Появление новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства-времени.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]