Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
На печать.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
8.5 Mб
Скачать

20. Дворовая (усадебная) застройка в белорусской народной архитектуре (типология)

На формирование сельской дворовой застройки оказали влияние природно-ландшафтные условия, этнические традиции и особенности хозяйственной деятельности. Земледелие и животноводство во многом определили структуру поселения и характер двора. В традиционной белорусской усадьбе выделяются три части: чистый двор (жилые постройки вместе с клетями, амбаром и воротами); хозяйственный (хлев, дровяник (сарай для хранения дров), сооружения для инвентаря и рабочих инструментов) и гумнище (территория, отделённая от первых двух частей, на которой стояли гумно и постройки для хранения и сушки сена и кормовых). Жилые постройки и хлева создавали основной объёмно-планировочный комплекс двора, тип которого играл главную роль в формировании застройки.

В восточнославянском ареале известны три типа усадьбы: с крытым двором, где жилые и хозяйственные постройки находились под общей крышей; с полуоткрытым замкнутым в плане двором и двор с открытой застройкой. Традиционный сельский двор белорусов относится к открытому типу, из которого в процессе развития сформировались основные типы застройки и их переходные формы.

На территории Беларуси выделяют два основных типа крестьянского двора: веночный (круглый, замкнутый) и линейный (погонный).

Веночный – более древний (формироваться он начал еще в железном веке), имеет выраженный оборонный характер. Жилье и хозяйственные постройки располагались по периметру двора, доминирующей являлась жилая часть, расположение которой могло быть фланговым или диаметральным. Распространен веночный тип двора в Поозерье — это север Беларуси, территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), часть Минской – и Поднепровье, в которое входит восточная часть (Дубровенский, Оршанский и Толочинский районы Витебской области, основная часть Могилевской области (без Глусского, Бобруйского и Осиповичского районов) и восточная (до Днепра) часть Гомельской области). В этих областях природно-географические условия (сильно залесненный пересеченный рельеф со множеством рек и озер, малоплодородными, заболоченными землями) сдерживали развитие сельского хозяйства. В ходе эволюции жилой дом из глубины двора переместился ближе к улице. Веночный двор является компактным завершённым комплексом, в котором звенья и связи между ними статичные и зафиксированные.

В центральной области, Понёманье и Западном Полесье (на запад и юго-запад от Березины) распространён второй тип двора – погонный. Широкое распространение погонной застройки начинается с середины XVI в. Причиной тому послужила волочная реформа 1557 г., способствовавшая коренному изменению формы землепользования, а вместе с ней и планировки поселений. Пахотные земли одной или нескольких деревень объединялись и делились на три поля: яровое, озимое и пар. В центре среднего поля прокладывалась улица, перпендикулярно к которой нарезались наделы — волоки или части их. «Уставная» деревня могла развиваться только за счет внутреннего деления (семейный раздел полос), расширяться она не могла, и именно в таких условиях и выявлялись преимущества линейной застройки: узкие, вытянутые дворы легко вписывались в 1/4, 1/6 и даже в 1/8 волоки. Со временем волоки стали делиться и в продольном направлении. На узкой полосе друг за другом могло быть выстроено два-три погона.

Основная структурная единица погона — звено – несколько помещений, объединённых общими или дополняющими друг друга функциями. Главным звеном погона является хата и соседствующие с ней помещения. Сочетание хата — сени — камора (клеть, истопка или вторая хата) представляет собой трехкамерное жилище, характерное и для других типов дворовой застройки Беларуси. В формировании его соединяющую роль выполняют сени. Особое звено составляют повети, возовни, сенники, помещения для дров. Оно располагается между главным звеном и хлевами. Такое расположение чаще встречается в погонах восточных и центральных районов. На юге указанные постройки могут располагаться и в конце погона, что объясняется различным временем появления линейных дворов. Помещения для мелкого скота и птицы (телятник, свинарня, овчарня, птичник) строились чаще в конце погона. В центральных районах линейные комплексы менее протяженны и строились относительно быстро. Положение построек и их звеньев определялось уже в ходе строительства.

В центральном регионе и Западном Полесье преобладают однорядные дворы линейного типа, в Понёманье – двухрядные. По сравнению с веночным двором линейный (погонный) представляет собой объект динамичный, который формируется более продолжительное время. Длина погона могла достигать 50м и более.

Имея много общего с типом усадьбы с незамкнутым, открытым двором, или двором украинского типа, белорусский погон, однако, несет в себе и отличительные черты, позволяющие рассматривать его как национальную особенность белорусской застройки

Протяженные линейные дворы имели свои недостатки: некоторые неудобства в пользовании, погоны занимали значительную площадь земельного надела, кроме того, развитие в длину не могло продолжаться безгранично, а предел количественного роста приводил к качественному изменению застройки, из-за чего некоторые погоны отличаются выраженной диспропорцией.

В дворовой застройке в белорусской народной архитектуре можно выделить несколько общих принципов формирования. В первую очередь это принцип функционального соподчинения. Динамика хозяйственного процесса обуславливает механизм объединения построек и помещений в звенья, а звеньев – в единую архитектурно-планировочную структуру. В этом принципе находят выражение несколько целей: это экономия земли, обеспечение минимальных связей, т.е. устройство наиболее коротких расстояний для экономии энергии, необходимой на выполнение функциональных процессов. Как следствие, в народной архитектуре четко выявляется в принятых решениях и формах стремление к компактности планировочных решений. В дворах погонного типа также хорошо отслеживается следование принципам конструктивного единства и объёмно-пространственного соподчинения. Конструктивное соединение звеньев шло различными путями: часто связующим элементом была бревенчатая стена (замет, тын), соединяющая, например, жилое звено с хлевами, или поветь-крыша. Самое распространенное связующее звено — поветь, открытая лишь со стороны денника, в дальнейшем легко превращалась в одно или несколько закрытых помещений. В своей высшей форме принцип конструктивного единства наблюдается именно в тех линейных дворах, звенья которых, связанные планировочно и архитектурно, находятся под одной крышей. Такие погоны, образующие сплошное протяженное строение, назывались стяг.

В конце XIX-начале XX в. сформировался третий тип дворовой застройкидвор с несвязанными постройками. Его появление объясняется развитием двух предыдущих типов, недостатками дворов погонного типа, постепенным его распадом. Исторически распад звеньев определён коллективизацией 1930-х годов, в результате которой из традиционного дворового комплекса выпали целые звенья: стайни, сеновалы и др. Одной из причин стала и борьба с пожарами, которые трудно остановить в дворах погонного типа.

Новый тип двора родился из встречного развития венка и погона и ассимилировал в себе лучшие их качества. Таким образом, начав развитие как две разновидности общего исходного типа периода средневековой хозяйственно-экономической обособленности и пройдя длительный путь развития в условиях постепенного укрупнения феодального хозяйства, веночный и погонный дворы объединились в новый тип — двор с несвязанными постройками, став примером объединительного этнического процесса в материальной культуре белорусов.

Кроме указанных выше типов застроек в Беларуси существовали также переходные варианты, поскольку каждый хозяин при строительстве учитывал особенности своего хозяйства, функциональную целесообразность, взаимодействие, логическую завершенность отдельных строений, возможность свободного подъезда, противопожарную безопасность, рельеф местности и т.д. Наличие переходных форм между венком и погоном (двухрядный погон, разновидность неполного веночного двора, например, Г-образный двор) показывает, что между ними существует тесная взаимосвязь в планировке, в объемно-пространственном решении.