Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

догматика и культ христианства

.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
64 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Крымский университет культуры, искусств и туризма»

РЕФЕРАТ

по РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

на тему:

Догматика и культ христианства

Студентки 1 курса заочной формы обучения

специальность «Хореографические искусство»

Ваврик А.А.

Преподаватель: Микитинец О.И.

г. Симферополь - 2015

Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии, в данном случае – христианства. Обрусевшее слово догмат есть греческое существительное δὁγμα, от глагола δοχἑω, от прошедшего совершенного времени его — δἑδογμαι. Как в самом греческом языке, так и в других языках, заимствовавших из него слово догмат, это последнее всегда означало и теперь означает именно бесспорную истину, твердо установленное положение, нечто в роде математической или логической аксиомы, возвещаемое притом публично и потому общеобязательное, т. е. на практике за ним удержалось одно из второстепенных его значений. Краткий очерк употребления слова догмат у классических писателей, в Библии, в творениях отцов и учителей церкви и у богословов покажет наглядно, какие значения имело и теперь имеет это слово.

В средние века слово догмат не было употребительно. Более употребительным в богословии это слово стало только во второй половине ХVII и особенно в XVIII и в XIX в. Протестанты в XVIII в. и даже несколько раньше стали словом догмат обозначать теоретическое или умозрительное учение христианства, или вероучение, в отличие от нравоучения, как это было еще в IV в. В это же время самая наука, излагающая христианское вероучение, стала называться догматическим богословием в отличие от богословия нравственного. Потом название «догматическое богословие», сокращенно «догматика», стали употреблять и богословы других исповеданий. В настоящее время слово догмат для обозначения богословской истины, а также слово догматика или догматическое богословие, как название науки, излагающей христианские догматы, употребляются богословами всех церквей и исповеданий.

По существу своему христианские догматы суть умозрительные истины христианской веры, содержащие в себе истинные понятия о триедином Боге, об Его отношении к миру и в особенности к свободно-разумным существам, о мире, его происхождении, конце и назначении, о свободно-разумных существах, особенно о человеке, его происхождении, первобытном и настоящем состоянии, о конечной судьбе и назначении, осуществляемом чрез воплотившегося Сына Божия во Святом Духе. Говоря иначе, христианские догматы учат о триедином Боге, в Его существе и свойствах, о Боге, как творце, промыслителе, спасителе, судии и мздовоздаятеле, и о человеке со стороны его религиозного состояния; о его греховном состоянии и отчуждении от Бога и о восстановлении и осуществлении его союза с Богом чрез Христа Спасителя, о его благодатном состоянии в церкви, осуществляемом силою Святого Духа и приготовляющем его к вечной блаженной жизни с Богом.

По своему источнику христианские догматы суть истины богооткровенные, содержащиеся скрыто (implicite) или явно (explicite) в Священном Писанин Ветхого и Нового Завета, извлекаемые оттуда, изъясняемые и преподаваемые людям чрез посредство истинной церкви Христовой, которая, под руководством обитающего в ней Святого Духа, сама содержит полноту истинной христианской веры и непогрешимо решает и возвещает людям, как должно понимать и в каких словах выражать содержащиеся в Св. Писании догматические истины, а неправильные догматические учения, извращения догматов и измышленные догматы отвергает, как ересь, и упорствующих в ересях от себя отлучает или анафематствует. Кроме Священного Писания внешнею основою или фундаментом, на котором утверждаются веросознание церкви и ее догматические вероопределения, служит еще священное предание или веросознание церкви предшествующих веков, выразившееся в писаниях ее великих святых отцов и в соборных вероопроделениях. Как истины богооткровенные, догматы у святых отцов называются догматами Божиими, божественными, Христовыми, евангельскими, апостольскими. Святые отцы и еретические учения называли догматами, конечно потому, что и в них содержались положения о предметах веры, и еще потому, что сами еретики считали их догматами; но отцы называли их догматами нечестивыми, или как иначе, показывая тем, что их догматы — догматы не настоящие, ложные.

Основные свойства истинных христианских догматов следующие:

а) Они безусловно истинны. Они почерпаются из Священного Писания, которое, как слово самого Бога, содержит только чистую и безусловную истину и совершенно чуждо не только лжи, но и свободно от ошибок. Изъясняются, определяются и проповедуются они непогрешимо святою и истинною церковию. Они суть основоположения христианской веры, а христианская вера есть не только совершеннейшая из всех религий, но и, безусловно истинная и безусловно совершенная религия. Итак, христианские догматы безусловно истинны и по своим источникам, и по самому существу своему. Догмат — не богословское мнение, хотя бы и истинное, а безусловно-истинное, твердое положение.

б) Они безусловно авторитетны. Это свойство принадлежит даже и философским и юридическим догматам. В древней философии, философские положения назывались и признавались догматами со стороны последователей ее, по уважению к чрезвычайной мудрости философов. В области права догматами называются законы и царские указы, которые беспрекословно должны исполнять все подданные этого царя в силу своего подданства ему и его верховной власти над ними, независимо даже от того, хороши или нет законы сами по себе. Но авторитет философа-мудреца ограничен, так как и мудрецы могут ошибаться. Ограничен авторитет и царя-законодателя, потому что он власть свою получает от Бога, а отчасти и от народа, как совокупности поколений и всего наличного числа его сочленов. Кроме этого, как философ может заблуждаться, так и законодатель может ошибаться: и тот и другой, как люди, несовершенны, а потому учение первого и законы второго не могут иметь безусловная авторитета. И это ясно обнаруживается в том, что даже величайшие творения философов по истечении времени уже не оказывают того могущественного влияния, которое они производили в свою эпоху, и даже подвергаются забвению, затеняемые творениями новых великих философов; равным образом и законы, даже хорошие, по времени отменяются или забываются и заменяются новыми. Не таковы догматы христианской веры, догматы богословские. Они — плод не человеческого ума, хотя бы и гениального, но все-таки несовершенного, а суть истины божественные. Их открыли людям пророки и апостолы, вещавшие не от себя, а от Святого Духа, и Иисус Христос, а Иисус Христос — Богочеловек и даже по человеческой Своей природе безгрешен, Он — путь, истина и живот. Церковь, чрез посредство которой догматы возвещаются людям, имеет своим главою Христа, оживляется и освящается Святым Духом и потому свята и в догматическом своем учении непогрешима. Догматы, как слово самого Бога и вдохновенных Богом посланников и как учение учрежденной и руководимой Богом церкви, имеют авторитет Божий, безусловный, неограниченный.

в) Как безусловно истинные и безусловно авторитетные, как истины божественные, догматы непререкаемы или бесспорны. Поэтому члены церкви, кто бы они ни были, не только не должны изменять или принимать только отчасти, или отвергать какой-либо из догматов, но не должны даже и сомневаться в них.

г) Они существенно важны, необходимы для спасения и отсюда общеобязательны. Догматы составляют главную, основоположительную сторону христианства, суть теоретические или умозрительные основы его. Поэтому вера в них и исповедание их необходимы для спасения человека. Извращающий или отвергающий хотя бы некоторые из них есть еретик, не истинный христианин и не спасется; а отвергающий все или главные из них не есть даже христианин. Вот почему принимающих христианство предварительно научают основным догматам христианским, и они обязаны исповедать свою веру в эти догматы прежде совершения над ними крещения.

д) Они суть истины религиозные, богословские. Этим признаком они отличаются от других бесспорных истин, напр. от математических аксиом, от логических законов, которые хотя безусловно истинны, бесспорны и общеобязательны, но по существу своему, суть истины светские, а не религиозные, а потому хотя и могут быть названы догматами, но математическими, логическими или философскими, а отнюдь не религиозными или богословскими.

е) Они неизменны и по существу своему не могут развиваться или совершенствоваться. Этим они существенно отличаются от истин, добываемых человеческим умом, и превосходят их. Эти последние почти всегда бывают, так сказать, только отчасти верны, в них истина смешана с заблуждением и ложью, или по крайней мере, они не содержат всей полноты истины. Поэтому, с развитием человечества, по мере расширения его кругозора и усовершенствования его познаний, положения, считавшиеся в свое время бесспорными и великими истинами, заменяются новыми положениями, точнее и полнее объемлющими предметы. Но и эти положения в свою очередь подвергаются переработке и заменяются понятиями более совершенными. Таким путем постепенного и долговременного усовершенствования люди мало-по-малу приближаются к идеалу истинного знания. Но христианство, как религия божественная и совершенная, содержит истину чистую, без примеси лжи, и полную настолько, что люди даже не могут всю обнять ее. Развиваются не догматы, а может развиваться и действительно развивается во всех отношениях усвоение и понимание их людьми. Человек может более и более углубляться в содержание их, шире охватывать его, полнее понимать его, яснее сознавать его и соответственнее выражать в слове и письме, В этом и состоит усовершенствование богословия и в частности догматического богословия.

ж) Они суть истины веры. Это значит не то только, что они — истины религиозные, но и то, что они воспринимаются не столько познающим разумом, сколько верующим сердцем. Иисус Христос во время Своей жизни на земле требовал веры в Себя, как Сына Божия и посланника Отца. Церковь свое сокращенное изложение основных догматов назвала символом веры. Начиная его словом "верую", она заявляет, что она верует в христианские догматы, что они воспринимаются верою. Особенно это должно сказать о догматах непостижимых или тайнах веры; а между тем они-то именно и составляют основную и важнейшую часть христианского вероучения. Знание догматов верою в них не исключается, а напротив, чрез веру и силою веры облегчается и воспособляется уразумение и возможное для человека познание их.

з) Они суть догматы церковные. Это не значит однако, будто церковь создает новые догматы; догматов, которых не дано в Священном Писании, церковь создавать не может и никогда не создавала, — церковь только извлекает догматы из содержания Священного Писания, провозглашает их как догматы, изъясняет и определяет их смысл, выражает их в точных словах, требует от своих членов исповедания их, отвергает и проклинает извращения их и положения, противные догматам или несогласные с ними.

и) Они суть догматы православные. Название догматов церковными, было вполне точно и определенно, пока христианство совмещалось в одной нераздельной церкви. Но теперь есть много христианских церквей и исповеданий. Большинство догматов исповедуется во всех них. В этом, как и во многом другом, они согласны между собою и с древнею вселенскою церковью. Но затем между ними есть и различия. Самые важные из различий — догматические. В некоторых исповеданиях есть недостаток догматов. Так, во всех протестантских исповеданиях, таинствам, кроме крещения и причащения, приписывается обрядовое, а не догматическое значение. В других исповеданиях есть излишек в догматах. Так, в римско-латинской церкви есть догматы о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Богоматери, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых, об исхождении Святого Духа и от Сына; у кальвинистов есть догмат о безусловном предопределении. Между тем эти учения — не догматы, а заблуждения. Иные исповедания содержат догматы в извращенном виде. Так, римско-латинская церковь неправильно и незаконно причащает мирян только под одним видом — хлеба; учение ее о первородном грехе близко к пелагианскому; напротив, протестантство слишком уже преувеличивает расстройство человеческой природы грехом и т. п. Вообще в разных исповеданиях одни и те же догматы понимаются неодинаково, а иногда и совсем различно, что особенно бросается в глаза при сравнении протестантизма с рим.-католицизмом. Одним словом, вероучение любой церкви и исповедания отличается от вероучения каждого из прочих исповеданий и церквей и количеством догматов, и характером их понимания. Поэтому-то есть догматика православная, римско-латинская, лютеранская, реформатская, англиканская и др. Но как ни значительно число церквей и исповеданий, все-таки истинная Христова церковь одна. Мы веруем и исповедуем, что эта истинная церковь Христова есть церковь греко-российская или восточная, — веруем на том основании, что эта церковь в своем вероучении или догматах не отступила от древней вселенской церкви, истинность которой признают, даже вынуждены признавать, и другие церкви и исповедания. Истины христианского вероучения, исповедуемые православною церковью, и называются догматами православными или догматами православной церкви.

Подобно вероучению, христианский культ формировался постепенно и значительно медленнее вероучения.

Раннехристианские общины почти не знали культа. В то время не было ни духовенства, ни специальных помещений для богослужений, ио сути дела, не было и самих богослужений. У ранних христиан не было ни икон, ни церковной утвари, не было почитания святых, почти не было праздников и обрядов. Первые христиане собирались на молитвенные собрания в обычных помещениях. Собрания возглавлял пресвитер. Собравшиеся слушали отрывок из «священного писания» — Ветхого, а с появлением новозаветных «священных книг» и Нового завета,— наставления пресвитера, нели. Собрание заканчивалось общей трапезой и обрядом «преломления хлеба и испития вина». Из праздников отмечался лишь воскресный день.

Однако постепенно в христианстве зарождается и развивается свой культ, который со временем становится пышным и строго регламентированным. Церковь была заинтересована в культе, потому что он оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих, придает религии более живую и привлекательную форму.

Христианский культ включает в себя многие стороны. Прежде всего это различные молитвы. Первые христиане знали лишь одну молитву, содержащуюся в Евангелии,— «Отче наш…». Затем служители церкви стали создавать различные молитвы как для чтения дома, так и для богослужений. Молитвы стали сопровождаться различными жестами и позами: осенением себя крестным знамением, коленопреклонением, поясными поклонами, наклоном головы, воздеянием рук и др. Молитвы не только читались, но и пелись. Для этого создаются специальные мелодии. Так возникает церковное музыкальное творчество.

Подражая другим религиям, где имелись особые культовые помещения — храмы, христианская церковь тоже начинает возводить свои храмы. Сперва архитектурные формы их были очень простыми, но со временем они усложняются и приобретают специфический для данной религии характер. Храмы строятся в форме куба, креста, корабля, круга. На храмах появляются купола и колокольни, на которых устанавливаются кресты. Храмы начинают разделять на три части: алтарь, где «священнодействовало» духовенство, среднюю часть, где располагались верущие, и притвор, где стояли кающиеся грешники, временно отлученные от церкви, и оглашенные, готовящиеся к принятию христианства.

Вначале христианство не знало никаких «священных» изображений, икон, фресок. Не было даже изображения Христа. Со временем положение меняется. Начинают появляться изображения на различные библейские сюжеты, возникают изображения Христа, бога-отца, бога-духа святого, богородицы, различных святых. Дело в том, что верующий должен как-то представлять себе бога, иметь его изображение у себя перед глазами во время молитвы. Постепенно иконам начинают приписывать особую чудодейственную силу.

Раннее христианство не знало почитания святых. Первые христиане поклонялись только Христу. Со временем в христианстве возникает культ святых. На то были свои причины. Во многих религиях наряду с богами почитались и святые, духи предков. Христианство могло вытеснить у широких народных масс культ старых богов только при условии введения у себя почитания святых. Вторая причина заключалась в том, что бог обычно кажется верующим слишком далеким, отвлеченным, недоступным, грозным существом, подобным царю, которого окружают многочисленные придворные. На царя лучше всего воздействовать через приближенных к нему лиц, к которым он благоволит. Эти представления отражаются и в религии. Верующие полагают, что лучше адресовать свои молитвы и просьбы святым и просить их воздействовать на бога. Словом, верующие ощущали потребность в почитании святых, и церковь не могла игнорировать эту потребность.

Первой христиане начинали почитать богородицу, вслед за ней — апостолов. Очень рано возникает культ так называемых «мучеников» — христиан, пострадавших за свои религиозные взгляды. Несколько позднее появляются другие категории святых— святители (лица, имевшие епископский сан), преподобные (святые-монахи), исповедники (те, кого мучили за веру, но не умертвили), юродивые (психически ненормальные христиане или изображавшие себя таковыми в религиозных целях) и др. Церковь включает в «святцы» не только христианских святых, но и библейских праведников — пророков, патриархов и др. j Вместе с почитанием святых возникает и культ их мощей. Мощами церковь называет останки тех людей, кого она провозгласила святыми. Мощам начинают приписывать способность творить различные чудеса, не говоря уже о том, что сами мощи якобы способны сохраняться веками и тысячелетиями «нетленными».

Как и «чудотворные» иконы, «нетленные» мощи служили и продолжают служить церкви источниками обогащения. К местам их хранения всегда стекались тысячные толпы верующих в надежде получить исцеление и помощь, в надежде на разного рода чудеса, а то и просто из «благочестивого любопытства». Приходили верующие не с пустыми руками, а оставляли возле «святынь» обильные дары и приношения. Церковники беззастенчиво обманывали простодушных людей. Они выставляли гробницы, наполненные чем угодно, только не «нетленными» мощами, или без стеснения фабриковали «мощи». Дело доходило до курьезов. Например, в Западной Европе в различных храмах и монастырях демонстрировали 12 голов, 7 челюстей, 9 рук Иоанна Крестителя. Аналогичным образом обстояло дело и с другими святыми.

Первые христиане не знали ни одного праздника, кроме воскресных дней. Но уже довольно рано возникает праздник пасхи, вслед за ним — рождества и крещения, пятидесятницы и другие праздники, связанные с теми или иными «эпизодами» из жизни Христа. Через некоторое время появляются праздники в честь богородицы, а еще позднее — в честь святых. Когда праздников стало достаточно много, церковь выделила главные из них, так называемые «двунадесятые» праздники и тринадцатый праздник— пасха. Двунадесятыми праздниками считаются рождество богородицы, введение богородицы во храм, благовещение, рождество Христа, сретение, крещение, преображение, вход господень в Иерусалим («вербное воскресенье»), вознесение, пятидесятница («троица»), успение богородицы, воздвижение креста.

Важнейшей составной частью христианского культа являются обряды. Наиболее важные христианские обряды называются таинствами, древнейшими из которых являются крещение и причащение. Остальные таинства и обряды возникли позднее.