Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МАГИСТРАТУРА / нет названия / Основные образы балагана в сранах

.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
30.72 Кб
Скачать

Расположение

В зависимости от размеров, престижа владельцев балаганы занимали на площади разные места. Под самые крупные и богатые строения отводили наиболее удобные участки, так называемая «первая линия». На второй линии выстраивались горы (ледяные на Масленицу и летние на Пасху) и балаганы меньшего размера. Третья линия — это самые невыигрышные места, где располагались совсем маленькие балаганчики. Их называли «рогожными» или «столбиками», как как они сооружались при помощи столба, врытого посреди арены, на котором держалась крыша (рогожное шапито). Между балаганами, часто ближе к третьей линии, обычно размещались кукольники, раешники, фокусники. В центре площади нередко возводилась большая карусель или палатка, называемая «колоколом», где продавались горячительные напитки. Например, в Петербурге, когда гулянья проходили на Адмиралтейской площади, первую линию занимали большие балаганы, обращенные фасадом в сторону Невского проспекта. Вдоль Адмиралтейства возводили две катальные горы скатами навстречу друг другу. По торцам второй линии, перпендикулярно ей, стояли менее престижные балаганы.

[К содержанию]

Владельцы и устроители

Известны имена нескольких владельцев балаганов, ставших своеобразными законодателями моды в этой области. Крупнейшим актером-предпринимателем начала XIX в. считался Христиан Леман, чьи балаганы увеселяли публику Петербурга на протяжении десяти лет, с 1826 по 1836. До прибытия в Россию в 1818 г. он выступал в парижских предместьях, где сформировался определенный тип постановок — французский вариант пантомим-арлекинад в духе классической комедии масок; эти представления и принесли Леману огромный успех в России. Делая записи о посещении этого балагана 22 апреля 1831 г., А.В. Никитенко отметил: «К Леману нелегко пробраться. У дверей его храма удовольствий так тесно, как в церкви в большой праздник до проповеди. Я с трудом достал билет, еще с большим трудом пробрался к дверям».

Преемниками Лемана по части балаганных постановок были его ученики братья Легат, приехавшие в Россию в составе труппы Лемана, но вскоре отделившиеся от нее. Они показывали главным образом феерии с танцами, широко используя театральную машинерию, сценические иллюзии и технические достижения своего времени.

Другой ученик Лемана Василий (Вильгельм) Карлович Берг (1819 — 1886), уроженец Гамбурга, создал свои балаганы в 1840-х гг. Он работал сразу на два города: имел балаганы в Петербурге и в Москве. Известность приобрел не только благодаря пантомиме, но и как устроитель сенсационных полетов на воздушном шаре в городских садах и парках.

Новый характер балаганных представлений демонстрировал Василий Никитич Егарев (1826 — 1897). Не порывая с традиционной арлекинадой, он стремился обновить ее, окружить самыми современными и эффектными цирковыми и эстрадными номерами. Егарев в 1870-е гг. по-справедливости считался старейшим из русских театральных предпринимателей. Он держал балаганы «под горами», был арендатором Екатерингофского вокзала — одной из первых садовых эстрад Петербурга, владел «Театром-буфф», являлся основателем «Русского Семейного сада» (позднее «Демидов сад») с модной эстрадной программой, состоящей из «каскадных номеров», устраивал большие военно-исторические постановки в Крестовском саду.

На батальных представлениях специализировался и такой устроитель балаганов как Василий Малафеевич (Малахиевич) Малафеев (1822 — 1899), долгие годы владевший балаганами на Адмиралтейской площади и Марсовом поле в Петербурге. Он осуществлял постановки разговорных пьес, но доминировали у него «военные драмы»: «Куликовская битва, или Князь Димитрий Донской», «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири», «Минин и Пожарский», или «более близкие к современности инсценировки из истории борьбы с Шамилем или из Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.». Эти постановки обычно включали пение и пляски, рукопашные схватки и обильную ружейную стрельбу.

Уникальном явлением культуры последней трети XIX в. являлся крупнейший балаганный театр Петербурга «Развлечение и польза», появление которого было связано с деятельностью Алексея Яковлевича Алексеева-Яковлева. Будучи сценаристом и режиссером-постановщиком в балагане Берга, он решил создать новый тип общедоступного театра, «который служил бы не только потехе, но посильно помогал бы делу просвещения народа». Его идея нашла поддержку в лице А.П. Лейферта, владельца небольшой типографии. Открытие театра произошло на Масленой недели 1880 г. на Марсовом поле. Его репертуар состоял из адаптированных произведений русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Некрасова, Островского.

Создателем театра для народного зрителя был и Михаил Валентинович Лентовский (1843 — 1906). В программу открытого им в 1882 г. театра «Скоморох» входили и произведения Островского, Писемского, А.К. Толстого, шедшие вперемежку с работами Н.В. Кукольника, модными пустыми феериями, баталиями, такими как «Белые генералы», «Заветные клады», «Стенли в Африке».

Конечно, последние два театра нельзя в полной мере причислить к балаганным зрелищам. Оставаясь территориально на площади, в атмосфере гулянья, они уже практически вышли за рамки площадного искусства.

[К содержанию]