Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по патопсихологии.docx
Скачиваний:
188
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
702.97 Кб
Скачать

29. Роль критических периодов развития в этиологии, течении и исходах психических расстройств

Во время критических периодов организм в силу происходящих в нем разнообразных изменений особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды. При этом повышается риск появления аномального поведения, дезор­ганизаторских тенденций и даже возникновения болезни.

Кроме наиболее ответственного периода, связанного с рожде­нием, появлением ребенка па свет и, следовательно, с резким из­менением условий его существования (кровообращения, дыхания, питания, температуры, внешних раздражителей и др.), требующего максимальной адаптации, в дальнейшем в жизни ребенка следует выделить три наиболее важных критических периода. Первый критический период развития ребенка наблюдается в возрасте 3— 4 лет, второй—от 8 до 10 лет, третий, пубертатный, период — от 12 до 16 лет.

Первый критический период наступает в возрасте 3 лет и длится около года, а в некоторых случаях и дольше. Он характеризуется повышенной потребностью организма ребенка в кислороде, что объясняется его стремительным ростом. Объем проходящего через легкие воздуха почти такой же как у взрослого человека, примерно

  1. 7 л в 1 мин. Хроническое кислородное голодание (гипоксия) приводит к структурным и функциональным изменениям в коре большого мозга, что обусловливает развитие различных психических нарушений. К стойким остаточным явле­ниям гипоксии относятся очаговые поражения центральной нерв­ной системы (парезы, параличи, нарушения функции зрения, слуха, речи). Наряду с очаговыми могут отмечаться и общемозговые про­явления (расстройства эмоционально-волевой сферы, снижение ин­теллекта).

У ребенка в возрасте до 3 лет на фоне преобладания функций подкорки начинают формироваться связи второй сигнальной систе­мы. Прежнее состояние пассивного познания окружающей действи­тельности уступает место активному, появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего. При этом возникает бесконечное количество вопросов: «что», «зачем», «почему».

Кроме того, для первого критического периода свойственны ярко выраженная иррадация процесса возбуждения, а также интенсив­ность и лабильность водного обмена. При этом клетки головного мозга содержат значительное количество воды. Физиологической лабильностью водного обмена обусловлено частое возникновение у детей этого возраста наружной и внутренней гидроцефалии (водянки мозга). Для гидроцефалии характерно чрезмерное на­копление в желудочках мозга и в подпаутинных пространствах спинно-мозговой жидкости, ведущее к увеличению объема головно­го мозга и размеров черепа с последующими стойкими остаточными явлениями в виде грубоорганического интеллектуального дефекта либо в виде расстройства эмоционально-волевой сферы с анома­лиями поведения на фоне формально сохранного интеллекта.

В первом возрастном критическом периоде у ребенка совершен­ствуются ориентировка в пространстве, статика, динамика, коор­динация и процессы адаптации.

В первом критическом периоде, наряду со значительной биоло­гической перестройкой в организме ребенка, у него формируются простейшие понятия и первые умозаключения, пробуждается актив­ность. Но взрослые, опекающие ребенка, нередко ограничивают его самостоятельность и активность, что приводит к возникновению упрямства, капризов, негативизма с различными видами протеста, вегетативно-соматических расстройств в виде на­рушения формулы сна и аппетита, энуреза и дневных страхов. Во время него дети становятся более самостоятельными, но менее послушными, неред­ко теряют приобретенные навыки опрятности.

В этот период у многих детей возникают дет­ские неврозы. Наиболее частыми формами неврозов является психогенное заикание, или логоневроз, избирательное отношение к пище или отказ от пищи, расстройство формулы сна, ночные, а иногда и дневные страхи, самые разнообразные атипичные судо­рожные припадки, а также приступы спазмофилии. Повышенная судорожная готовность обусловливается особенностями иррадации процесса возбуждения, обмена веществ в коре большого мозга, в частности лабильностью кальциевого обмена, высоким содержанием в ткани головного мозга воды, склонностью к расстройствам функ­ции органов пищеварения и диатезам.

Детские и общие инфекции, интоксикации, закрытые черепно­мозговые травмы и другие неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды способствуют формированию у детей в первом возрастном критическом периоде грубого интеллектуального де­фекта, психопатическому развитию личности и возникновению пато­характерологических изменений личности с последующими дезор­ганизаторскими тенденциями.

Второй критический период развития ребенка соответствует возрасту от 8 до 10 лет.

Для этого же периода характерны и значительные изменения в эмоциональной сфере в виде повышенного фантазирования, не­редко оторванного от реальности, перерастающего в мечтательность и прожектерство. Наблюдается также либо своеобразная скован­ность, либо (что бывает значительно чаще) расторможенность, бол­тливость и вертлявость. Бурные нервно-гормональные сдвиги при неблагополучных условиях жизни ребенка могут способствовать нарушению гармо­нии последующего физического и умственого развития его и возни­кновению нервно-психических расстройств.

По мнению Г. К. Ушакова, перенапряжение подвижности нерв­ных процессов у ребенка, возникающее в результате резкого из­менения его привычной жизненной ситуации, может оказаться осо­бенно неблагоприятным именно в этот возрастной критический период. Реакции приспособления к изменяющимся условиям среды могут приобрести характер болезненной перестройки всей форми­рующейся личности ребенка, вплоть до серьезных нервно-психиче­ских расстройств. Школьная жизнь, само вступление в эту жизнь с необычайной обстановкой и множеством различных раздражителей может в отдельных случаях астенизировать нервную систему школьника. Последнее обстоятельство требует индивидуального подхода, внимания, такта в обращении с учеником и знания его возрастных особенностей.

Так как перенапряжение, срыв и диссоциация корковых про­цессов сравнительно легко возникают из-за нервно-гуморальных сдвигов, выраженных в критическом периоде, то поэтому необходи­мо, чтобы педагог учитывал особенности учащихся. При условии положительного в педагогическом смысле влияния окружающей среды - критический возрастной период может протекать безболезненно и незаметно.

Таким образом, физиологическое несовершенство корковой ней­родинамики и недостаточная зрелость других систем организма, с одной стороны, и неблагоприятное воздействие биологических и микросоциальных факторов — с другой, могут обусловливать в этом критическом периоде срыв психической деятельности, неадек­ватность поведения и трудновоспитуемость. Можно выделить два варианта ядра личности такого ребенка. При стеническом варианте с выраженными, но утрированными корковыми процессами начи­нает преобладать реакция протеста, утрачивается интерес к школе, появляются побеги из дому, импульсивные действия. При астени­ческом варианте к раздражительной слабости, повышенной чувстви­тельности и истощаемости постепенно присоединяются пссвдология, чувство тревоги, сентиментальность и слезливость.

Неблагоприятные условия микросреды, даже незначительное усложнение жизненной ситуации влекут за собой формирование в этом критическом периоде невротических, ипохондрических, психо­патических черт развития и эндогенных психозов. Клиническая практика и данные литературы показыва­ют, что более 60 % больных шизофренией заболевают во втором и третьем критических периодах, по выявляется это заболевание в большинстве случаев у взрослых. Изучение анамнеза взрослых, болеющих неврозами, указывает на то, что до 40% их были невро­патами в детстве, но не подвергались медико-педагогическому кор­рекционному воздействию.

Третий критический период — пубертатный, или период полового созревания, соответствует возрасту от 12 до 16 лет. С биологической точки зрения этот период характеризуется выраженными эндокринными изменениями, обусловливающими процесс полового созревания, интенсивным ростом всех систем ор­ганизма и совершенствованием функций коры большого мозга. Вне­запно возникающие отклонения в поведении подростка в этом воз­растном периоде обусловлены, по-видимому, не только указанными факторами, но и социальными условиями.

Усиление деятельности щитовидной железы, иногда наблюдаемое в этот период, сопровождается учащенным сердцеби­ением, быстрой утомляемостью, исхуданием или чрезмерным отло­жением жира, повышением влечения к пище, игнорированием опас­ности или чрезмерной трусливостью.

Значительные изменения происходят в нервно-психической сфе­ре и в поведении подростка. Неред­ко появляются неуверенность в себе, чувство собственной малоценности, никчемности существования.

Несоответствие в развитии сердца и сосудов, в частности узость сосудов (аорты), приводит к нарушению кровообращения, что яв­ляется причиной учащения сердцебиения, головокружений и обмо­рочных состояний, способствует еще большему усилению пережи­ваний. Наиболее дисгармоничное течение пубертатного периода отмечается у подростков с врожденной или приобретенной в течение жизни церебрально-эндокринной неполноценностью, а также у пе­дагогически запущенных.

Вершина кривой, выражающей начало трудновоспитуемости и антиоб­щественного поведения, независимо от личностных особенностей ребенка в прошлом, чаще всего совпадает с пубертатным периодом.

У мальчиков и девочек в этом периоде на фоне соматической и нервно-психической перестройки, различных трофических рас­стройств, неустойчивости температурной регуляции, нарушения сна, повышенной утомляемости и головной боли могут появляться раз­личные отклонения в поведении, наблюдаться локальные и генера­лизованные судороги, демонстративные попытки к самоубийству, которые в большинстве случаев имеют налет театральности, но мо­гут и реализоваться.

У девочек-подростков появляется наклонность к вымыслам сек­суального содержания, оговоры об изнасиловании, утверждения о беременности и др. У мальчиков также отмечается стремление при­влечь внимание к своей особе, что достигается различным фантази­рованием, самооговорами об участии в воровстве, насилиях, разбое и другими вымыслами.

Стремление к самостоятельности в пубертатном периоде и не­терпимость к опеке нередко сопровождаются конфликтами в семье, школе и с товарищами. Период полового созревания у ребенка имеет дисгармоничное течение, то он становится грубым, непослушным, озлобленным и дерзким. В этом состоянии у него могут возникнуть взрыв по типу короткого замыкания, агрессивное состояние с попытками к самоубийству, он может убежать из дома.

Среди возможных причин и мотивов самоубийств у детей школьного возраста определенную роль играют острые психические заболевания, неуравновешенность, обусловленная возрастными критическими периодами развития, чрезмерно усложненная жизненная ситуация, депрессии с последу­ющими взрывами типа короткого замыкания, чувство ненависти и вины, желание отомстить родителям, педагогам, товарищам и дру­гие факторы.

Утрированное и дисгармоничное течение второго и третьего кри­тических периодов развития может способствовать фиксации под­ростка на неумеренном честолюбии, непомерном домогательстве, обособленности, разочаровании с последующим нарушением пове­дения, вплоть до покушения на самоубийство. Способствуют этому также постоянные или эпизодические острые травмирующие ситуа­ции, порицания со стороны любимого учителя, матери или отца. Не меньшее значение имеют отчаянные поступки в связи с эроти­ческими и другими переживаниями, ведущими к стремлению пока­рать себя или путем самоубийства отомстить другим. Родителям и педагогам нужно быть в этом отношении очень внимательными. Педагогические, по существу психотерапевтические, усилия должны быть направлены на коррекцию поведения ребенка и внушение ему других представлений о нем самом и его действиях.

Патологические реакции в третьем возрастном критическом периоде проявляются повышенной раздражительностью, неустойчи­востью настроения, стремлением решать «жизненные проблемы». Психическая травматизацня, неблагоприятные условия микросоци- альной среды еще больше усложняют процессы перестройки орга­низма ребенка в пубертатном периоде.