Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЕРДР

.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
22.44 Кб
Скачать

Отмена стадии возбуждения уголовного дела и введение Единого реестра досудебных расследований — ключевая новелла УПК. Ей пели хвалебные оды, ее жестко критиковали. Итак, чем чревато введение ЕРДР и как он изменит нашу жизнь?

Во-первых, согласно Положению о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований, утвержденному приказом ГПУ (именно этот орган определен как «ответственный» за ЕРДР), реестр — это созданная с помощью автоматизированной системы электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется сбор, хранение, защита, учет, поиск, обобщение определенных сведений, которые используются для формирования отчетности, а также предоставление информации о данных, внесенных в реестр. Создание ЕРДР преследует несколько целей: обеспечение единого учета уголовных преступлений и тех, кто их совершил, принятых в ходе досудебного расследования решений и результатов судебного производства; оперативный контроль за соблюдением законов при проведении досудебного расследования; анализ состояния и структуры уголовных правонарушений.

Согласно ст.214 нового УПК досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в ЕРДР (по

сути, эквивалент постановления о возбуждении уголовного дела). Следователь, прокурор должен сделать это безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении правонарушения. Причем он не имеет права отказать в регистрации обращения, даже если его абсурдность изначально очевидна. В реестр вносятся следующие сведения:

— дата поступления заявления/сообщения об уголовном правонарушении или получения из другого источника сведений об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о совершении УП;

— ФИО потерпевшего или заявителя;

— краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении УП;

— предварительная правовая квалификация УП с указанием статьи УК;

— ФИО и должность следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и/или начал досудебное расследование.

ЕРДР может дополняться и другими сведениями — например, о приостановлении и возобновлении предварительного расследования, времени и дате сообщения о подозрении, об объявлении подозреваемого в розыск, цене предъявленных исков, стоимости арестованного имущества и т.д.

Следователь, который будет проводить ДР, определяется руководителем органа досудебного расследования и без­отлагательно в письменной форме уве­домляет прокурора об основаниях для начала расследования. Любопытно, что обжалование подозреваемым и его адвокатом внесения сведений в ЕРДР не предусмотрено, а вот отказ заносить данные в реестр согласно ст.303 УПК может быть оспорен заявителем и другими участниками производства.

Радетели прав уже выражали опасение по поводу того, что человек, в отношении которого начато расследование, порой даже не будет об этом догадываться. На самом деле подозреваемому обязаны сообщить об этом, но только… в случае наличия достаточных доказательств для подозрения в совершении им уголовного правонарушения (ст.276 УПК «Случаи сообщения о подозрении»). Статья 276 УПК предусмат­ривает еще два основания для этого — задержание лица на месте совершения уголовного

правонарушения или непосредственно после его совершения и избрание меры пресечения. Правда, формулировка о «наличии достаточных доказательств» звучит не совсем четко, и есть вероятность, что следователь будет трактовать ее по своему усмотрению и, например, сообщит подозреваемому о том, что он «на карандаше» у милиции, только в тот момент, когда это будет ему выгодно. Уведомление вручается в день его составления следователем или прокурором, а если подозреваемый задержан — не позднее 24 часов с момента задержания. Если прошло больше суток с тех пор, как вас задержали, а вам до сих пор не сообщили, в чем же подозревают, вас должны немедленно освободить.

Будь готов! Всегда готов!

Правоохранители уверенно рапортуют о готовности работать с единым реестром. В Генеральной прокуратуре утверждают, что уже создан автономный центр сертификации электронных ключей доступа к ЕР, и в скором будущем их получат все следователи и прокуроры. Доступ к информации об уголовных производствах будет жестко ограничен. Ход уголовного производства и все решения по нему будут шаг за шагом фиксироваться системой, чтобы в любой

момент можно было получить полную информацию о том, как идет досудебное расследование. Естественно, обычный гражданин запросто «заглянуть» в ЕРДР не сможет.

По словам начальника управления ГУ организационного и правового обеспечения ГПУ Евгения Курбы, в прокуратуре создано отдельное подразделение, которое занимается разработкой и внедрением ЕРДР, подготовлен интерактивный обучающий курс для его регистраторов и пользователей, проведены учебно-методические семинары по вопросам администрирования ЕРДР, совещания с руководителями правоохранительных органов. Представители ГПУ даже выезжали в прокуратуры областного уровня для изучения реального состояния готовности к внедрению реестра.

В МВД, на которое ляжет основная нагрузка после вступления в силу УПК, тоже утверждают, что к вступлению в силу нового УПК и работе с реестром готовы. Скажем, сейчас в милиции поэтапно расширяется штат следователей и оперативных работников. За последний год следственный аппарат МВД «вырос» почти на 3000 сотрудников. В этом году за счет внутреннего перераспределения планируется увеличить его еще на 5000 человек.

По словам начальника департамента информационно-аналитического обеспечения МВД Игоря Аршинова, в настоящее время разрабатываются критерии оценки работы милиции в новых условиях. «Требованиями министра внутренних дел являются, во-первых, стопроцентная регистрация в едином реестре всех заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях, а во-вторых, немедленное реагирование на них, чтобы в течение 24 часов было начато досудебное расследование. Это позволит оперативно обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан», — отметил И.Аршинов на недавнем совещании, посвященном функционированию ЕРДР.

Правда, судя по «кулуарной» информации, у правоохранителей пока не все так гладко, и в реальности они с некоторым беспокойством ждут 20 ноября. Впрочем, это понятно: как будет работать новая система, ясно пока только в теории.

Вернуть обжалование?

Большинство экспертов считают отмену стадии возбуждения уголовного дела и появление Единого реестра досудебных расследований прогрессивным новшеством. Но и здесь не все так однозначно. Тот факт, что милиция больше не сможет «отфутболивать»

людей, сообщающих о совершении преступления, — безусловный плюс. Так же, как упрощение работы следователей и процедуры в целом, отсутствие огромного количества бумаг, бюрократических проволочек и т.д. В то же время оппоненты говорят о том, что из-за отсутствия формальной стадии возбуждения уголовного дела исчезают возможности для обжалования начального этапа расследования.

К тому же, по данным МВД, право­охранительные органы ежегодно отка­зывают в возбуждении уголовных дел почти по 2,5 млн заявлений и сообщений о преступлениях. Следовательно, теперь примерно на столько же увеличится объем их работы. Справится ли с такой нагрузкой наша правоохранительная система? Скорее всего, большинство из этих дополнительно зарегистрированных правонарушений не будут стоить выеденного яйца, но будут отнимать время у правоохранителей и частично ограничат права и свободы подозреваемых.

Есть большая вероятность того, что писать кляузы друг на друга начнут бизнес-конкуренты, политические оппоненты и обычные соседи. Даже если в конечном итоге человека оправдают, внесение дела в ЕРДР будет стоить ему нервов и времени, к тому же на время расследования дела он будет находиться под

бдительным оком следственных органов. К счастью, по новому УПК, сроки досудебного расследования существенно сокращены (2 месяца после сообщения лицу о подозрении в совершении преступления, при этом срок может быть продлен, но не более чем до 12 месяцев). Так что во всяком случае находиться под дамокловым мечом человек будет не бесконечно долго, как раньше.

И все-таки некоторые юристы считают, что со временем законодатель может внести некоторые коррективы. Например, не совсем справедливым кажется то, что обжаловать отказ о внесении информации в реестр можно, а инициирование уголовного преследования — нет. Скажем, старший юрист «ЕПАП» Сергей Гребенюк считает, что такая возможность должна все-таки со временем появиться, это докажет практика. В любом случае, по его мнению, как будет работать новая система и насколько она эффективна, мы узнаем только после 20 ноября.

Прямая речь

Юрий Нечипоренко 

— Мне кажется, если положение о едином реестре будет действовать так, как это было предусмотрено законодателем, то все будет нормально. Те, кто

регистрирует заявления о совершении преступлений, не смогут их скрывать, как раньше. Зарегистрировали — запустили в компьютер — и нужно будет работать. Это уже не регистрация шариковой ручкой. Мне кажется, в кодексе все выписано последовательно и четко. Думаю, это прогрессивная новелла, но прогнозировать пока ничего нельзя — нужно посмотреть, как это будет работать… Кстати, еще 20 лет назад никто не мог и подумать, что можно обжаловать постановление прокурора о возбуждении уголовного дела. Это стало возможно только после принятия Конституции.

 Сергей Гребенюк 

— Отмена стадии возбуждения уголовного дела приведет к тому, что определенный фильтр на пути заявлений и обращений граждан исчезнет, все они должны будут регистрироваться, и, как следствие, у правоохранителей прибавится работы. Позитив тут в том, что раньше человек писал десять заявлений о совершении преступления, и ему отказывали в регистрации, теперь же любое заявление автоматически вносится в реестр. Таким образом мы делаем шаг в сторону добросовестных заявителей. Негатив же в том, что зачастую заявления пишутся необоснованно, и есть вероятность появления заказных

дел. Раньше правоохранители отсеивали явно незаконные обращения. Сейчас таким материалам будет даваться ход, они будут проверяться, и все это время человек будет находиться в подвешенном состоянии. К тому же вторым фильтром была возможность обжалования возбуждения уголовного дела в суде, человеку таким образом предоставлялся еще один шанс доказать необоснованность уголовного преследования. Уверен, что со временем такая возможность должна появиться вновь, чтобы граждане имели право обжаловать в суде процедуру инициирования уголовного преследования или внесения информации в единый реестр».