Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Повесть о разорении Рязани Батыем

.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
25.02.2016
Размер:
15.56 Кб
Скачать

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

В 1237 году хан Батый с огромным войском вторгся в Рязанское княжество. Об этом событии рассказывает одно из лучших произведений древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Повесть» входит в цикл сказаний о Николе Заразском (Зарайском). Этот цикл включает рассказ о перенесении иконы Николы из Корсуни (Херсонеса) в Рязань, повесть о захвате Рязани и рассказ о чуде, которое произошло от иконы в Коломне, куда ее перенесли в 1513 году.

Текст складывался постепенно. В его основу легли легенды и предания, возникшие вскоре после изображаемых событий.

В «Повести…» рассказывается, что Батый потребовал огромной дани от рязанцев. С дарами отправился в стан Батыя Федор Юрьевич. Но Батый захотел завладеть еще и княжескими сестрами и дочерями. Князь Федор Юрьевич, который был женат на красавице из царского рода, с усмешкой ответил: «Аще нас приодолееши, то и жёнами нашими владети начнеши». Князь был убит, а тело его брошено «зверям и птицам на растерзание». Узнав о гибели мужа, Евпраксия бросилась из окна «превысокого» терема с младенцем-сыном на руках.

Пять дней осаждали монголо-татары Рязань. Силы рязанцев таяли. На шестой день Рязань была разрушена, а рязанцы погибли.

Но погибли не все рязанские удальцы. Далее следует рассказ о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины, который помещен в учебнике-хрестоматии.

Завершается «Повесть…» повествованием о том, как вернувшийся из Чернигова князь Ингварь Ингваревич оплакивает и хоронит погибших. Ничего не осталось в Рязани, «токмо дым и пепел, а церкви все погореша, а великая церковь внутрь погоре и почернеша. <…> не бе бо во граде пения, ни звона…»Страшная картина дополняется описанием поля битвы: «на земле пустее, на траве ковыле, снегом и льдом померзоша, никем не брегома» «удальцы и резвецы, узорочье (сокровище) рязанское». Эта картина могильной тишины представляет собой поразительный контраст с ранее нарисованной картиной шумной и яростной битвы.

Завершается повесть похвалой роду рязанских князей:

«Сии бо государи… бяше родом христолюбивыи, братолюбивыи, лицеем красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем легкы, к боярам ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны, на прированье тщивы, до осподарских потех охочи, ратному делу вельми искусны, к братье своей и ко их посолником величавы, мужествен ум имяше, в правде-истине пребываста, чистоту душевную и телесную без порока соблюдаста».

Составленная из коротких, похожих по строению фраз, похвала доведена до стилистического совершенства. В ней раскрывается собирательный (хотя, разумеется, идеализированный) образ рязанских князей, исполненный всех возможных добродетелей и достоинств.