Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
30
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
46.08 Кб
Скачать

Послесловие

Живя в Америке я редко слышал слово «капитализм». «Капитализм в обычном смысле этого слова в настоящее время уже не существует», — утверждал Дж. Монсен в книге «Современный американский капитализм». В конце 1973 г. в Вашингтоне мне довелось долго беседовать с экономистом Джоном Кеннетом Гэлбрейтом. В продолжительной беседе он ни разу не употребил слово «капиталисты». Руководителей американской экономики он называл «бюрократами» или «технократами». Гэлбрейт преподнес мне свою новую книгу «Экономические теории и цели общества».

По утверждению многих американских ученых капитализм сошел с исторической арены в США, и бизнес за океаном стал совсем иным — «обновленным», «очищенным», управляемым не алчными «рыцарями наживы», а просвещенными менеджерами, которые сознают свою ответственность перед обществом.

Наблюдая вблизи, в том числе и в домашней обстановке, современных крупных бизнесменов, и впрямь зачастую трудно поверить, что они потомки знаменитых «баронов-разбойников». Это хорошо воспитанные, учтивые и элегантные джентльмены, приятные, интересные собеседники, ценители изящных искусств. Дом Аверелла Гарримана, потомка железнодорожного магната, показался мне музеем — там собраны ценные коллекции превосходных картин и статуй. В вашингтонской Национальной галерее искусств вам непременно напомнят, что богатейшие коллекции шедевров мирового искусства, собранные в этом музее, — дар финансиста Меллона. Когда входишь в штаб-квартиру рокфеллеровского банка «Чейз Манхэттен», первое, что бросается в глаза, — великолепные картины, развешанные на стенах залов и кабинетов. Менеджеры банка весьма гордятся «художественным оформлением» своего небоскреба. Осенью 1973 г в доме вашингтонского публициста меня познакомили с миссис Клэр Бут Люс — вдовой журнального магната Генри Люса. Про нее в свое время говорили, что она самая богатая женщина Америки, ибо у нее есть и «Форчун», и «Тайм», и «Лайф». Перед смертью Генри Люса его личное состояние оценивалось примерно в 110 млн. долл. Миссис Люс, светская дама, утонченная аристократка (хотя и не аристократического происхождения), говорила о высоких материях, о большой политике. Такое же впечатление людей просвещенных, помышляющих о больших социальных и политических проблемах, произвело на меня знакомство с представителями семейства Рокфеллеров. Примечательно, что впервые я познакомился с Нельсоном Рокфеллером, тогдашним губернатором штата Нью-Йорк, а впоследствии вице-президентом США, в начале 1960-х годов на вашингтонском митинге, посвященном столетию освобождения негров. Губернатор прочувственно, с состраданием говорил о бедствиях дискриминируемых черных американцев. Дэвид Рокфеллер, президент банка «Чейз Манхэттен», также склонен напоминать о трудных социальных проблемах США и об ответственности большого бизнеса в условиях, когда эти проблемы, по его выражению, напоминают «варево ведьмы».

Бен Б. Селигмен всегда был далек от мира власть имущих, но зато он превосходно знал «другую Америку» — Америку эксплуатируемых, обездоленных, бедствующих, воочию видел пагубные последствия капиталистической системы хозяйствования.

Селигмен родился 20 ноября 1912 г. в промышленном центре Ньюарке. Высшее образование он получил в нью-йоркском районе Бруклин. Студенческие годы прошли в трудную пору «великого кризиса» 1929— 1933 гг. Видимо, непосредственное знакомство с бедствующими трудящимися и безработными определило дальнейший жизненный путь молодого выпускника Бруклинского колледжа. Он стал ученым-экономистом, но не спрятался, подобно многим своим дипломированным коллегам, в «башне из слоновой кости» в каком-нибудь университетском городке, а пошел работать в общественные и профсоюзные организации. Многие годы он был экономическим экспертом в профсоюзах — сперва в объединенном профсоюзе рабочих автомобильной промышленности, затем в международной ассоциации работников розничной торговли. На конкретных цифрах специалист исследовал уровень жизни трудящихся, проблемы безработицы, нищеты и т.п.

О проблемах, волновавших Бена Селпгмена, говорят темы его научных работ: «Самая позорная победа: человек в век автоматизации» (1966), «Перманентная нищета — американский синдром» (1968), «Бедность как общественный вопрос», (1965), «Аспекты нищеты» (1968). Проблема бедности беспокоила ученого больше всего — он снова и снова к ней возвращался. В поисках ответа на «проклятые вопросы» американской действительности Селигмен обращался к современным экономическим теориям. Результатом его исследований стал труд «Основные течения современной экономической мысли» (перевод книги на русский язык выпущен издательством «Прогресс» в 1968 г)

С 1965 г Селигмен начал преподавать экономику в Массачусетском университете, где возглавил центр по изучению трудовых отношений.

Именно в эти университетские годы и родилась книга «Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории», вышедшая в свет в 1971 г., на следующий год после смерти автора. Впервые за многолетнюю научно-исследовательскую деятельность (всего им написано свыше ста научных работ, напечатанных в основном в экономических журналах) Селигмен создал большой труд, посвященный деятельности правящих классов. Его интерес к теме бизнеса был логичен и закономерен. Досконально изучив и познав положение трудящихся масс, Селигмен, естественно, задался вопросом об истоках и причинах их бедствий. Изучение экономических теорий, видимо, не дало ответа на этот вопрос: ученый обнаружил в них в общем и целом лишь апологетические оправдания существующей социальной системы. Не удовлетворяли его и работы историков: сплошь и рядом все та же апологетика. «В наше время, — заметил Селигмен, — историки слишком часто предлагают чересчур чистую с позолоченным окаймлением картину прошлого. Грязные эпизоды из жизни бизнесмена зачастую приукрашиваются... Критическое исследование деятельности бизнесменов отвергается под тем предлогом, что оно лишает народ его героев» и оскорбляет память народа о великих людях».

В американских библиотеках можно найти книги «разгребателей грязи», критиковавших хищническую и эксплуататорскую практику капитализма. Но авторы этих книг были, как правило, публицисты, критиковавшие отдельных «баронов-разбойников» за конкретные злоупотребления и махинации, совершенные па ограниченном отрезке времени. В послевоенный период, особенно в 1960—1970 гг., на американском книжном рынке появилось немало серьезных содержательных трудов с аргументированной критикой, но освещаются в них преимущественно современные проблемы (военно-промышленный комплекс, деятельность международных монополий, обнищание трудящихся, эксплуатация негров и других национальных меньшинств и т.п.)

Таковы обстоятельства, побудившие экономиста Бена Селигмена углубиться в изучение истории. Он поставил перед собой задачу «внести в изложение истории американского бизнеса точку зрения экономиста». Его работа была трудоемкой и напряженной: об этом свидетельствует огромный список книг по истории и экономике, приведенный в конце американского издания книги. Итоги этой работы полезны и поучительны, хотя следует сделать весьма существенные оговорки.

При написании книги Селигмен консультировался с историками. «Наши дискуссии по вопросам интерпретации событий превратились в ряд семинаров, на которых я чувствовал себя студентом», — признает автор. Солидный ученый-экономист, в вопросах истории он, пожалуй, так и остался студентом, хотя и прилежным.

Согласно интерпретации Б. Селигмена, движущими силами как в войне за независимость, так и в гражданской войне, предстают почти исключительно крупные буржуа и южные плантаторы, торговцы оружием и спекулянты, наживавшиеся на военных поставках. Против них автор направлял весь свой критический пафос. Трудящиеся массы в описании Селигмена предстают перед читателем преимущественно как пассивные жертвы эксплуатации и ограбления бизнесом. А между тем существенные социальные уступки предпринимателей и государства рабочему классу, утверждение профсоюзов на заводах и фабриках вопреки ожесточенному сопротивлению хозяев, вынужденные изменения форм и методов классовой эксплуатации, попытки умиротворить недовольных демагогией о «гармонии классов» и приукрасить фасад большого бизнеса — всего этого нельзя объяснить, если не вспомнить длительную и упорную борьбу людей труда за свои жизненные права. Как профсоюзный экономист, Селигмен, несомненно, хорошо знал историю рабочего и профсоюзного движения в Соединенных Штатах. Его симпатии на стороне угнетенных и эксплуатируемых.

Большая ценность книги Селигмена — в ее богатой аргументированности. Ученый обработал, по существу, целую библиотеку трудов по истории американского бизнеса, включая такие издания, которые сегодня уже не найдешь в книжных магазинах за океаном. Богатство фактического материала позволило автору живо и выпукло нарисовать портреты заправил большого бизнеса, детально показать их методы извлечения прибылей.

Книга Селигмена помогает понять происхождение многих заокеанских обычаев, традиций и явлений. Мы видим запоминающуюся галерею портретов предпринимателей. Возникают разные, непохожие друг на друга лица: купцы-авантюристы, смахивающие на морских пиратов и готовые торговать чем угодно — табаком, ромом, пушниной, рабами; контрабандисты; спекулянты крупного и мелкого пошиба, готовые урвать где угодно и что угодно; «бароны-разбойники», не гнушавшиеся ничем в своем разнузданном грабеже; создатели железнодорожных, стальных, нефтяных и прочих империй; «вонючки Уолл-стрита»; ненасытные финансисты, опутавшие страну паутиной; вылощенные, образованные джентльмены-менеджеры наших дней, а за их спинами — безукоризненные аристократы-собственники из «высшего света», брезгующие дотрагиваться до «кэш» — долларовых бумажек (миллиардер Пол Гетти уверяет, что при нем никогда нет наличных), но имеющие на личном банковском счете сотни миллионов долларов...

Разные эпохи, различные лица, несхожие повадки. «История американского бизнеса, его основная предпосылка, — пишет автор, — говорят о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли... Менялись лишь методы получения прибыли... Погоня бизнесмена за прибылью воспринимается как нечто самоочевидное. Вес другие его побуждения представляются мне второстепенными».

Таков главный исходный пункт и основной тезис труда Селигмена, и на протяжении всего повествования автор аргументировано, на множестве неопровержимых примеров обосновывает свою точку зрения. Приведенные автором «грязные эпизоды» предпринимательского хищничества не изолированы. Селигмену удается достоверно показать, как грабительские, стяжательские традиции передаются из одного поколения бизнесменов в последующие. Методы и формы деятельности у них могут быть разными, но их сущность при всех видоизменениях остается одной и той же.

Вот что, например, рассказал журналисту опытный консультант по вопросам бизнеса Ларри Росс, возглавлявший ряд крупных промышленных корпораций:

«Корпорация — это джунгли. Это возбуждает. Вас бросили в джунгли и предоставили самому себе. Вы постоянно деретесь, чтобы выжить. Когда вы научились, как выживать, начинается игра за то, чтобы стать завоевателем, вожаком... Я вырос в различных корпорациях. Стал вице-президентом крупной корпорации, а потом еще более крупной. Затем я был президентом и главным исполнительным лицом третьей компании. Все это известные всей стране компании... Страх всегда господствует в корпоративной структуре. Если вы даже поднялись на самый верх, если вы твердый человек и выполняете свое дело — босс может уволить вас одним мановением пальца. Вы постоянно ощущаете чувство небезопасности... Вы постоянно настороже. ...Управляющий — это одинокий зверь в джунглях, у которого пет друзей... Мы все подвержены проклятым опасениям и неврозам — па любом уровне. Основная причина этого — конкуренция... Происходит громадная борьба человека против человека; с помощью когтей лезут наверх. Прогресс... Говоряг, будто деньги неважны... Это не так. Для совета директоров доллары так же важны, как сама жизнь... Всегда начеку. Видели ли вы когда-либо зверя из джунглей, который бывает не насторожен? Всегда оглядываешься через плечо. Не знаешь, кто преследует тебя... Когда живешь в джунглях, к сожалению, становишься твердым и жестоким... Теплые человеческие отношения никогда не существуют в корпорации... В конечном счете вы должны делать прибыль... Рыба глотает маленькую рыбешку, потом эту рыбу заглатывает рыба покрупнее — и так до тех пор, пока самая большая рыбина не поглотит всех... Когда входишь в зал заседаний совета директоров, все встают и говорят «хеллоу!». Не думаю, что есть человек, которому не нравилось бы это. Испытываешь приятное ощущение... Все выглядит так мило: репортажи в газетах о собрании акционеров, о ежегодном отчете корпорации. А за кулисами — джунгли».

Селигмен в своей работе часто прибегал к историческим параллелям, которые шокируют апологетов капитализма, но отражают действительность.

С. Вишневский