Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИРМ(19-20вв) / чайковский 3 симфония

.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
16.92 Кб
Скачать

Первая часть. Introduzione e Allegro. Форма первой части – так называемое сонатное Allegro. Традиционная сонатной форма. Первая часть начинается медленным вступлением, оно пронизано скорбью и трагизмом. Но постепенно колорит светлеет. При всем разнообразии вариантов этой формы в мировом музыкальном наследии (среди шедевров не найдется двух одинаковых, как не найдется, например, двух одинаковых готических соборов), основные принципы построения соблюдаются. Это значит, что оправдываются ожидания услышать в такой форме главную партию, побочную, связующую и заключительную (краткая характеристика этих партий и объяснение, почему они так называются, даны в описании Первой симфонии Чайковского). С точки зрения формы важно, что здесь всегда наличествуют экспозиция (первый раздел) и реприза (третий раздел), а средний раздел представляет собой либо (чаще всего) разработку музыкального материала экспозиции и потому так и называется - разработка, либо (значительно реже) совершенно новый музыкальный материал, и в таком случае называется эпизодом. В данной части мы имеем дело с традиционной сонатной формой, в которой средняя часть – разработка. Главная партия в этой симфонии, словно освободившись от нависшего над ней гнета, звучит пышно и празнично. Побочна партия – свободно дышащий напев, который сначала звучит у гобоя, а затем его проводят другие деревянные инструменты и струнные. Разработка привносит черты драматизма, что достигается за счет введения нескольких новых мелодий. Реприза и ликующая кода, построенная на материале главной партии, утверждают основные настроения этого яркого и эффектного Allegro.

Вторая часть. Alla tedesca. Allegro moderato e semplice. Ремарка Alla tedesca означает: «в немецком духе». Она не часто встречается, но один, быть может, самый яркий образец для сравнения хочется привести: первая часть фортепианной сонаты № 25, ор. 79 Бетховена отмечена этой ремаркой. Эта часть симфонии ближе всего по характеру к «Лебединому озеру», во-первых, по жанру – он здесь танцевальный, это вальс, во-вторых, здесь преобладают светлые, нежные образы, еще не омраченные жизненными бурями, как и в первых актах балета. Тема как бы колеблется между мажорным и минорным ладом, что придает ей мечтательный характер. Особенно тепло и эмоционально звучит тема вальса, когда композитор поручает ее струнным инструментам. Это уже совсем «балетная» мелодия, явственно напоминающая темы вальсов «Леьединого озера» и еще можно добавить - «Спящей красавицы». Средний раздел части – трио – вовдит новый образ и новый колорит, который можно определить как «лирико-скерцозный». В конце вальса Чайковский придает музыке исключительную поэтичность.

Третья часть. Andante elegiaco. Эта часть наиболее значительна по образному содержанию; в ней выражено глубоко личное чувство. В сущности, это – элегия. Это Andante построено совершенно иначе, чем медленные части предшествующих симфоний и квартитов: в нем даны внутренние контрасты в переделах одного раздела формы, в частности, главиной партии. Тематизм Andante богат и многогранен. Andante написано в свободно трактованной сонатной форме, в которой разрабоотка – редчайший, если не единственный случай – является одновременно репризой (закглючительным разделом) главной партии. Главная партия включает в себя три темы. В этом разделе ощущается отсутствие широкого развития и, можно констатировать, некоторая скованность. Побочная партия, в которой развивается лишь одна широко распетая лирическая тема, контрастирует главной партии своим ярко выраженным движением образа к кульминации. Темы главной партии родственны между собой и одновременно глубоко контрастны. Основным музыкальным зерном является первая тема. В ней чувствуется «осеннее настроение», скорбь об умирающей природе, сожаление о прошедшем. Не случайно ее сходство с одной из самых популярных фортепианных пьес Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», который будет написан меньше чем через год после Третьей симфонии. Следующая затем тема у фагота - новая мрачная декламационная фраза; она предвосхищает тему главной партии первой части Пятой симфонии. Фатальное начало, рожденное невозможностью вырваться из замкнутого «магического» круга, выражено здесь более лаконично и сурово. И вдруг, как яркий луч солнца, согревающий осеннее умирание природы, прорывается новый мотив, настойчиво зовущий к жизни. Появляется новый прекрасный мелодический образ - лирическая тема побочной партии. Вначале она сходна с прекрасной песней, может быть, своего рода колыбельной, убаюкивающей и успокаивающей, но постепенно в ней появляется страстное и горячее чувство, в кульминации до патетики душевных излияний. Некоторым эта тема может показаться вальсом – она написана в вальсовом трехдольном размере – но это совсем не такой вальс, как в предыдущей части. Здесь это прекрасная гибкая и выразительная мелодия, звучащая как гимн любви. Постепенно все шире, все более распеваемая, она достигает драматической кульминации. Затем постепенно спадает эмоциональное напряжение, уходит порыв, и затухающая мелодия в последний раз звучит как напоминание о пережитом.

Четвертая часть. Скерцо. Allegro vivo. Это еще одно скерцо в симфоническом цикле. Оно увлекает слушателя в мир фантастики. Отдельные инструменты и их группы перекликаются, создавая мрачную, тревожащую воображение кар тину. Воздушная фактура, колоритные гармонии и оркестровка, очень быстрый темп – все это заставляет отнести эту часть к причудливым, фантастическим скерцо, которые иногда появляются в ряду более часто встречающихся народно-жанровых характеристических скерцо в симфонических и сюитных циклах Чайковского. Явное сходство скерцо Третьей симфонии с будущим скерцо программной симфонии «Манфред» («Фея Альп является в брызгах водопада») позволяет предположить, что образное содержание скерцо Третьей симфонии связана с миром «духов природы». Во всей это части есть единственный контраст – между крайними разделами и средним (трио). Внутри же больших построений господствует один характер. Трио (средний раздел скерцо)- таинственный марш, в котором слышится один и з мотивов траурного вступления симфонии. Не раз указывалось на сходство одной из тем скерцо с образом графини в опере Чайковского «Пиковая дама». В причудливо искаженном звучании он вызывает ассоциации с шествием злых сил.

Пятая часть. Финал. Allegro con fuoco. Финал построен в форме так называемого рондо-сонаты, то есть в форме, соединяющей в себе особенности двух, в сущности, разных музыкальных форм. Финал ярок, полон блеска. Торжественный и несколько холодный полонез – первая тема – создает смысловую арку во всем цикле, перекликаясь с праздничной главной партией первой части симфонии. Вторая тема финала – широкий распев в духе народных мелодий. Третья тема представляет собой второй эпизод формы рондо.1 Она носит шутливый характер. Вместо разработки в этой части повторяется начало полонеза («А»), на основе первых тактов которого композитор развертывает довольно пространное фугато2, создающее нарастание звучности, приводящее к большой кульминации. Заканчивается Третья симфония величественным апофеозом.