Скачиваний:
40
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
153.78 Кб
Скачать

XIX. КОЛИЧЕСТВО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАВНО ЧИСЛУ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

«Одаренный» ребенок – тот, который получил в «дар» от природы своего рождения какое-то отличие биологического строения организма. Таким даром может быть хорошо развитый слуховой аппарат, быстрая реактивность, особое органическое строение мозга, красивая конфигурация тела, хороший иммунитет, физическая сила, гибкие пальцы рук, особое строение горла и артикуляционного аппарата и т.д.

Дар, полученный от природы, в определенной деятельности выявится по более высоким достижениям результата деятельности. И тогда педагог вместе с детьми видит, что кто-то «быстрее всех бегает», кто-то «запоминает сразу и много информации», кто-то поет самым лучшим образом, а кто-то считает с налету, но никак не может нарисовать кошку, елку, дом, облака и печально глядит на рисунки товарищей, которые ему говорят: «Смотри, это легко: два уха, хвост, усы…»

Однако дарование может проявить себя лишь в соответствующей деятельности. Нет деятельности – не видится дарование. И сам ребенок, и взрослое окружение не могут констатировать наличия одаренности. И ребенок попадает в число «не одаренных». Такой жестокий приговор играет иногда судьбоносную роль, как в развитии дарования, так и в личностном развитии.

При ограниченности видов деятельности и сведении их только к учебнопознавательной «одаренными» считают тех, кто хорошо учится. И часто при этом ошибаются.

Одаренность возлагает на человека повышенные требования к его деятельности и общим усилиям – потому что большой «дар» нуждается в большей мере усилий для его становления. У одаренного жизнь складывается сложнее, ибо ему приходится больше «платить» за возможность наибольших достижений. К тому же ему приходится расплачиваться за данное ему преимущество завистью социального окружения, которая рождается у детей, отнесенных педагогами к «не одаренным».

Предложим учителям вообразить состояние ребенка, обозначенного не одаренным. Попросим их проверить на собственном самочувствии, каково человеку, отнесенному к разряду второсортных людей: например, считаться не одаренным учителем…

Если перечислить и записать самого разного вида способности детей (исходя, разумеется, из видов деятельности), а затем периодически заглядывать в этот номенклатурный список, чтобы не забыть все многообразие дарований человека, то можно избавиться от барского пренебрежения к физическим дарованиям детей и не сводить все к интеллекту отстраненных от физического труда мыслителей. Иначе нам грозит целенаправленное пестование

ученых для башни из слоновой кости, вне общества и заботы о материальных благах как средстве существования народа.

Пробуем это сделать пока грубо, без тщательного исследования вопроса. Надо торопиться, чтобы исключить страшный крен в сторону «одаренных» и отбрасывание всех остальных детей на волю случая и обстоятельств.

Изберем основой «склонность» – проявляемое школьником влечение к какому-либо роду занятия, предрасположенность к деятельности, выбор из всех видов деятельности некоторого особого для себя занятия, которое доставляет удовлетворение и сопровождается некоторыми успехами уже с самого начала деятельности.

Чаще всего эти склонности постоянны. Но возможно и угасание интереса, рождение новой склонности. Ребенок склонен выбирать из того, что ему предлагает окружающая реальность. А когда он сталкивается с новым для себя видом деятельности, его предрасположенность к такой деятельности дает о себе знать, и выбор направляется в иную сторону.

Все это должно учитываться в школе, когда речь идет об одаренных детях. Одаренных групп ровно столько, сколько видов в деятельностном спектре школы: при одном виде деятельности – одна группа одаренных, при двух видах организуемой деятельности – уже две группы одаренных.

А одаренных должно бы быть ровно столько, сколько детей в школе, ибо каждый ребенок обладает определенными склонностями к сферам, действиям, формам и умениям – согласно переданным ему природой задаткам.

Наши ошибки в решении данного вопроса, столь важного для будущей жизни ребенка, начинаются с того, что мы однобоко и скупо определяем дарования детей, полученные ими от природы. Вот скудный список «дарований»: художественные, научные, спортивные.

Достаточно побывать в вестибюле школы, чтобы увидеть следующие акты непрофессионализма и человеческой черствости. Для этого следует лишь взглянуть на стенды.

Первый: «Ими гордится школа» – это те несчастные дети, у которых по всем предметам отличные баллы. Следовательно, по отношению к остальным не испытывают гордости…

Второй: видим спортивные призы, фотографии танцоров, актеров школьного театра… и художественные работы по рисованию (в основном, малышей). А работы тех, кто не участвует в выставках и турнирах? Они никому не интересны?..

Раздвинем рамки дарований школьников, и тогда вся школа обнаружит одаренных рядом с собой, а себя одаренного – среди других одаренных.

А сделать такое возможно, заменив термин «одаренность» термином «склонность». Учтем чрезвычайную динамичность развития ребенка, не будем исключать случайность обстоятельств, повлиявших на его интерес, отметим сильное влияние любимого учителя, когда все дети полюбят предмет, им преподаваемый, не забудем и особенности семейного воспитания, когда

рано развиваются некоторые умения ребенка благодаря родителям, мечтающим о карьере своего ребенка.

Склонности научно-теоретические прослеживаются на уроках в мо-

менты обобщения материала, выведения общей закономерности, определения системы и ее элементов, в проявленном интересе к новым понятиям, в склонности к раскрытию сути новых терминов.

Склонности к трудовому мастерству выявляются при организации материальных средств обучения, проведении опытных работ, при подготовке аппаратуры к демонстрации, вычерчивании и оборудовании учебной деятельности.

Склонности художественно-творческие обнаруживаются на гумани-

тарных дисциплинах, на материале фактологическом, персоналийном, во время оформления уже выполненной работы, во время подготовки выставок и видеоматериалов.

Склонности спортивно-игровые высказываются в постоянном стремлении заполнить свободное время подвижными физическими играми, спортивными занятиями, в готовности двигаться и производить серию полезных действий, а также во внимании к внешнему физическому портрету человека (скульптурные произведения обычно вызывают интерес и доставляют радость восприятия).

Склонности ораторско-публицистические выделяются во время груп-

повой и коллективной дискуссии, а также в момент приглашения выйти к доске и высказать свое мнение, прочитать стихи, вступить в полемику.

Склонности художественно-прикладные воплощены в созданных своими руками художественных поделок, в желании создавать иллюстрации к изучаемому материалу, приготавливать учебные плакаты, отыскивать художественные наглядные материалы к учебному курсу.

Склонности научно-изобретательские сразу выявляются при органи-

зации опытно-экспериментальной работы – на уроке или в домашних условиях, а также сразу и явно при рассказе о том, как кто-то и где-то и когда-то провел эксперимент и открыл новое явление мира.

Склонности психолого-философические выказывает ученик при же-

лании анализировать социальное явление во влиянии его на жизнь человека, анализировать изменения в социуме при научных открытиях и технических изобретениях, при оценке и значимости понятий и научных принципов, при анализе свершившихся событий в истории или настоящем.

Склонности психолого-педагогические явно обнаруживаются в стремлении установить добрые отношения во время занятий, в желании защитить обижаемого, в стремлении выказать расположение одинокому ученику и, конечно, в попытке исправить дурное поведение кого-либо во время занятий.

Склонности актерские, помимо театральной самодеятельности, явно проступают в невольном воссоздании внешнего образа другого человека, ко-

пировании его действий, точном выделении сущностных качеств того человека, которого изображают, а также в умении «прочитывать» или устраивать мизансцены в ходе занятий.

Склонности военные проявляются в особом интересе к военной стороне исторических событий, интересе к героям и полководцам, в серьезном отношении к урокам физической культуры, а также в четкости и строгом порядке организуемой деятельности.

Склонности медицинские открываются в постоянном внимании ученика к самочувствию окружающих, в желании оказать санитарную помощь, в неизвестно каким образом сформировавшихся умениях оказывать такую помощь и просто в сопереживании человеку недомогающему.

Педагогический импульс возбуждает желание что-то достойное совершить, ученик пробует свои силы, и кто-то вдруг обнаруживает свои способности или пристрастие к определенного рода деятельности.

Учителя не верят в добрые побуждения детей, им кажется, что дети вообще не любят прилагать усилий. Но вот конкретный пример, как ученик начал писать стихи.

Учительница предложила «один раз всего» сделать шаг в неизведанное: в течение одной недели постараться написать стихи. К концу недели оказалось, что почти треть класса пробовала свои силы в поэтическом творчестве. А вот отзыв одного мальчика на данное предложение педагога, написанный на листе в подражательной стихотворной форме:

Я не поэт, Поэту нужно вдохновение. Где взять его? Подумаю, однако.1

Замечательный отклик подростка подтверждает действенность педагогического импульса как способа инициирования активности ребенка. Определим этот профессиональный метод. Педагогический импульс – предъявление детям образа определенной стороны жизни или нового для них вида деятельности как объекта осмысления в его пленительной форме, прерванное в тот момент, когда у детей возникает желание произвести соответствующие действия. В методике педагогического импульса главное – не оказывать давления на волю ребенка, так чтобы он совершил самостоятельный шаг субъекта навстречу представленному образу жизни либо деятельности.

Педагогический импульс нужен для выхода школьника из своей привычной житейско-обыденной скорлупы в неведомой ему мир, чтобы проверить значимость для него другого мира, в котором он еще не бывал.

А вот другой пример обращения ребенка к творчеству, когда педагог представил детям афористические изречения и раскрыл их ценность для че-

1 Из опыта работы педагога Горлопановой Людмилы Викторовны, школа №574 г. Москвы.

ловека. Мальчик начал сам создавать афоризмы, обобщая свои личные представления о жизни и ее законах:

Улыбка не говорит о твоем счастье, а слезы – о твоем горе.

Самое сложное – заставить делать то, что не хочется.

Чтобы понять других, в первую очередь, разберись в себе.

Жизнь подобна раю до того, как попадаешь во взрослую жизнь, потом она превращается в ад…

Принять свою неправоту гораздо сложней, чем разгадать самую сложную загадку.

Стихи этого юного автора свидетельствуют не столько о его поэтическом даре, сколько о его даре философическом – выходе на мировоззренческие проблемы. Перед нами – процесс спонтанного становления личности. Приведем одно из стихотворных размышлений о жизни этого юного мудреца:1

От удивления умирая, Ты жизнь свою, не понимая,

Уж шел, глаза не открывая, Боясь увидеть мир иной. Мир непонятный, но живой. И ты пойми, читатель мой, Пора исправить все ошибки. Глаза открой, и, не боясь, Смотри на мир. Он ведь иной,

Совсем не дурный, не простой. Я дам тебе совет один: Увидев мир совсем иным,

Сам должен стать чуть-чуть другим, Совсем не глупым и не злым…

Грустная сторона проблемы одаренных детей не только в том, что одну и ту же небольшую группу на протяжении десяти лет обучения считают одаренными, в то время как всех остальных – огромное количество детей в стране – квалифицируют «второсортными».

Профессиональная трагедия состоит в устойчивом убеждении педагога в том, что «одаренные» – это «богом избранные» дети, и ни семья, ни школа не имеют к проявлению их одаренности никакого отношения. Одаренность просто сама по себе выскакивает, как чертик из табакерки, и нам следует лишь подхватить этот божий дар.

1 Григор Овсепян, ученик школы №353 им. Пушкина г. Москвы.

Заметим попутно, что эти же педагоги объясняют «девиантность» детей дурным влиянием семьи, снимая со школьных педагогов вообще какуюлибо ответственность за развитие ребенка, пришедшего в школу.

Грубое деление детей на способных и не способных, одаренных и умственно отсталых, на обучаемых и необучаемых снимает вовсе ответственность за профессиональную работу с любого педагога. И такая распространенная точка зрения господствует, несмотря на примеры развития гениев в детстве: Нильса Бора считали идиотом, в отрочестве Королева успокаивали словами «не всем же быть умными», а гениального Галуа принимали за психически больного. А ведь таких примеров уйма, бездна, тьма. И, несомненно, уйма случаев погибшего в ребенке гения, дарования, таланта.

Завучу приходится обеспокоиваться, прослеживаем ли мы успехи всех детей в самых широких видах деятельности. Забота об одаренных – это забота обо всех школьниках до единого.

Первый шаг по реализации программы «Количество одаренных в нашей школе равно количеству всех детей в нашей школе» – это демонстративное признание каждого ученика. На огромном стенде располагаются фотографии всех детей с указанием их имен: от первого до выпускного класса. Портретные снимки в одиннадцать рядов по горизонтальным линиям. Их очень много, но здесь каждый ребенок. И когда он входит в вестибюль школы, он видит, что его видят и о его присутствии все знают.1 Обеспечивается благоприятный фон для проявления ребенком своих склонностей.

Далее необходимо сделать второй шаг – регулярное публичное оповещение об особенностях детей, их успехах и победах. Регулярно каждый день появляются на информационной доске сообщения об успехах: «А Светлана в первом классе спела красивую песню…», «В десятом Сергей сделал интересный доклад…», «На уроке физкультуры Лариса на перекладине прокрутила два оборота…», «В пятом классе все поэты! Пишут стихи!..»

Третий шаг – предоставление условий для дополнительных занятий по интересам и склонностям. Размещается информация о кружках, секциях, обществах, мастерских, студиях в дневниках, на доске объявлений, при встрече с представителями системы дополнительного образования.

Четвертый шаг – индивидуальная беседа с ребенком и его родителями по вопросу особенностей и способностей ребенка. Вместе с учеником продумывается режим, распорядок, объем занятий, дополнительные средства для занятий.

И только в последнюю очередь организуется участие детей в самых различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках.

1 Сошлемся на пример школы №245 г. Москвы, директор Окунева Светлана Эдуардовна.

Становится очевидным, что вопрос одаренности школьников – общий вопрос педагогического коллектива. Это ясно. Но кто-то должен взять на себя руководящую и направляющую роль. Два заместителя директора могли бы это взять на себя.

Первый – старший педагог (первый заместитель директора) – во внеклассной деятельности выявляет пристрастия и интересы детей в области разнообразной творческой (созидательной) деятельности и содействует занятиям ученика в данной области.

Второй – завуч школы – фиксирует учебные достижения школьников и отмечает научно-познавательные интересы их в отдельных учебных дисциплинах, а также во внеклассной познавательной деятельности, направляет внимание классного руководителя и самого ученика на выявленные способности.

Подчеркнем еще раз: озабоченность по поводу одаренного ребенка нисколько не меньшая, чем озабоченность по поводу не проявленных пока дарований других детей.

И детям следует передать эту идею о многосторонности дарований и необходимости отыскивать свои дарования. Беседуя с ними, завуч мог бы использовать следующую операцию воздействия: просить представить сидящего рядом товарища по классу и высказать его достоинства и особенности. Это будет примерно так:

…Я Наташа. Со мной рядом сидит Витя. Он очень хороший человек… Он поет хорошо… И еще он на даче разводит диковенные цветы…»

…Я Алексей. Рядом мой хороший друг. Он физику знает… Почти как учитель… Он посещает школьную академию… И он очень добрый…

Выявленное дарование возлагает на человека обязанность:

1)максимально развивать данный ему природой дар;

2)использовать этот дар в сфере созидательной деятельности;

3)серьезно относиться к ученью, отыскивая в себе другие дарования

Соседние файлы в папке обучение в процессе ч.3