Скачиваний:
26
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
29.18 Кб
Скачать

изведений «проповедь радикального характера». Сочинения В.Г. Белинско­го, НА. Добролюбова, Д.И. Писарева и Н.Г. Чернышевского, признанных лучшими литературными критиками эпохи, детально изучены советской ис­ториографией. Исследователи отдали первенство критико-литературным тру­дам Чернышевского периода его работы в «Современнике». В 1920-е годы В. Евгеньев-Максимов изучил вопрос о роли «Современника» и «Отечествен­ных записок» в формировании общественного сознания своей эпохи 6.

Народники сделали вывод об особом влиянии трудов европейских ес­тествоиспытателей-натуралистов и философов-материалистов (Ч. Дарви­на, К. Фохта, Л. Бюхнера, Я. Молешотта) на формирование нового типа мышления в середине XIX века. По мнению Кропоткина, Дарвин совершил «настоящую революцию в идеях» работой «Происхождение видов путем естественного подбора в борьбе за существование». Вниманием интелли­генции пользовались «этюды атомистическо-материалистической филосо­фии» Фохта и Бюхнера. Сочинения Молешотта, в том числе известный в России «Круговорот жизни», являлись доступным, ясным изложением ос­нов материализма 7.

Из предшествующей философии Кропоткин отметил вклад Г. Гегеля и И. Канта. Но решающее влияние на умы современников оказала синтетичес­кая, позитивистская философия в лице ее ярких представителей — О. Конта и Г. Спенсера. Из достижений экономической мысли идеологи народничества особенно ценили труды-Дж. Милля 8. Освобождению науки от «душивших ее уз» способствовала, по мнению Кропоткина, «пропаганда республиканских и социалистических идей, которая велась в 30—40-х годах, и революция 1848 г.», в которой ведущие ученые «почерпнули мужество для научных работ». Период с 1856 по 1862 г. он назвал эпохой мировой научной революции 9.

Представителям эсеро-народнической историографии идейными вдох­новителями эпохи представлялись Добролюбов и А.И. Герцен. А.М. Скаби­чевский полагал, что наибольшее влияние на взгляды интеллигенции 1870-х годов оказал Добролюбов. Для В.Е. Чешихина-Ветринского и В.М. Чернова идеи всеобщей правды и равенства выражал прежде всего Герцен — «вели­кий проповедник нравственной силы и достоинства личности», носитель мессианства и моралист. Выделяя социально-этический и нравственный ас­пект его подхода к пониманию общественных явлений, Чернов назвал Гер­цена «отцом» русской социологической школы 10. С.Н. Южаков в свою очередь выделил три направления мировоззрения интеллигентов России середины XIX в.: экономическое (Чернышевский, Добролюбов, М.А. Анто­нович); реалистическое (Писарев); этико-социологическое (народники) ". Признавая влияние М.А. Бакунина, Н.М. Михайловского, Чернышевского, советская историография тем не менее назвала «философией революции» «Исторические письма» П.Л. Лаврова п.

Нельзя не отметить вклад Н.А. Рубакина в изучение проблемы. Ему при­надлежит основание в 1920-е годы библиопсихологии, разработка типологии книг в тесной связи с изучением психологии основных типов читателей 13. Его труд «Среди книг. Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей» стал круп­ным вкладом в отечественную рекомендательную библиографию. Но в 1930-е годы в СССР теория Рубакина подверглась тенденциозной критике, после чего была предана забвению. Ее отдельные положения (об индивидуальном восприятии книги и зависимости его от жизненного опыта читателя; об авто­ре, произведении и читателе как звеньях одной цепи) до сих пор актуальны и применяются в психолингвистике, теории массовых коммуникаций и дру­гих областях изучения читателя и книги.

Согласно мемуарным свидетельствам, общей чертой семидесятников было раннее знакомство с художественной, научной и демократической ли­тературой, вызвавшее у них стремление к общественной деятельности. Г.А. Лопатин поражался: «Удивляюсь, как они... могли столько прочесть и русской, и иностранной литературы» 14.

4 «Вопросы истории» № 5

97

Соседние файлы в папке Колесникова