Скачиваний:
26
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
43.52 Кб
Скачать

«забавная игра в историю», в которой «факты как стеклышки в калейдоскопе, стоят кверху но­гами, а что-то выходит».

Осмысление Кавелиным исторического про­цесса в России в духе гегельянской философии, позволило ему собрать воедино исторические факты, казалось бы, рассыпанные в историчес­ких трудах и публикациях, выявить закономер­ную связь между ними и уловить поступатель­ную тенденцию в эволюции общественных институтов и правовых норм. При этом Кавелин исходил из того, что теория придает фактам жизнь и смысл, что только с помощью «общего взгляда и теории можно восстановить историю, как она была». Будучи юристом по образованию и по складу ума, главное внимание он сосредо­точил на процессе формирования государствен­ных отношений, выдвинув при этом теорию перехода от родовых отношений к государствен­ным. Это позволило ему, как показано РА. Кире-евой, воссоздать стройную картину русской ис­тории, начиная с древних времен, вплоть до Московского царства и созданной, как он счи­тал, Петром I императорской России. Подчерк­нуто автором и то значение, которое имела по­становка Кавелиным вопроса о роли личности в истории, что сказалось на его трактовке царство­вания Ивана Грозного, реформ Петра Великого. Удачно раскрыто и взаимовлияние Кавелина и С.М. Соловьева, который стремился «не делить, не дробить русскую историю», а расширять чис­ло собранных исторических фактов и одновре­менно искать новые факторы, повлиявшие на историческое развитие России.

Киреевой обстоятельно разобораны взгляды и охарактеризована личность Б.Н. Чичерина, ученика Кавелина, постепенно не только допол­нившего основные положения концепции госу­дарственной школы, намеченные Кавелиным и Соловьевым, но и придавшим ей завершенную форму. В монографии показано, как органично вошли в концепцию этой школы такие понятия, как вотчинные отношения, а также кардинально важная теория закрепощения и раскрепощения сословий.

История возникновения и утверждения госу­дарственной школы, как влиятельного направ­ления в историографии, приобретают в иссле­довании Киреевой четкость и убедительность. Взгляды и деятельность Кавелина и Чичерина изложены в тесной связи с их биографиями, по­литическими симпатиями, философскими и ис­торическими воззрениями, представленными в тесной связи с анализом общественно-полити­ческой ситуации в России.

Хотя Киреева старалась ограничить себя рамками исключительно исторической концеп­ции Кавелина и Чичерина, она вольно или не-

вольно коснулась ряда очень важных проблем политической и культурной жизни России девят­надцатого века. В поле ее зрения оказались Московский и Петербургский университеты, сре­да профессоров и студентов, другие слои рус­ского общества. При этом автор сделала целый ряд тонких наблюдений, которые, на первый взгляд, касаются частностей, но в итоге суще­ственно дополняют и уточняют образ героев ее книги. Подчеркнута связь теоретических постро­ений Чичерина с его философскими симпатия­ми, прежде всего увлечение гегельянством, возникшее на этой почве убеждение, что госу­дарство не только высшая форма развития, но и осуществленная на земле божественная идея, высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. Наряду с такими отвлеченными рассуждениями Чичери­ну, как справедливо отмечает автор, присуще было внимание к историческим источникам — духовным и договорным грамотам великих кня­зей, другим государственным актам, законода­тельным памятникам, к дипломатической пере­писке. Чичерин, по мнению автора, пользовался документальными источниками «не как иллюст­рацией к тому или иному факту и не для уточне­ния отдельных событий», а как объектом «тща­тельного исследования».

Киреевой удалось представить Кавелина и Чичерина яркими личностями, со своими страс­тями, симпатиями и антипатиями. С особой ре­льефностью предстает их западничество, в ча­стности благодаря выразительному описанию их поездок в Западную Европу и контактов с тамош­ним ученым миром. Впечатляет описание их вза­имоотношений с А.И. Герценом, болезненным для обеих сторон разрывом. И конфликт, возник­ший из-за различной реакции на студенческие волнения 1861 г. и положивший началу разрыву отношений между Кавелиным и Чичериным, предстает не только как противостояние различ­ных политических позиций, но и как тяжелая жизненная драма. При этом автор не отклоня­ется от главного предмета своих изысканий, а уточняет и делает более отчетливым восприя­тие концепции государственной школы, во многом определившей развитие русской исто­рической науки в XIX веке. В книге отмечена эволюция взглядов Кавелина и Чичерина. Про­слежены перемены в политических симпатиях Чичерина, постепенно приведшим к принятию мысли о достоинствах конституционной монар­хии. Эпилог в книге звучит как реквием по не­сбывшимся идеалам выдающихся представи­телей русского либерализма. С тем большим чувством воспринимается мысль, что их дея­тельность не канула в Лету, а оставила след в русской историографии.

170

Соседние файлы в папке Киреева Кавелин, Чичерин