Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гармония рахманинов 11.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
74.75 Кб
Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Васильевич Рахманинов — один из наиболее ярких представителей русской композиторской школы конца XIX — первой половины XX века. В творчестве Рахманинова нашли продолжение и развитие лучшие традиции русской классической музыки XIX века и, в частности, Чайковского: яркая эмоциональность образов, структурная четкость построений, опора на интонационный склад русской песни, русский бытовой романс XIX века. Большое влияние на композиторское творчество Рахманинова оказала его деятельность в качестве концертирующего пианиста, что проявилось не только в трактовке фактуры как важнейшего фактора музыкальной выразительности, но и в особо важной роли аккордово-гармонического начала.

Рахманинов прежде всего — композитор-лирик, его музыка — это самовыражение глубоко поэтической натуры. Программность мало свойственна его произведениям, хотя часть их и насыщена конкретной образностью (колокольная звучность, пейзажная звукопись и т. д.). Характер лирического высказывания во всей его глубине определяет выбор средств музыкальной выразительности. Основным выразительным средством в музыке Рахманинова является мелодия. В этом отношении Рахманинов отличается от многих современных ему композиторов, выдвигавших на первый план иные средства.

Тяготение к классическим инструментальным формам с их тонально-тематическим сопоставлением, методами развития представлено у Рахманинова на новом уровне ладофункциональных отношений в гармонии. Структурная четкость тематизма в большей мере определяется системой каденции, также выраженных новыми средствами. Велика роль гармонии и в создании кульминаций — этого важнейшего выразительного средства мелодики Рахманинова, имеющего самые разнообразные формы проявления — от яркой патетики до полного истаивания. Гармоническое начало обнаруживается и в полифонии, вырастающей из подголосочной природы многоголосия русской песни, претворенной в традициях гармонии XX века.

Характерная особенность стиля композитора состоит в том, что взаимосвязь мелодии и гармонии в его музыке неоднозначна: в гармонии прослеживается не только генетическое родство с логикой мелодического развития, но и относительная независимость. Музыке Рахманинова присуще богатство переменно-функциональных связей и в мелодии и в гармонии.

Поиски композитора в области ладогармонии осуществлялись при сохранении в произведении гармонического устоя как центра тональности, в то время как многие современные ему композиторы сосредоточили свои усилия именно на умалении этого значения устоя, вплоть до полного его уничтожения.

Рахманинов глубоко оригинальна трактует диатонику, мажоро-минор, хроматическую тональность. Обновление коснулось как гармонических структур, так и аккордовых последований.

ОСОБЕННОСТИ

1.Аккордика

Основу гармонии Рахманинова составляют созвучия терцовой структуры. Среди трезвучий ведущая роль принадлежит фонизму мажора и минора. Их удельный вес в произведениях различен и колеблется в зависимости от характера музыки. В поздних сочинениях, в которых резко увеличивается роль неустоя при общей тенденции к обострению диссонантности, консонирующие трезвучия чаще выступают лишь в качестве устоя.

Среди септаккордов у Рахманинова преобладают образования с малой септимой, особенно малый с уменьшенной квинтой. Можно отметить несколько ослабившуюся по сравнению с музыкой XIX века роль уменьшенного септаккорда и в то же время более частое употребление больших септаккордов. В ориентации именно на эти виды гармонической вертикали нельзя не видеть влияния русской музыки конца XIX века, в частности Чайковского с его пристрастием к звучности малого септаккорда с уменьшенной квинтой (вспомним начало финала Шестой симфонии) и Мусоргского, широко применявшего септаккорды с большой септимой.

Композитор прибегает к двум основным приемам усложнения аккордов терцовой структуры:

1) формированию терцовых многозвучных аккордов;

2) внедрению побочных тонов.

Усложнение терцовой структуры, как правило, связано с аккордами I, V, IV и II ступеней. Встречаются модификации аккордов VII ступени, чаще терцквартаккорда.

Терцовые многозвучные аккорды у Рахманинова, как и у некоторых современных ему композиторов (Дебюсси, Равеля, Прокофьева), выступают в роли ладовых неустоев и устоев.

Способы образования аккордов расширенной терцовой структуры различны, наиболее характерны следующие:

1) терцовое напластование звуков по вертикали;

2) полифункциональное наложение аккордов, временами приводящее к единой многозвучной терцовой вертикали, выступающей как фактор вторичный, производный (полиаккорд).

Многозвучные терцовые аккорды, образованные посредством полифункционального наложения,— характерный способ усложнения гармонической вертикали в сочинениях Рахманинова. Образующиеся полиаккорды имеют в качестве своих составных частей два трезвучия или трезвучие и интервал, реже — два септаккорда. Так, в I части Концерта № 4 (ц. 29, тональность Es-dur) длительно выдержанная в верхних пластах тоника при гармоническом развитии в нижних регистрах ведет к образованию нонаккорда IV ступени, ундецимаккорда II ступени. В Этюде картине соч. 39 №8 (т. 1—2, тональность d-moll) сочетание септаккорда тоники в нижних пластах фактуры с доминантовой квинтой вверху приводит к образованию нонаккорда I ступени.

Характерная черта музыки конца XIX и особенно XX века — внедрение в аккорд побочных тонов. Использование этого приема Рахманиновым имеет свои индивидуальные черты: побочные тоны подготавливаются, часто они связаны с многоплановостью фактуры, с полифункциональностью. В большинстве случаев побочные тоны усложняют тоническую гармонию. Рахманинов использует и внедряющие и заменяющие побочные тоны.

К числу аккордов с побочными тонами относится и «рахманиновская гармония» (1). Побочный тон в этом аккорде замещающий: это терцквартаккорд, реже — секундаккорд VII ступени с квартой вместо терции в гармоническом миноре. Звучность этого аккорда (малого с уменьшенной квинтой), часто разрешающегося непосредственно в тонику ходом в мелодии на уменьшенную кварту, очень специфична и связывается именно с музыкой Рахманинова, является ее своеобразной лейтгармонией. Рахманиновская гармония может быть истолкована и как септаккорд IV ступени с пониженной квинтой или как созвучие VI минорной ступени — видоизменение «шубертовой» гармонии. Основной выразительный смысл рахманиновской гармонии — скорбное, патетическое восклицание. Этот аккорд звучит и в изложении темы, и в тематическом развитии, однако наиболее часто — в заключительном кадансе. Иногда на его основе строится целое произведение, например, романс «Отрывок из А. Мюссе».

Альтерация созвучий принадлежит к числу излюбленных приемов в творчестве молодого Рахманинова, звучность альтерированных аккордов часто определяет специфику гармонического колорита произведения. Среди субдоминантовых созвучий это неаполитанский секстаккорд, трезвучие II низкой ступени.

Альтерированные аккорды двойной доминанты трактуются Рахманиновым вполне традиционно и играют несравненно меньшую роль, нежели, например, у Чайковского.

Среди доминантовых альтерированных аккордов следует выделить VII ступень с повышенной и пониженной терцией. Аккорды VII ступени с пониженной терцией встречаются, например, в романсе «Не верь мне, друг» (т. 10, тональность C-dur). Аккорды VII ступени с повышенной терцией представляют собой вариант «рахманиновской гармонии» в мажоре.

Рахманинов использует также аккорды VII ступени с повышенной и пониженной квинтой. В Этюде-картине соч. 39 № 1 (т. 16) с тоникой g-moll сопоставляется сначала терцквартаккорд VII, а затем он же с пониженной квинтой.

Аккордика воплощена в сочинениях Рахманинова в условиях ярко индивидуальной фактуры, свидетельствующей о четко выраженных чертах гомофонно-гармонического склада музыкальной ткани. Имитационная полифония не свойственна композитору. Своеобразие фактуры, сказывающееся на гармонии произведений, в большой мере определяется спецификой музыкального мышления пианиста, досконально знающего динамические, тембровые, технические возможности инструмента и умеющего мастерски их обнаружить, а также органическим претворением и развитием структуры народного многоголосия. Мелодизация музыкальной ткани, в основе которой лежит подголосочная полифония, приводит к несовпадению гармонических функций между голосами. Это явление получило различные формы воплощения:- 1) в виде полиаккордов (одновременного сочетания нескольких созвучий) 2) в виде полифункционального развития гармонии, представленной различными пластами фактуры. Иногда эти явления смыкаются.

Полиаккорды в сочинениях раннего периода часто тяготеют к диатонике с незначительными отклонениями от нее (например, в сторону альтерированной субдоминанты) и образуются на доминантовой или тонической основе.