Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
44
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
46.59 Кб
Скачать

Вопрос 41: Особенности становления америк. Лит – ры

Развитие американской литературы отмечено рядом особенностей, существенно отличающих ее от общеевропейской литературной традиции, с которой она, однако, сохраняет общность как в плане идеологии, так и эстетики, и ее рассмотрение должно в равной мере учитывать как основные свойства и закономерности развития этой общей модели, так и те специфические черты, которые свойственны американской литературе как ее самостоятельному, устойчивому национальному варианту.

Своеобразие американской литературы обусловлено особенностями формирования нации и исторического развития страны. В силу ее относительной молодости в ней отсутствует ряд крупнейших художественных эпох, через которые пролегла магистраль литературного развития Старого Света. Зачиналась американская литература не с создания национального эпоса, не на основе устной традиции, а как литература письменная, в которой фольклор возник на позднейших стадиях развития. Она появилась в результате отпочкования от английской литературы и продолжала отдельные намеченные в ней тенденции.

Формирование американской литературы связано с появлением в начале XVII в. первых английских колоний на Атлантическом побережье Американского континента. Поселенцы прибывали сюда с грузом европейских культурных и художественных традиций, прежде всего английских, хотя далеко не на всех стадиях активно обращались к европейско му наследию во всей его полноте и многообразии, ограничиваясь — особенно вначале — малым его сегментом. Исходно во взаимодействии литературы американской и европейской преобладали связи-истоки, связи - корни. Связи-влияния проявляются на более поздних этапах, почти полтора столетия спустя — в эпоху Просвещения, обретя значительный раз мах лишь в эпоху романтизма.

Особым характером литературных связей обусловлен в значительной мере эффект «эстетического отставания», присущий начальному периоду развития американской литературы. Фактически в течение всего колониального периода на литературной продукции, создаваемой в колониях, лежит печать подражания. Подражание — одна из важнейших эстетических установок молодой литературы. На ранних этапах она еще не ощущает своей отдельности от литературы метрополии. Художественное сознание развивается в это время под воздействием господствующих в метрополии норм, не только следуя общему направлению, но и стремясь в нетронутом виде перенести на новую почву готовые образцы.

Первоначально колонисты почти не чувствовали связи с новым окружением, воспринимая колонию как продолжение «старой родины», а собственный разрыв с ней считали временным. Расстояние на первых порах лишь обостряло «родственные чувства», побуждая во что бы то ни стало сохранять то, что уже зафиксировано в художественном опыте покинутой родины. Переселенцы в буквальном смысле слова обращали взор назад, и не только в пространстве, но и во времени. Новейшие явления, возникавшие в литературе метрополии, как правило, мало привлекали внимание колонистов. Эстетически было для них значимо преимущественно то, что опробовано временем, отстоялось и приобрело силу канона. Своеобразие литературы колоний в этот начальный период связано с появлением в ней элементов, свидетельствовавших о попытках отражения иных условий существования, иного исторического опыта. Воздействие американской действительности — мощный фактор формирования литературы Нового Света.

На одно из ведущих мест в ней выдвигаются жанры, непосредственно отвечающие потребностям освоения континента. Это всевозможные «описания», путевые заметки, мемуаристика, дневники и т. п. Как правило, сочинения подобного рода сочетали в себе разнородные черты, одновременно выступая в роли исторических хроник, географических очерков, сочинений естествоиспытателей и богословских трактатов, включая экскурсы в область мифологии и фольклора аборигенов, зарисовки их нравов и обычаев. С изложением исторических фактов и событий из жизни колоний соседствовали не уступавшие им в подробности описания флоры и фауны, особенностей климата и почв, ландшафта и природы, перемежаемые рассуждениями морализаторского толка и религиозными проповедями.

Таким образом, «землепроходческие» и мемуарные сочинения, с которых начиналось формирование литературы, отмечены своеобразным синкретизмом, в котором, однако, в отличие от синкретизма европейских литератур периода возникновения письменности отсутствует легендарно- мифологический план как формообразующее начало. Первые американские литературные памятники — это вместе с тем и памятники исторические, ценнейшие источники сведений о социальном и жизненном укладе колоний, их духовном облике. В их числе прежде всего нужно назвать хроники капитана Джона Смита «Правдивый рассказ о событиях, случившихся в Виргинии со времени первого образования колоний» (1608), «Описание Новой Англии» (1616) и «Общая история Виргинии, Новой Англии и островов Соммерса» (1624). В последней приводится, в частности, рассказ о спасении Смита индейской принцессой Покахонтас, ставший первым американским национальным мифом.

Важнейшим фактором становления американской литературы явилось то, что оно проходило на основе не только различных национальных, но и расовых культур. Отсутствие гомогенности этнического состава на селения колоний (а затем Соединенных Штатов) существенно повлияло на развитие как общественной мысли, так и художественного сознания нации. Американская литература складывалась на основе взаимодействия культур трех рас: культуры аборигенов в том виде, какой она обрела к моменту колонизации, перенесенной на американскую почву европейской культуры белых поселенцев, в которой ведущее положение занимала английская традиция, а также перенесенных сюда несколько позднее элементов африканской культуры насильственно ввозившихся в Америку черных рабов.

Это «взаимодействие» отнюдь не означало гармонии. Народы, представлявшие эти культуры, находились на разных ступенях общественного развития. Это различие было использовано колонистами для обоснования превосходства белой расы, т. е. отношения культур были изначально неравноправны. Вследствие этого культурные и художественные традиции индейцев и негров были навсегда лишены возможности естественного, органического развития.

Литературная карта Америки отмечена множеством потерь, которых невозможно ни восполнить, ни измерить, ни оценить. Индейская традиция знала лишь устные, фольклорные формы, и при вымирании племени уходившее в небытие литературное наследие не оставляло по себе никаких следов. Несмотря на угрозу истребления, индейские племена упорно сопротивлялись культурной ассимиляции, отстаивая самобытность своей культуры, препятствуя ее подчинению доминирующей культуре колонистов, сохраняя освященные веками легенды, обычаи, ритуалы, верования.

Трагически сложилась на Американском континенте судьба негритян ской культуры. Рабы лишились родного языка, что предопределило высокую степень их культурной ассимиляции. Его утрата сделала невозможным сохранение богатых традиций устного народного творчества с при сущей ему образностью. Когда же после приобщения к английскому языку и христианству появились писатели-негры и в негритянской среде начали вновь зарождаться фольклорные формы, это — в отличие от ин дейцев — происходило уже на основе иной, чужой для них культурной традиции. Но ассимиляция и в данном случае была далеко не полной. Негры сохраняли отдельные связи с корнями африканской культуры, проявлявшиеся в экстралингвистических формах, прежде всего музыкальных: мелодика, ритмы и т. д.

Тем не менее оттесняемые на задний план традиции искусства аборигенов и подвергшихся сильной ассимиляции негров оказали огромное воздействие на американскую культуру, особенно на передовую общественную мысль, возникшую буквально в первые годы существования колоний. Соседство культур, рожденных в недрах различных цивилизаций, стимулировало развитие самобытных черт американской литературы, приобщая ее к историческому, духовному и эстетическому опыту, который лежал за пределами европейских культурных традиций.

Важное значение имел для формирования американской литературы характер эмиграции из Англии, во многом определивший пути развития американского общества, его идеологию и художественное сознание. В то время, когда в Америке возникли первые поселения англичан, метрополия переживала период глубинных изменений, связанных с подготовкой Английской буржуазной революции. Недовольные результатами остановленной на полдороге реформации, буржуазия и значительная часть народных масс выступили под знаменем пуританства. Жестокие преследования со стороны официальной церкви вынудили многих пуритан, простившись с родными берегами, искать укрытия в Америке.

Здесь старые споры вспыхнули с новым ожесточением, однако на этот раз крайнюю нетерпимость в отношении инакомыслящих проявляло теперь пуританство, претендовавшее на роль единственно истинной религии. Его оплотом стала Новая Англия. Было бы ошибкой полагать, что борьбанаправлений реформированной церкви велась исключительно вокруг религиозных догматов. Под покровом теологии бурлили политические страсти. Истолкование Библии становилось не только средством утверждения фундаментальных основ веры, но и откликом на волновавшие всех вопросы общественного бытия.

На протяжении почти целого столетия американская общественная мысль развивалась едва ли не исключительно в форме религиозных учений. Согласно представлениям американских пуритан, следовавших догма там сурового кальвинизма, искусство и литература не имели смысла сами по себе. Их единственной целью объявлялось служение религии. Все, что не было непосредственно связано с нею, считалось безнравственным. «Обычно пуританин отвергал образность, предназначенную лишь для того, чтобы ею восхищались, он использовал лишь те средства, которые могут облегчить понимание истины, причем предпочитал, чтобы они чер пались непосредственно из Библии... Все, что задевало чувства настолько сильно, чтобы помешать сосредоточенной работе умаказалось ему опасным»

Утилитаристский подход к искусству, которое мыслилось пуританами исключительно в «прикладном» качестве, препятствовал развитию светского искусства. Их враждебность искусству наряду с задачами, которые выдвигала необходимость освоения континента,— одна из главных причин того, что в американской литературе XVII в., в которой ведущая роль принадлежала Новой Англии, слабо представлены художественные жанры. В прозе, помимо названных «записок» и хроник, доминировали жанры богословских сочинений. В поэзии преобладали религиозно-пиетистские мотивы. Драматургия отсутствовала вообще.

Один из самых интересных памятников, воплотивших характерные черты своего времени,—дневник Уильяма Брэдфорда (1590—1657) «О Плимутской колонии». Хотя опубликовано это сочинение первого гу бернатора колонии было лишь в 1856 г., по существу оно сделалось до стоянием общественной мысли еще в XVII в. Брэдфорд прибыл в Америку в 1620 г. на борту «Мэйфлауэра» и в дневнике запечатлел важнейшие события из жизни колонии, уклад и нравы пуританской общины. Что еще существеннее — в нем нашли отражение взгляды и настроения пер- вых поселенцев, раскрыты особенности их мышления. Пуритане сознавали себя участниками мировой драмы, и это ощущение сообщало суровую величавость страницам дневника Брэдфорда.