Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Зарубежка / 28 / Полемика между Теккереем и Диккенсом

.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
16.59 Кб
Скачать

Полемика между Теккереем и Диккенсом

Слава к Диккенсону пришла рано. За спиной у Диккенсона. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя, потому что во всем мире Теккерей не видит ни одного человека, который мог бы стать положительным персонажем в его книге. Лишь после публикации «Ярмарки» к Теккерею приходит заслуженное внимание и слава

Отличались их взгляды на жизнь – элементы уличного театра, юмор, присущие английскому реализму в целом, есть и там и там, но Диккенс был оптимистичнее, а потому у него больше юмора и присутствует некое сказочное начало. Особенно это видно в неизменно счастливых финалах. Теккерей был скептиком.

Превосходное образование, точнее, самообразование (так и не окончил Кембриджа). Теккерей – далеко не единственный пример совмещения в одном лице живописного и литературного дарования. Как показало время, Теккерей оказался лучшим иллюстратором собственных произведений.

Диккенс объявил конкурс. В числе претендентов на роль нового иллюстратора “Пиквика” был и некий Теккерей. Прихватив с собой папку с рисунками, в основном карикатурами и сатирическими зарисовками, он пришел на прием к молодому писателю, имя которого уже гремело на всю Англию. Но Диккенс отклонил кандидатуру Теккерея.

он интуитивно угадал сатирика. А Диккенсу нужен был добрый юморист, подмечающий смешные стороны жизни, но закрывающий глаза на людские пороки. И поэтому он произнес слова, в которых наметился будущий конфликт двух самых известных английских писателей XIX столетия: “Боюсь, что ваши рисунки не рассмешат моего читателя”.

Личные и творческие взаимоотношения Диккенса и Теккерея – одна из любопытнейших страниц в истории английской литературы XIX столетия. Погодки (Диккенс родился в 1812 г., Теккерей – в 1811 г.) и соратники (с их именами прежде всего связывается представление о славе английского романа XIX столетия), они были не похожи друг на друга во всем.

Теккерей высоко ценил Диккенса. Но тем не менее у него были серьезные расхождения с ним по вопросам творческого метода.

Традиция заканчивать романы счастливой развязкой совершенно была чужда Теккерею. Счастливый конец, по его мнению, только обманывает читателя. Когда читатель закрывает последнюю страницу романа, он вспоминает не о благополучии, которого в конце концов удостоились добродетельные герои Теккерея, а о той длинной веренице надежд, разочарований, невзгод и страданий, через которые они прошли.

Принципиальное значение приобретает и вопрос о положительном герое в творчестве Теккерея.

Оливер был задуман Диккенсом как существо ангелоподобное, и потому никакие внешние силы не способны были испортить это воплощение добра. Иную художественную позицию занял Теккерей. Он придавал большое значение условиям, в которых формировался герой.

Теккерей сдержаннее Диккенса: в нем больше рационального, умственного начала.

Не принял романтизма. Критиковал. В творчестве Диккенса, отношения с которым были весьма сложными (Теккерей был одновременно и едким критиком, и искренним почитателем Диккенса), его также раздражала романтическая стихия.

Художник сознательно вычеркнул из поля художественного видения приключения с их перипетиями и тайнами; не свойствен ему и светлый юмор, добрый, жизнеутверждающий смех Диккенса.

По сути, вся полемика писателей сосредоточивается на проблеме изображения человека, понимания природы художественного образа героя. Теккерей критикует Диккенса за то, что он изображает своих героев с недостаточной "честной откровенностью". Восхищаясь Диккенсом-юмористом и гуманистом, Теккерей критикует его за искажение правды, к которой сам он стремился на протяжении всего творчества.

С одной стороны, он восхищается гуманизмом и нравственным пафосом книги, говоря, что повести апеллируют к "лучшим чувствам в душе человека". Теккерей протестует против "рождественской философии" Диккенса, обвиняя её в искусственности.

Для изображения безрадостной картины человеческой «ярмарки тщеславия» Теккерей использовал форму пикарески и «романа воспитания», наполнив их новым эстетическим содержанием. В романе отчетливо ощутимо планомерное, в значительной мере полемическое отталкивание от развлекательной, полудетективной литературы, весьма популярной у читателей той эпохи. Убежденный, что художник во всех своих начинаниях должен следовать природе, Теккерей постепенно пришел к выводу, что сюжет, основанный на приключениях и далекий от реальности, - самый несущественный момент повествования.

Позже заявил о себе как писатель. Отставая от Диккенса в темпах своего творчества, Теккерей схватывал конфликты той же эпохи в их более определившейся стадии, видел все более обостренно. То, что под пером Диккенса обычно окрашивалось в тона чувствительного юмора, веселого, грустного или мрачного, у Теккерея рисовалось резким сатирическим гротеском. Пессимизм

Исходя из убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее добра, Теккерей изучал характеры людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность своих персонажей, он тем самым ярче проповедовал положительные идеалы, в то же время, увлекаясь своими порочными героями, он возбуждал к ним больший интерес читателя.

Своеобразным аккордом в произведениях Теккерея звучит пессимизм в сочетании с юмором, придавая им жизненность и, в то же время, — настоящую художественность. Хотя по своим реалистическим приемам Теккерей сходен с Диккенсом, он отличается от него тем, что не делает уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Его романы превращаются в сатиры, с ярким изображением человеческих пороков в весьма неприглядном виде.

Впоследствии они разошлись и во мнениях по поводу творчества: Диккенс считал произведения Теккерея желчными, а тот, в свою очередь, критиковал коллегу за сказочность героев. Теккерей, например, не мог поверить, что молодой человек, пройдя через столько грязи и испытаний, сохранил незапятнанную душу, как диккенсовский Оливер Твист.