Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая.Танеев.Вечер.docx
Скачиваний:
89
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
44.28 Кб
Скачать

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Дирижирование»

на тему

С.Танеев «Вечер»

Выполнила: студентка 2 курса

Карасёва О.А.

Факультет: Консерватория

Группа ДАХ(бак)-13

Научный руководитель:

Рогачёв В.Н.

Краснодар 2015 г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3

  2. Сведения о композиторе и авторе текста………………………………4

  3. Музыкально-теоретический анализ……………………………………..8

  4. Вокально-хоровой анализ……………………………………………….11

  5. Исполнительский анализ ………………………………………………..15

  6. Заключение……………………………………………………………….19

  7. Список литературы………………………………………………………20

Введение.

Конец XIX и начало XX века для русской музыки были порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано со всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда противоположных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими.

Жанр пейзажной лирики сформировался в Европе в XVIII веке в эпоху сентиментализма. В XIX веке эпоха романтизма повлекла за собой многочисленные сочинения композиторов в этом жанре. Русские композиторы второй половины XIX века, представители «Могучей кучки» и «беляевского кружка» заложили богатую и плодотворную базу, которая позволила творчески вырасти и развиться большому количеству композиторов, внесших огромный вклад в становление и развитие хоровых жанров.

Сергей Танеев, Виктор Калинников и Павел Чесноков явились яркими представителями русской хоровой музыки рубежа XIX-XX веков, сумевшими сохранить и развить в своём творчестве полученный опыт. Каждый из них обращался в своём творчестве к жанру пейзажной лирики, используя при этом хор a cappella и с сопровождением, смешанный и однородный.

Сергей Танеев писал хоровую музыку исключительно светского содержания. При этом его произведения охватывают самые различные темы: от передачи через образы природы размышлений о смысле жизни до раскрытия глубоких философских и этических проблем.

Сергей Иванович Танеев (13 [25] ноября 1856, Владимир — 6 [19] июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых.

В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа.

Его творчество отличается содержательностью и совершенством форм музыкального воплощения. Один из самых обширных разделов творчества Танеева — сочинения для хора. Им написано 37 хоров a capella и около десяти вокальных ансамблей, часто исполняемых и как хоры. В кантатах для хора и оркестра и крупных хорах проявилось высочайшее мастерство полифонического мастерства композитора.

Кантата «Иоанн Дамаскин» (1883 год) написана на слова одноименной поэмы Алексея Толстого, повествующей о судьбе византийского богослова, философа Иоанна Дамаскина. Важная роль отведена хору в оперной трилогии «Орестея» (1984 год) на античный сюжет трагедии Эсхила. Здесь хоровые номера отличаются монументальностью, величественной простотой, эпической мощью. Последним крупным хоровым сочинением композитора была кантата «По прочтении псалма» (1914 год) на стихи Алексея Хомякова.

Если рассматривать только хоры a cappella, их появление условно можно отнести к двум периодам. Первый период – приблизительно с конца 1870-х до начала 1890-х годов. К этому периоду относятся хоры «Сосна» (слова Михаила Лермонтова, 1877 год), «Серенада» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Венеция ночью» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Весёлый час» (слова Алексея Кольцова, 1889 год), «Песня короля Регнера» (слова Николая Языкова, 1881 год), «Пью за здравие Мери» (слова Александра Пушкина, 1881 год), «Фонтан» (слова Козьмы Пруткова, 1881 год), «Вечерняя песня» (слова Алексея Хомякова, 1882 год) и другие. Хоры этого периода по содержанию и по форме близки хоровым миниатюрам Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Цезаря Кюи, Петра Чайковского и других. Также хоры Сергея Танеева в этот период не отличаются философской глубиной мысли, не ставят особенно сложных задач перед исполнителями. Но уже здесь можно заметить ряд черт, свойственных хорам a cappella второго периода. Имеется в виду выразительный мелодизм («Серенада»), чередование аккордовой фактуры и элементов полифонии («Венеция ночью»), приём окончания произведения в одноименном мажоре («Сосна») и другие.

Значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности большие смешанные хоры: «Восход солнца» (слова Фёдора Тютчева»), «Звёзды» (слова Алексея Хомякова). В них преобладает полифоническое начало, сквозное музыкальное развитие.

Полного совершенства достигает хоровое письмо Сергея Танеева в цикле «Двенадцать хоров a cappella», написанном в 1909 году для смешанных хоров на слова Якова Полонского. В этих хорах проявились наиболее полно характерные черты творчества Сергея Танеева: выразительный мелодический язык, красочность и насыщенность гармонии, полифоническое мастерство, монументальность формы, отличное знание вокальных возможностей голосов и отсюда - совершенство голосоведения, использование хора a cappella как самостоятельного исполнительского организма с неограниченными возможностями художественной выразительности.

Хор «Вечер» относится к произведениям пейзажной лирики Сергея Танеева. Средствами музыки композитор тонко изображает картины природы, воспроизводит её звуки. Отблески вечерней зари, отражённые в росинках, затихающий звон бубенчиков, далёкая песнь погонщиков, покачивание морской пены у берега - вся пленительная красота южного вечера возникает в воображении при звучании этого хора.

Из поэтов наибольшей любовью Танеева пользовались Ф.И.Тютчев и Я.П.Полонский. Очень многое в творческом облике этих поэтов было близким композитору. Вера в светлое будущее, стремление к идеалу, понимание человеческих горестей (Тютчев – «Восход солнца», «Из края в край, из града в град…» и др.). Оптимизм и воля в труде, понимание значения человеческого дара и этически высокого начала в отношениях между людьми, желание философски осознать жизнь вселенной, часто аллегорическое толкование образов природы (Полонский «На корабле», «Прометей», «На могиле», «Звёзды», «Вечер» и др.) – всё это принималось, было передумано и пережито самим Танеевым как художником.

Яков Петрович Полонский (6 [18] декабря 1819, Рязань — 18 [30] октября 1898, Санкт-Петербург) — русский литератор, известный главным образом как поэт.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.

По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.

Первый поэтический сборник — «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859). С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-60 журнал «Русское слово».

Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

Музыкально-теоретический анализ.

Музыкальная форма данного произведения – строфическая, но также можно сказать о трёхчастной форме с зеркальной репризой. Темп произведения –Andantino, четверть с точкой равна 72. Размер переменный – 6/8 и 9/8. Тональность B-dur.

Тональный план в первых тактах представляет собой плагальные обороты – T-S (I-IV). В следующих 10-ти тактах уже помимо T-S появляется различные виды септаккордов доминантовой группы и II ступени с пониженной VI ступенью. С 16 такта начинается секвенция из 2-х звеньев: 16-17 т., с отклонением в c-moll. В 29 такте доминанта к g-moll и до 36 такта происходит отклонение в g-moll. С 37-го по 42-й такты – отклонение в гармонический G-dur. 43-44 такты – общая кульминация произведения и отклонения: в тональность Es-dur и c-moll. С 47 такта возвращается основная тональность – B-dur.

Произведение начинается со вступления трёх партий, без теноров – в партии баса долгие длительности на тонике си бемоль, а в женских партиях мелодическое движение в терцию и сексту. Тенора вступают только в 6 такте и возникает перекличка с басами. Далее их перекличку подхватывает партия сопрано, образуя в 10 такте противоположное мелодическое движение с партией теноров. Местной кульминацией этого раздела является 12-13 такты, с мелодическим восходящим движением у сопрано и синкопами в партии альтов.

Второй раздел начинается с тонического трезвучия из затакта к большому увеличенному септаккорду на 1-ю долю, который отклоняет тональность в c-moll; секвенция в 18-19 тактах возвращает нас в основную тональность – B-dur. В 20-м такте из затакта звучит септаккорд II ступени, а на 1-ю долю 20-го такта доминантовое трезвучие. В 21 такте на органном пункте басов на звуке фа малой октавы звучат восьмые длительности остальных трёх партий, двигающихся параллельно секст- и квартсекстаккордами IV и V ступеней. В 24-м такте басы переходят на звук си бемоль малой октавы, продолжая держать органный пункт до 27-го такта. А в это время звучит тенорове соло в основной тональности, в нюансе mf. В 27-м такте на последнюю восьмую третьей доли все партии, кроме теноров, замолкают. Только на 2-й доле 28-го такта вступает женская группа на звуках VI ступени, а в 29-м на доминанте к g-moll. Здесь происходит отклонение в g-moll до 37-го такта.

В 30-м такте на органном пункте ре¹ в партии теноров звучат женские партии, двигающиеся параллельными терциями по звукам доминанты и тоники соль минора, в 31-м и 32-м тактах звучит мелодический минор, так как в партии альтов мелькает пониженная VI ступень соль минора.

Соло басов из затакта к 33-му такту представляет собой мелодическое движение в пределах терции с IV по VI ступень натурального соль минора, а в 35-м такте мелодия поступенно приходит к тонике g-moll.

В затакте к 37-му такту в партии сопрано звучит си бекар, но при этом на 1-ю долю у теноров звучит ми бемоль, что отклоняет тональность в гармонический соль мажор.

На 2-й доле 42-го такта звучит трезвучие III ступени к Es-dur. На 1-ю долю 43-го такта звучит септаккорд II ступени ми бемоль мажора, на 3-й доле звучит проходящий от доминантового септаккорда к квинтсекстаккорду, который разрешается в 44-м такте в трезвучие Es-dur. В 45-м такте происходит отклонение в c-moll через большой увеличенный септаккорд III ступени. В 47-м такте тональность возвращается в основную – B-dur – на 1-й доле звучит малый минорный септаккорд II ступени, а на 3-й доле в басовой партии звучит соль бемоль – VI пониженная ступень в B-dur. Далее гармония повторяется, как в начале произведения (10-14 тт.).

С 53-го такта до конца произведения звучат плагальные обороты T-S, как в начале произведения на тоническом органном пункте в партии басов и альтов. Только в 55-56 и 58-59-м тактах мелодия, как в начале произведения звучит в партии сопрано и теноров, образуя параллельное движение в терцию и сексту.