Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ликург.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
187.39 Кб
Скачать

Древняя спарта Социально-экономические отношения

Происхождение илотов (Страбóн. География. VIII. 5)

4.Эфор сообщает, что Гераклиды - Еврисфéн и Прокл, захватив Лакóнику, разделили её на шесть частей и заложили в этой области основы городской и государственной жизни. Одну из частей, Амúклы, Гераклиды дали в качестве подарка тому, кто предал им Лаконику и убедил владевшего ею договориться с ахейцами уйти с ними в Иóнию. Спарту они оста­вили себе, объявив ее царской резиденцией. В остальные части Лаконики они направили царей, предложив им вслед­ствие недостатка населения принимать в качестве поселенцев всех желающих чужестранцев. Они пользовались поселком Ла в качестве пристани, так как там имелась хорошая гавань, Эгисом - как базой наступления против врагов - он ведь граничил с ними, Фаридою - как центром управления, так как она была в безопасности от врагов... Все периэки подчи­нялись спартанцам, но пользовались общими законами и при­нимали участие в государственных делах и учреждениях. Сын Еврисфена Áгис лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати. Все периэки подчинились этому при­казу, гелей же, во владении которых находился Гéлос (и на­зываются они илóты), подняли восстание; их захватили и обратили в рабов,1 правда, с некоторыми ограничениями: владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу. Эта война была названа войной против илотов. Илотию установили Áгис и его сподвижники, и просуществовала она вплоть до римского завоевания. Спартанцы имели в лице илотов род обществен­ных рабов, отведя им поселения и определив повинности.

5. Новые владетели Лаконики сперва вели себя скромно и сдержанно; после того же как устройство государства было поручено Ликургу, они превзошли всех могуществом и един­ственные из эллинов стали господствовать на суше и на море; они оставались вождями эллинов до тех пор, пока фиванцы не отняли у них гегемонию.

Реформы Ликýрга (Плутарх. Ликург. V-VI)

Плутарх из Херонéи (46-120 гг. н. э.) - греческий ученый и писатель. Сохранилось 154 приписываемых ему сочинения, из кото­рых наиболее известны 23 пары параллельных биографий знамени­тых греков и римлян. В биографии Ликурга Плутарх, пытаясь дать идеальный образ древнего реформатора, сообщает наряду с чисто фольклорными, сказочными эпизодами из жизни законодателя цен­ные сведения об общественном и государственном строе Спарты.

V. Спартанцы тяжело переживали отсутствие Ликурга и несколько раз посылали за ним. Все другие их цари разве только званием и почетом, и ничем иным, не выделялись из остальных, тогда как он обладал способностями государствен­ного деятеля и даром руководителя, позволяющего ему вести за собой людей. Его возвращение отнюдь не было нежела­тельным и для царей - они надеялись, что в его присутствии народ будет менее дерзким.

Вернувшись, Ликург стал побуждать спартанцев, которые и сами к этому были уже расположёны, преобразовать существующий строи и изменить положение государства. Он понимал, что от частичных реформ не может быть никакой пользы, но все это будет, если кто-нибудь отменит существующую конституцию словно врач, который лечит больное тело, пора­женное всяческими болезнями, и сперва с помощью очисти­тельных средств уничтожает дурное смешение соков, а только потом начинает новое лечение. Придя к такому выводу, он прежде всего, отправился в, Дельфы; Принеся там жертву богу, он вернулся, получив знаменитое прорицание, в котором пи­фия назвала его «любимцем богов» и «скорее богом, нежели человеком». На его просьбу о хороших законах она ответила, что бог даст их ему, добавив при этом, что они будут состав­лять самую лучшую из всех существующих конституций.

Укрепившись в своих намерениях благодаря этому, он собрал знатнейших людей государства и пригласил их к со­трудничеству, вначале тайно договорившись с друзьями, а затем постепенно привлекая все большее число людей. После этого он приступил к делу. Когда представился подходящий случай, он повелел тридцати знатнейшим мужам ранним утром в полном вооружении выйти на площадь, чтобы устра­шить тех, кто сопротивлялся его реформам. Из них двадцать наиболее выдающихся перечисляет Гермипп. В качестве чело­века, более всех принимавшего участие и помогавшего Ликур­гу в его законодательной деятельности, называют Артмиада.

Как только возникло общее смятение, царь Харилáй, испу­ганный тем, как бы все это предприятие не оказалось на­правленным против него, бежал в храм Афины Меднодомной.2

Но затем, получив клятвенные заверения и поверив им, он вернулся и принял участие в том, что происходило. Был он по натуре человеком кротким. Говорят, что царь Архелáй, бывший его соправителем, сказал юношам, восхвалявшим его: «Как же Харилая не назвать хорошим человеком, если даже для дурных людей он оказался неплохим?».

Из всех нововведений Ликурга первым и самым главным было создание герýсии, о которой Платон говорит, что она, будучи соединена со все увеличивающейся царской властью, став равной ей в решении самых важных вопросов, явилась одновременно спасительным и разумным началом. Государ­ственный строй, как весы, не обладающие устойчивостью, и клонясь, когда возрастает авторитет царской власти, к ти­рании, а когда возросла мощь народа, к демократии, ока­зался теперь как бы уравновешенным и приобрел необыкно­венную прочность и устойчивость благодаря герусии, поло­женной в качестве опоры посредине. Ибо 28 герóнтов всегда вставали на сторону царей, чтобы противодействовать силам демократии, но в то же время переходили на сторону народа, чтобы не дать утвердиться тирании. Было установлено именно такое число геронтов, если следовать Аристотелю, так как из 30 первых мужей, поддержавших Ликурга, двое из трусости сбежали, оставив начатое дело. Сфер же сообщает, что такое число геронтов было с самого начала. Может быть, такое число было избрано потому, что число 28 - круглое и полу­чается от умножения 7 на 4, что оно наравне с 6 совершенно, ибо равно сумме своих множителей.3 Я считаю, что Ликург скорее всего выбрал число 28 для того, чтобы в герýсии вме­сте с двумя царями было ровно 30 человек.

VI. Ликург проявил такую заботу об этом учреждении, что получил по поводу него из Дельф пророчество, назы­ваемое ретрой. Она гласит: «Воздвигнув храм Зевса Силлáния и Афины Силлании,4 разделив (народ) на филы и обы,5 учредив герусию из 30 (членов) вместе с архагéтами, соби­рай время от времени народ на апéллу меж Бáбикой и Кнакиóном и (таким образом) предлагай (решения каких-либо вопро­сов), и отклоняй (предложения); у народа же да пребудут власть и сила».6

В этой ретре слова «разделив на филы и обы» означает, разделение народа по частям, из которых одни он звал филами, другие - обами. Архагéтами же называются цари. Апелла, о которой там говорится, представляет собой народное собрание. Последнее названо апеллой потому, что начало и источник своих преобразований Ликург связы­вал с именем Аполлона Пифийского.7 Бáбику и Кнакиóн теперь называют... и Энунт…8 Аристотель же говорит, что Кна­кион - это pека, а Бабика - мост. Между ними и происходили народные собрания, хотя в этом месте не было ни портика, ни каких-либо иных укрытий. Ничто подобное, полагал Ликург, не будет способствовать успешному обсуждению дел; если собравшиеся будут разглядывать различные статуи, картины, просцений театра или красиво украшенный потолок, здания Совета, то это скорее даже будет приносить вред, отвлекая их от дела и занимая их пустыми и бесполезными размышлениями. Когда же народ собирался, никто не имел права вносить предложения: народ мог только принять или отвергнуть то, что предлагали члены герусии и цари. Однако позже, когда народ стал путем добавлений или изъятий изме­нять и искажать предлагаемые решения, цари Полидор и Теопомп прибавили к ретре: «Если народ примет ложное ре­шение, то геронты и архагеты должны от него отойти», т. е. не утвердить его, но целиком отменить и распустить собрание, так как оно изменило и преобразовало предложенное решение в худшую сторону. Они убедили весь народ, что таково повеление бога, как об этом упоминает Тиртéй в следующих стихах:

В Спарту они принесли из Дельф многомудрый оракул,

Вещие Феба слова пифия им изрекла,

Пусть богочтимых царей над советом возвысится мненье,

Строго они ведь блюдут Спарту, прекраснейший град;

Вслед им старейшины голос имеют; затем из народа

Голос пускай подают, если их спросят о чем.