Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kazakov_otvety_lektsii.rtf
Скачиваний:
85
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
955.17 Кб
Скачать

Федерико Гарсиа Лорка

Речь об опоре на простое звучание, мелодику слов. По мысли Гегеля предполагается недоверие к слову: любая сложная работа с формой слова связана с выражением крайне индивидуальных чувств (не просто любовь, а именно моя любовь - отсюда приходится искать неповторимые личные образы, которые могут ее передать). Преувеличенное внимание к слову связано именно с этим недоверием к его выразительной способности.

А фольклорная поэзия доверяет слову, она проста и вполне м. обходиться без рифм. Чувства и компоненты реальности общие: любовь для всех одна и та же. Акцент на звучании, на самом присутствии слова. Это можно усилить тем, что для такой поэзии важно именно звучание - не просто письменная форма, а поэзия живого голоса (это подчеркивал сам Лорка).

Именно это возвращение к первозданному слову - особенность мира Лорки.

Мир ярких красок, характеров, страстей - и в основе это все имеет детское начало или фольклорное. Мир еще виден впервые, он еще удивительный, не надо оттенков: еще не потеряли яркости основные краски.

Простота связана не с неумением писать сложно (такой период у него был).

Главная дорога Лорки связана именно с фольклорным присутствием в его слове. Он тяготеет к гонгоризму, к сюрреализму (Дали), но побеждает для него почвенная дорога (что-то вроде Есенина).

Проблема народного мифа крайне актуальна в Испании того времени.

В 1898г Испания потерпела поражение в колониальной войне против США и потеряла последние колонии. Приходится признать провинциальность своего государства (а когда-то под ее властью была половина мира). Это окончательная точка в истории великой державы. Остро возникает проблема нац. самоуважения - на каких основаниях? Приходится искать, чем же на самом деле велик и значим для мировой культуры испанский народ. И возникает идея, что величие надо искать не во власти и государстве, а в духовной культуре. Тут Испании есть, чем гордиться. Возникает историко-философское течение «Поколение 1898 года» - это говорит, что в мир перед лицом других наций нужно выходить с духовной самобытностью, а черпать ее нужно в народном начале, сердцевине нации. Тут скрывается то особенное, чем незаменима Испания.

По возрасту Лорка к этому поколению относиться не м. Но его идеи - из этого контекста: для него насущно обращение к народному мифу.

Лорка относил себя формально к «Поколению 1927 года», которое связано с Барокко, с Гонгоризмом. Но с этой усложненной поэзией Лорка связался лишь на время, уже через год он станет писать критические статьи против идей гонгоризма.

В фольклоре для Лорки важно, чтобы это не была стилизация. Дело не в форме фольклора (это будет срисовывание, а не рисование). Нужно черпать из народного мышления, обращаться к истоку творческой силы фольклора.

«Стихи о канте хондо» -сборник 1921г. («Канте хондо» - «глубинное пение» - испанское народное, трогающее душу пение, «жестокий романс»).

«Цыганское романсеро» - сборник 1924-1927гг.

«Диван Тамарита» - 1936г. «Диван» - сборник восточной поэзии.

Лорка проходит через все слои исп. культуры: народная, цыганская, мавританская (7 веков под властью мавров).

В контексте интереса к нар. мифу, космосу, фольклору есть и другая сторона поисков: драматургия. Воскрешается трагедия как жанр. В 19 веке нет трагического человека и трагедии (нельзя ее создать на материале частной жизни). Основа для возрожденной трагедии - фольклорный миф. Фольклорный человек трагический, всеобщий и т.д.

Трагедии связаны в цикл «Андалусские пьесы» (он путешествует по Андалусии с бродячим театром в эти годы). По следам странствий он пишет серию трагедий: «Кровавая свадьба» 1933, “Йерма» («Бесплодная») 1934, “Донья Росита» 1935, “Дом Бернарды Альбы» 1936г.

Его драматургия лирична, поэзия - драматична (баллады, романсы). Аналоги сюжетов «Схватка” - “Кровавая свадьба». Тут не тональность частного человека, а голос хора.

Лорка не боится писать трагедии на банальные, расхожие сюжеты. «Кровавая свадьба» - это расхожий жестокий романс. Лорка обращается к укорененным человеческим мифам - только тогда возможна масштабность и архетипичность ситуации. Трагедия д. предполагать нечто масштабное. Есть и испанская специфика: Гегель говорил о необычной черте испанской трагедии: конфликт не м. страстью и долгом, а между страстью и честью. Характерней всего это проявляется в «Донье Росите» (тут есть связь с «Вишневым садом»). Категория чести в том, что героиня когда-то была брошена женихом и до сих пор хранит ему верность, хотя знает, что он от нее убежал из-за денег. Она хранит эту честь перед самой собой. Это ее личная суверенность.

Лорка специфично характеризует свою драматургию: о «Кровавой свадьбе» он говорит, что она написана по Баху. Тут особая композиция, ее можно соотнести с музыкой. Это целостность особого типа, ее можно соотнести с полифонической музыкой Баха. Если взять классическую греческую трагедию, то Лоркины будут похожи. Ритмика и сюжетные параллели: пророчество и его исполнение, например. Тут не имеется в виду наивность др. греков, которые подменяют причины пророчествами. Они видят причину и следствие и такое исполнение пророчества - это чудо, проявление высшего смысла. Только о таком и стоит писать в трагедиях. Необходимость есть присутствие высшего порядка: события цепляются не бытовым образом, а высоким.

Это не механика причины и следствия, а механика созвучия: сошлись начало и конец (а могли бы и не сойтись - это высокое созвучие). Необходимость не есть неизбежность: можно было уйти с дороги рока, прожить жизнь по-бытовому. Трагический герой сам себе назначает цену («За мою любовь я могу платить только смертью» - Катерина). Именно в этом смысл рока. Это герои максимального масштаба, которые могут нести сверхчеловеческое. И платить за это цену. По собственному выбору.

У Лорки так же: герои сами идут на встречу року, сами назначая цену своей личности, своей жизни, своей любви. Личность выходит за пределы бытового к трагическому, героическому, высокому. Этот пафос личности позволяет найти акценты в живом чел. голосе, понять траекторию Лорки в его поисках меду сюрреализмом и необарокко. Искусство должно содержать страсть. Должно в нем быть что-то от черта. Без этого оно не живет. Но вместе с тем для Лорки не характерна одержимость бессознательным: у него формула - человек в борьбе с чертом: человек что-то отвоевывает у бессознательного. В поэзии д.б. живой человек. «Я люблю одинокий человеческий голос, измученный любовью». Его герои - люди сильные и свободные, сохраняющие силу жизни. Так же проживает свою жизнь и он сам (гибель в 36 году от рук фашистов).

Фашисты его казнят не как борца за свободу: он связан с гомосексуализмом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]