Скачиваний:
33
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
390.66 Кб
Скачать

http://www.soob.ru/n/2002/9

ru

Архив журналов / 2002 / Фабрики мысли Журнал № 9 Фабрики мысли

http://www.soob.ru/n/2002/9/c/33

Индустрия вопросов

Для сказок, легенд и мифов характерна фигура доверенного советника, визиря, мудреца, к чьим оценкам, суждениям, а порой - и предсказаниям, внимательно прислушиваются могущественнейшие из властителей и хитроумнейшие из негоциантов, выверяя по ним собственные поступки, планы и стратегии.

Помню как-то в пору перестройки некий депутат, гордый своей допущенностью в высокие сферы, полушепотом делился тайным знанием: мозговой, мол, трест Горбачева работает в кабинетах Яковлева и Шахназарова…

Но это - к слову. Впрочем, и в сказках случается, что влияние корифеев придворного интеллектуального истеблишмента в одночасье предстает пустой фикцией, а новая повестка дня требует вмешательства других мастеров, инноваторов-прозорливцев, которые, меняя привычный порядок, не только предупреждают властелина о близком и разрушительном кризисе, не только указывают пути решения проблем, но и предлагают реалистический проект (а, бывает, что и пакет проектов) установления в Тридесятом государстве политической стабильности, социальной гармонии и повсеместного экономического роста.

По началу, обычно, с осуществлением предложенных сценариев возникают затруднения, связанные с ригидностью управленческих кадров указанного государства и их неготовностью к адекватному восприятию предлагаемых идей. Однако внедрение современных образовательных технологий и активное развитие общественных связей помогает преодолеть все препятствия и, в конце концов, успешно воплотить новые стратегии в жизнь. Власть и народ ликуют, соседи дивятся, а интеллектуальные спасители отечества получают награды: кто - ворона коня, кто - красу-девицу, а кто и полцарства в придачу.

Чем доказывается высокая рыночная стоимость организованного знания. Однако, скоро только сказки сказываются… С современными интеллектуальными центрами, где в наши дни разрабатываются социо-культурные, экономические и политические стратегии государств и транснациональных конгломератов, все далеко не так просто. Более того, дискуссия о фабриках мысли рождает пока больше вопросов, нежели дает ответов. Каковы технологии производства интеллектуального продукта? Можно ли считать англоязычный термин think tank и русский термин фабрика мысли близкими по смыслу? Да и существуют ли в нашей стране организации, которые можно с полным правом назвать такими фабриками? Или мы все еще находимся на уровне мануфактур и мастерских? Но особенно много возникает вопросов, когда речь заходит об их месте и роли в нынешней России, и задачах, стоящих перед ними в строительстве России будущей.

http://www.soob.ru/n/2002/9/c/8

Юрий Громыко

Политзаказ на мысль vs cценарный подход

Обязательно ли? И всегда ли? Термин «think tank» очень непросто перевести. Лет 5 - 7 назад в России его переводили нейтрально - «аналитический центр». На Западе же это выражение носит пренебрежительный оттенок. Один из распространенных стереотипов - информация может производиться неким квазимеханическим агрегатом. Достаточно поместить пачку аналитиков в замкнутое пространство (tank), и они начнут производить высокоэффективную информацию. Кстати, подобный взгляд чем-то напоминает идею «бериевских шараек», но только в рыночных условиях.

Два подхода к think tanks

Существуют две полярные точки зрения на природу think tank. Первая заключается в том, что цель этой структуры - оказывать влияние на людей, принимающих управленческие решения. Второй же подход заключается в том, что think tank - это организация, имеющая очень серьезную стратегическую программу, которую затем она пытается продвинуть вне зависимости от того, кто в данный момент находится у власти. Наличие такого рода фундамента является гарантом устойчивости данной научной группы.

Примером think tank первого типа может служить американская корпорация RAND. Считается, что эта структура не имеет под собой научной программы. Это своеобразный политический клуб, где лицо, принимающее решение, может заказать любые интересующие его сведения по той или иной проблематике.

Примером think tank второго типа является группа Побиска Кузнецова, которая в советское время занималась разработкой сценариев на случай начала Третьей мировой войны. Ее задачей было создание программы поведения для ставки Верховного Главнокомандующего. В США подобная группа сложилась под руководством Линдона Ларуша. Основная идея его команды заключалась в том, чтобы совершить социокультурный рывок и кардинальным образом изменить отношения между США и СССР, которые тогда находились в состоянии «холодной войны».

Таким образом, с одной стороны, фабрики мысли - это некий рыночный, институциональный механизм, обеспечивающий постоянный контакт между учеными и политиками. С другой - это прорывные, научные группы, у которых есть представление о направлении развития современного мира.

Российские претензии на rand

Многие отечественные институциональные структуры претендуют на то, чтобы стать аналогом RAND в России. Однако у всех у них есть одна общая проблема. Они пока не научились одновременно обеспечивать устойчивость и мобильность своего развития.В России нет четко выраженного финансового и политического интереса. Для того же, чтобы возникла серьезная фабрика мысли, необходимо, чтобы такой интерес был сначала проявлен, а потом уже институционально зафиксирован. Далее нужно доказать его действенность в реализации какой-нибудь программы.

В России пока еще никому не удалось создать устойчиво функционирующий институт, который мог бы оказывать влияние на мнение политиков. Во-первых, последние не уверены в том, что какая-то группа способна выдвинуть стратегическую программу, которая могла бы что-то изменить. Пока все носит характер неустойчивых местных связей. Поэтому вопрос о формировании и возникновении российского RAND до сих пор не решен. Он только обсуждается.

Во-вторых, в нашей стране нет институциональной среды, в которой может существовать структура, подобная RAND. Если российский ученый начинает работать на политиков, то это, как правило, приводит к соверенно определенному результату. В какой-то момент всем начинает казаться, что предлагаемые ученым решения более интересны чем то, что делают политики. Ученому предлагается та или иная госдолжность. На этом его научная деятельность как think tank заканчивается. Типичнейшим примером является Герман Греф и возглавляемый им Центр Стратегических разработок. Think tank в лице ЦСР не состоялся. В конечном итоге эта структура оказалась машиной, порождающей определенный тип управленческих документов, на которые есть политический заказ.