Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.docx
Скачиваний:
247
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
801.74 Кб
Скачать

14.8 Временные синтезы

Гуссерль говорил о синтезе: время неподвижно и все же оно те­чет. В его модели временного объекта объединены последова­тельность и длительность - это синтез прошлого и настоящего. Мерло-Понти рассмотрел синтез перехода, где объединены ухо­дящее, настоящее и настающее. Слова М. Хайдеггера об их вза­имном протягивании, взаимной игре попарно или о троичном единстве - это и есть его понимание временного синтеза. Ж. Делез привел подробное описание трех типов временных синтезов: при­вычка (перцептивная и двигательная), память и восприятие, вре­менной порядок. В нашей модели временного объекта объедине­ны настоящее, прошлое и будущее, длительность и статическая последовательность.

Субъект своими ощущениями и восприятием, движениями, ра­ботой памяти и сознания, выполняя синтезы времени, строит вре­менной объект. Понятие временного синтеза мы считаем важней­шим для понимания того, что есть временной объект, поскольку оно как раз и показывает связь между временем и сознанием субъ­екта. За понятием временного синтеза стоит временная структура сознания.

Обращаясь к понятиям памяти, восприятия, ожидания, мыш­ления и действия, психология должна раскрыть механизм времен­ного синтеза. Субъект обладает памятью, он знает, что такое вос­поминание, способен отличить воспоминание от восприятия и от ожидания, от продуктов мышления - воображения, представле­ния. Субъект знает, что память не подводит его, но также знает, что такое забывание. Субъект владеет приемами репродукции - умеет вспомнить и развернуть в сознании то, что он вспомнил. Вспомненный объект осознается на фоне воспринимаемых объек­тов, которые отличаются от него. Субъект способен отличить прошлое от настоящего - прошлое обладает особой двойной мет­кой: «бывшее-отсутствующее». Это позволяет субъекту прово­дить репродукцию ранее пережитых сцен и событий в их времен­ной развертке с сохранением прежней последовательности, отли­чая их от наличных ситуаций. Сказать про что-то «прошлое», значит осознать его метку - «бывшее-отсутствующее». Если предмет вновь присутствует, люди будут говорить: «прошлое повтс ется снова». Так они связывают настоящее и прошлое.

Будущее - отсутствующее, не бывшее, ожидаемое, вообра: мое. Воображаемый объект осознается в наборе перечислены признаков на фоне воспринимаемых объектов, которые отлич ются от него. Сознание фиксирует это отличие с помощью при­знаков. Среди признаков есть те, которые позволяют отличить воспоминание от наличного и ожидаемое от наличного.

В однообразии повседневности, в сложности и условностях управления технологическим процессом метки стираются, возни­кают ошибки временных определений. Чтобы разграничить на­стоящее, будущее и прошлое, необходима особая работа сознания.

Ощущения в их непрерывной динамике отражают процессы в мире, соответствуя им, - это флюксия. Восприятие, складываясь из ощущений, отражает предметы и ситуации в их устойчивой временной упорядоченности - это темпоральность. Уже в воспри­ятии субъекту дана флюксия и темпоральность объекта, но он пока не отделен от других перцептивных изменений. Процессы анализа и синтеза позволяют осуществить объективацию, отделив объекты от внешних и внутренних помех. Процессы ретенции в первичной памяти и протенции в ожидании образуют основу для временной сферы настоящего: сознания наличного предмета, сце­ны, события. Временная сфера - это статическое представление предмета вместе с изображением его течения, своеобразный кадр, в котором развертывается сцена, а по краям - линии перехода (ухода и наступления).

Сознание - особый временной аппарат субъекта, включенный в деятельность. Уже само восприятие обладает способностью временной развертки: она может быть быстрой или медленной.

 

 сознания обеспечивают механизмы памяти:

1) ретенция - удержание в первичной памяти, позволяющее удлинить воспри­ятие, не прерывая его, даже после того, как предмет исчез из поля восприятия,

2) репродукция - извлечение из памяти и оживление в сознании ситуации, давно прошедшей, вытесненной из первичной памяти другой, более поздней информацией. Нельзя исключить из рассмотрения и третий механизм - память ожидания, которая от­личается от первичной памяти и репродукции из вторичной памя­ти. Взятые вместе, три механизма памяти становятся основой для различения составляющих времени: прошлого, настоящего и будущего. Гретенции извлекаются из памяти в ходе ре­продукции. События вспоминаются в их течении и вместе с ожи­даниями, которые предшествовали их появлению. Относя процес­сы сознания, ощущения, восприятия, памяти, мышления к субъек­ту, мы не должны забывать об эмоциях. Ощущение имеет свою эмоциональную сторону (В. Вундт). Эмоционально окрашены восприятия отдельных предметов и целостных событий. Эмоции сохраняются в памяти - они переживаются при репродукции.

Эмоционально окрашены и ожидания, и воспоминания об ожида­ниях. Отмечены эмоциональные дифференциации в структуре вре­менной последовательности временного объекта.

Действующего субъекта нельзя полно описать помимо созна­ния и времени. Работая с временными синтезами, субъект решает такие задачи:

1) определение наличного - «это настоящее»,

2) дер­жание прошлого в его временном отличии от настоящего,

3) раз­деление будущего и настоящего.

 

Неопределенность и смысл. Субъект нуждается во времени, чтобы приспособиться к другим людям, к миру. Но использовать инструмент темпорализации субъект сможет лишь наполнив смыс­лом настоящее, прошлое, будущее. Это означает, что время нужда­ется в субъекте и что они немыслимы одно без другого.

Прошлое нам дано через сцены воспоминаний, образы предме­тов и т.д. Мы схватываем и удерживаем смысл прошлого. Имена, формулировки утверждений, образы предметов и людей скрыва­ют неопределенность прошедшего: встреч и событий. Применение имен, утверждений, образов вновь обнажает их неопределенность. Это может показать и работа внимательной мысли.

Настоящее нуждается в переживании. Настоящее: перед субъ­ектом словно «стоят» движения, изменения предметов, окрашен­ные или наполненные переживаниями. Субъект стремится схва­тить и удержать смысл настоящего. Удерживая настоящее, субъ­ект противостоит напору нового, наступающего. Схваченный и включенный в систему связей, смысл ситуации позволяет расши­рить видение ситуации. Субъект теперь уже может вновь вернуть ситуацию, воссоздать ее, пусть и не полностью. Недостающее субъект может домыслить. Субъект может спроецировать ситуа­цию в будущее, надеясь, что она повторится. Схваченный в про­шлом смысл субъект переносит на настоящее, если видит совпаде­ние образа прошлого и восприятия настоящего.

При этом не следует забывать о неопределенности: настоящее не может быть схвачено субъектом во всей полноте. Подлинный смысл маскируется самим актом осмысления. То, что не схваче­но в восприятии, не может быть удержано в памяти. Разумеется, репродукция сопровождается интерпретацией, смысл может быть уточнен, но вместе с тем репродукция вносит искажения. Кроме того, образ-репродукция отличается от перцептивного образа.

Настоящее представляется субъекту ясно и отчетливо по срав­нению с будущим, которое остается неопределенным, о котором говорят: «все может быть». С такой осторожностью не определя­ются ни настоящее, ни прошлое. Они представляются более опре­деленными, хотя и в них для субъекта остается много неясностей. Личное событие всегда зафиксировано так, что осталась некото­рая доля неопределенности в знании о нем.