Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Monografia_Mirovaya_promyshlennost_strukt_sdvigi2009.docx
Скачиваний:
227
Добавлен:
21.04.2017
Размер:
541.56 Кб
Скачать

Сопоставление некоторых экономических показателей интеграционных объединений в 2007 г.

Группа стран

Численность

населения

ВВП по ППС

Производство электроэнергии

Экспорт

Импорт

млн чел.

%

млрд долл.

%

млрд кВт-ч

%

млрд долл.

%

млрд долл.

%

Мир, всего

6 602,2

100

65 820,0

100

19 894,7

100

13 570

100

13 940

100

ЕС (27)

490,4

7,4

14 440,0

21,9

4 148,8

20,9

5 769

42,5

6 055

43,4

НАФТА

443,2

6,7

16 487,0

25,0

5 224,0

26,3

1 854

13,7

2 704

19,4

СНГ

278,1

4,2

2 398,0

3,6

1 499,7

7,5

508

3,7

377

2,7

Рассчитано по данным Central Intelligence Agency, USA («Всемирная книга фактов») – http://www.cia.gov/publications/factbook; http://www.wto.org

Высока степень взаимозависимости хозяйств внутри экономических блоков. Наиболее показателен пример стран – членов Европейского союза. Так, в конце 90-х гг. ХХ в. на страны – члены ЕС приходилось около 60% внешней торговли ФРГ, более 70% внешнеторгового оборота Франции и т.д. В рамках блока НАФТА внешнеторговый оборот Канады и Мексики замкнут на США (около 75%). Но и товарооборот США с партнерами по НАФТА превышает товарооборот этой страны с Евросоюзом. Другие региональные блоки явно уступают ЕС и НАФТА по степени реальной интегрированности. Но и экономических группировках развивающихся стран Азии, Африки, Южной Америки отмечается в последние годы многократное увеличение доли внутрирегиональной торговли, хотя она пока не очень высока. Так, в странах – членах АСЕАН доля внутрирегионального экспорта в последнее десятилетие находится на уровне 20–25%, и в странах, входящих в Общий рынок МЕРКОСУР она выросла с 9 до 20%.

Объем инвестиций и торговый оборот внутри крупных региональных группировок (ЕС, НАФТА) превышают аналогичные межрегиональные показатели. Подобного рода относительная «закрытость», с одной стороны, создает условия для развития внутри них программ «взаимодополнения», а с другой – может способствовать обострению межрегиональных торговых противоречий (например, «стальная» война 2002 г.).

Однако превращение простой совокупности национальных экономик в целостную региональную экономическую систему оказывается возможным лишь на весьма высокой стадии индустриализации стран-участниц при столь же высоком уровне развития демократии и институтов правового государства. Закономерность интегрирования, апробированная на региональном уровне, действует и в глобальном масштабе. Разрастание этого процесса до планетарных масштабов и есть, в сущности, процесс глобализации.

Наиболее вероятной моделью институтов, призванных регулировать разного рода процессы (экономические, культурные, правовые, политические) в условиях глобализации может служить та, которая уже реализуется в рамках Европейского союза на основе принципа субсидиарности или поэтапное делегирование национальными государствами некоторых функций на надгосударственный (региональный) уровень.

Воздействие глобализации на процесс индустриализации и пространственную организацию промышленности мира. Глобализация фактически является закономерным продуктом индустриализации и информатизации социума. Именно технологический прорыв в Англии в конце XVIII в. (первая промышленная революция) и последующие промышленные революции (машинно-техническая и научно-техническая), стали поворотным пунктом не только в экономической жизни, но и во всей истории человечества. Зародившаяся в Европе, индустриализация в сочетании с рыночной экономикой на протяжении двух с небольшим столетий распространилась по всей планете38. Мировой процесс индустриализации вомногом предопределил демографические, экономические, научно-технические, экологические и другие процессы, которые и привели к глобализации.

В то же время глобализация все более заметным образом воздействует на дальнейшее развитие процесса индустриализации, определяя пространственную реорганизацию производства, способствуя дальнейшему распространению промышленности через границы, росту финансовых рынков, распространению одинаковых потребительских товаров в разных странах и массовое перемещение рабочей силы. Изменения в территориальной организации промышленности мира в условиях глобализации формируются под воздействием следующих явлений. Во-первых, активно происходит процесс перехода высокоразвитых стран к постиндустриальному обществу, информационному технологическому укладу; во-вторых, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал; в-третьих, возникли новые технологии глобализации (информационные, компьютерные и сетевые технологии).

Общепризнанным является выделение трех промышленных революций и пяти циклов или «длинных волн» Кондратьева, а также пяти технологических укладов («теория технологических укладов»). Экономическая эволюция ассоциируется с последовательным переходом от низших укладов к высшим. Каждому из этапов соответствовал свой определенный уровень развития производительных сил, обеспечивающий воспроизводственные процессы и дальнейшее развитие. Так, в рамки стадии индустриального развития укладываются четыре «кондратьевских» цикла. А пятый цикл, начало которого часто ассоциируется с началом 1980-х годов (с информационным технологическим укладом), фактически совпадает со вступлением наиболее развитых стран в стадию их постиндустриального развития.

Но страны и регионы современного мира находятся в настоящее время на разных стадиях своего развития. Это и определяет во многом черты пространственной организации (и переорганизации) всемирного хозяйства и особенности современного международного разделения труда. Так, в условиях глобализации прогресс в экономическом развитии индустриальных и постиндустриальных стран предполагает вовлечение дополнительных (по объему и ассортименту) природных ресурсов из других (менее развитых) регионов и стран мира. Но при этом чем больше производится продукции в развитых странах, тем больше у них потребность в расширении рынков сбыта за пределы их собственных территорий. К тому же все активнее в международное разделение труда вовлекаются менее развитые страны, так как их экономику к своему воспроизводственному процессу подключают высокоразвитые государства. Включение на современном этапе в мирохозяйственные связи всех постсоциалистических стран (в том числе республик СНГ) – новый фактор изменений в международном разделении труда.

Как уже отмечалось, процесс глобализации можно рассматривать с разных точек зрения. Как эксплуатацию горсткой высокоразвитых стран всего остального человечества (как неоколониализм)39. Или как позицию самодостаточности высокоразвитыхстран и их безразличия к остальномумиру40.

Однако страны мирового авангарда не могут в современных условиях ни экономически, ни политически замкнуться в себе. При этом нельзя отрицать, что данный процесс по существу позитивен и для стран, отставших от передовых в своем технико-экономическом, социальном и культурном развитии. Во-первых, участие менее развитых стран в МРТ позволяет повысить эффективность их экономики, получать экспортные доходы и инвестировать их в традиционные или новые отрасли производства (политика «догоняющего развития»). Во-вторых, что гораздо важнее, они получают все более совершенные готовые изделия, технологии и услуги (а это продукт долгого развития научно-технической мысли экономически высокоразвитых стран). Растет общая грамотность местных кадров развивающихся стран, а уровень их производственной культуры достигает такой ступени, когда становится возможным перемещения в эти страны некоторых простейших (а иногда и современных) производств из высокоразвитых стран и регионов41. В развивающиеся страны начинает поступать инвестиционный капитал, растет занятость населения в промышленности и сфере услуг, в связи с чем возрастает также уровень жизни населения и т.д. При этом хотя ТНК развитых стран и заинтересованы в сохранении низкой оплаты труда в странах, где они размещают свои зарубежные филиалы (ведь именно фактор дешевой рабочей силы и определяет их высокие прибыли), но они в то же время заинтересованы и в увеличении покупательной способности местного населения. Им необходим рынок данных стран. В свою очередь страны мировой периферии оказываются настолько втянутыми в международное разделение труда и кредитно-финансовые связи, что уже не в состоянии без них решать свои проблемы. Подобного рода отношения некоторые ученые (Ю.В. Шишков и др.) предлагают представить как своеобразный геоэкономический симбиоз мирового авангарда и обширной периферии, которые при всех противоречиях и конфликтах между ними все более нуждаются друг в друге.

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке товаропроизводители высокоразвитых стран вынуждены изобретать все более конкурентоспособные товары и услуги. Это сопряжено с повышением науко- и техноемкости, т.е. с увеличением затрат на НИОКР, в связи с чем выгоднее производить и продавать дорогостоящую продукцию. При этом издержки растут практически во всех отраслях промышленности, поэтому продукцию низко- и среднетехнологичную выпускать развитым странам становится невыгодно. Вопрос в том, имеются ли возможности у стран мировой периферии воспринимать и осваивать производства и технологии, которые могут быть переданы туда из высокоразвитых стран.

Механизм перемещения разного рода производств известен как «международный цикл производства» (подобный механизм рассматривает и концепция «летящих гусей», и многие другие экономические теории). Технически лидирующая страна постепенно перемещает свои производственные мощности в следующие за ней по шкале развития страны. Последние по мере возрастания их собственного технологического и кадрового потенциала, а также в процессе повышения уровня оплаты труда, начинают переносить некоторые производства в страны, которые еще ниже их по уровню технико-экономического развития и т.д. Сначала вниз по цепочке передаются производства легкой промышленности (текстильной, швейной и т.д.), затем некоторые отрасли химической промышленности, затем металлургия, автомобилестроение (сборка) и даже отдельные подотрасли электронной промышленности. Обострение экологических проблем в высокоразвитых странах также способствует перемещению производств в отсталые регионы и страны. В основе такой модели «каскадного» развития пространственной структуры мирового хозяйства лежит механизм технологических инноваций в самом широком смысле слова. Таким образом, менее развитые страны также принимают участие в перераспределении мирового продукта42.

Ускорению данного процесса в условиях глобализации мировой экономики способствуют нарастающие темпы экспорта прямых иностранных инвестиций. Хотя, несомненно, наибольшая их часть перераспределяется непосредственно между развитыми странами Запада, рост инвестиций в развивающиеся регионы очень заметен. В 1990 г. на развивающиеся страны приходилось 17,5% общего притока иностранных инвестиций, а в 1990‑е гг. и в начале 2000-х – уже порядка 30%. Отметим, что вместе с инвестициями передаются и передовые технологии, менеджмент и профессиональный маркетинг. Важно и то, что все более увеличивающаяся доля прямых инвестиций вкладывается в обрабатывающие отрасли промышленности.

Глобализация экономики проявляется и в возросшей мобильности производительного капитала и олигополизации мирового производства. Если в 1973 г. под иностранным контролем находилось 13,2% мирового производства, в 1980 г. – 14,7%, то в 1988 г. эта доля достигала 16,5%, а к 2000 г. составила около 25% мирового производства. В странах ЕС, например, определенная часть продукции выпускается фирмами, контролируемыми зарубежным капиталом и разместившими там свои производственные мощности. Удельный вес иностранных фирм в объемах производства на территории Франции, Великобритании, Германии превышает 20%. При этом объем продаж совокупного производства зарубежных филиалов ТНК в настоящее время более чем вдвое превышает объем мировой торговли.

Процесс глобальной диффузии капитала и технологий набирает силу. Масштабы и значение данного явления еще не до конца выяснены и оценены. Количество глобальных экономических изменений переросло в качество. Транснациональный капитал для многих стран стал источником инвестиций, экономического роста, хотя этот процесс далеко не однозначен (имеется в виду как положительное, так и отрицательное его влияние). Тем не менее страны конкурируют друг с другом за привлечение иностранных инвестиций. Каждому из направлений, по которым идет глобализация, будь то глобализация производства, торговли, финансов и т. д., свойственны свои противоречия. Разнообразные аспекты глобализации проявляются в неравнозначном выражении этого процесса и его составляющих в различных регионах и странах мира.

Выводы

Все вышеизложенное доказывает, что глобализация выступает как одна из движущих сил в изменении пространственной организации промышленности мира и всего хозяйственного механизма в целом. Ее характеризуют особые формы транснационализации факторов производства, изменение характера международного воспроизводственного процесса с жестким структурированием взаимосвязей отдельных стран, отдельных секторов национального хозяйства, транснациональных воспроизводственных сетей на базе постиндустриальной информационной экономики.

Глобализация, базируясь на достижениях НТР, открывает новые горизонты развития и многопланового взаимодействия между странами и местностями. Дополняя друг друга, в рамках единого всемирного экономического организма взаимодействуют национальные государства, транснациональные корпорации, международные правительственные и неправительственные организации, региональные экономические союзы и проч. Они связаны не просто международным разделением труда, но и глобальными по масштабу производственно-сбытовыми структурами, финансовой системой и планетарной информационной сетью.

При этом формируется новая многоярусная глобальная регулирующая система, в которой, несмотря на усиливающуюся роль ТНК и надгосударственных регулирующих механизмов, национальные государства призваны играть еще очень важную роль в мировой экономике и промышленном производстве.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]