Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Гео Беларуси печать

.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.06.2017
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Однако еще в начале 1970-х гг. с критикой административного подхода к экономическому районированию Беларуси выступил А.Г. Лис и предложил свой вариант районирования, базирующийся на использовании принципа формирования внутриреспубликанских территориально-производственных комплексов (ТПК). По мнению А.Г. Лиса областное административно-территориальное устройство Беларуси более приспособлено к решению сельскохозяйственных, чем экономических задач. В то же время в республике вокруг крупных хозяйственных центров фактически сложились ТПК, границы которых не всегда соответствуют областному делению территории. Поэтому А.Г. Лис предложил свой подход к выделению экономических районов Беларуси, в основу которого, наряду с главным фактором специализации промышленных комплексов крупных хозяйственных узлов, положил принцип формирования производственно и экономических целостных комплексов с устойчивыми внутренними и внешними связями, сложившимися или складывающимися в пределах и вокруг отдельных крупных хозяйственных узлов. При этом учитывались объемы и задачи производства каждой территориальной части, возможности создания оптимальных условий для построения рациональных хозяйственно-территориальных комплексов и организации руководства и управления ими в пределах этих районов.

В качестве факторов районообразования учитывались также: топливно-энергетическая база отдельных частей республики; конфигурация транспортной сети; экономическое тяготение менее развитых в промышленном отношении территорий к крупным узлам и центрам; природные и трудовые ресурсы с точки зрения более полного их использования и обеспечения комплексного развития выделяемых районов в перспективе; специализация сельскохозяйственного производства для обеспечения сырьем развитой пищевой и частично легкой промышленности и продуктами питания населения; географическое положение отдельных частей республики.

Исходя из вышеизложенных критериев А.Г. Лис выделил в пределах Беларуси четыре экономических района: Центральный, Юго-Восточный, Северо-Восточный и Западный (рис. 2, табл. 3).

Рис. 2. схема экономического районирования Беларуси (по А. Г. Лису, 1972)

Центральный экономический район (площадь около 50 тыс. кв. км) занимает территорию от болот Полесья на юге до возвышенностей Белорусской гряды на севере, от бассейна Березины на востоке и до границы Беларуси с Литвой на западе. Экономическое развитие района во многом определяется его положением в центральной части республики, густой сетью железнодорожных и шоссейных путей, связывающих его со всеми другими районами, и, безусловно, ролью Минска, самого крупного хозяйственного центра республики, который объединяет вокруг себя в единое экономическое целое территорию в радиусе до 150 км.

По характеру специализации в пределах района выделены внутренние хозяйственные подрайоны, образуемые региональными центрами: Минск, Борисов с Жодино, Молодечно с Вилейкой, Слуцк с Солигорском, Столбцы с прилегающими к ним территориями.

Таблица 3

Схема экономического районирования Беларуси по А.Г. Лису (1972 г.)

Экономические районы и подрайоны

Центральный район

Подрайоны:

Минский

Борисово-Жодинский

Молодечненско-Вилейский

Слуцко-Солигорский

Столбцовский

Юго-Восточный район

Подрайоны:

Гомельско-Речицкий

Мозырско-Калинковичский

Бобруйский

Кричевский

Северо-Восточный район

Подрайоны:

Витебский

Могилевский

Оршанский

Полоцко-Новополоцкий

Западный район

Подрайоны:

Брестско-Кобринский

Пинско-Лунинецкий

Гродненский

Барановичско-Слонимский

Лидский

Юго-Восточный район, самый крупный по территории (58 тыс. кв.км) расположен у границ Беларуси с Украиной и Россией, в бассейнах Припяти и Днепра с притоками Березиной и Сожем. Повышенная заболоченность (местами до 60% территории) и лесистость, богатство полезными ископаемыми (нефть, каменные угли и сланцы, кварцевые и формовочные пески, поваренная и калийная соли, цементные, тугоплавкие и кирпичные глины, мел, известняк, граниты) определяют особенности и перспективы развития его хозяйства. Главная задача – более полно использовать имеющиеся природные ресурсы, что требует осуществления мелиоративных работ и ускоренного развития инфраструктуры.

В хозяйственном комплексе района были выделены подрайоны, образуемые Гомельско-Речицким, Мозырско-Калинковичским, Бобруйским и Кричевским региональными центрами вместе с тяготеющими к ним территориями.

Северо-Восточный экономический район (более 52 тыс. кв. км) занимает бассейн верхнего течения Двины и Днепра. Находится на важнейших путях из России в Прибалтику и с юга СССР – в Ленинград, что определило (при относительной бедности собственными ресурсами) ориентацию на переработку привозного сырья. Сельское хозяйство специализировано на производстве льноволокна и продукции животноводства. Специализация и сходный характер связей позволили выделить в пределах района подрайоны, формирующиеся на базе таких региональных центров, как Витебск, Могилев, Орша, Полоцк с Новополоцком.

Западный экономический район (58 тыс. кв. км) расположен на крайнем западе и юго-западе республики в бассейне верхнего течения Немана, Припяти и Буга, примыкает к государственной границе с Польшей, Литвой, на юге граничит с Украиной. Имеет развитую сеть железных и шоссейных дорог, через его территорию проходит значительная часть транзитных грузов СССР. Почвенно- климатические условия благоприятны для разностороннего развития сельского хозяйства. В перспективе при дальнейшем развитии деревообработки, машиностроения, легкой, химической, пищевой промышленности ведущей отраслью специализации останется сельское хозяйство.

Внутри района различаются экономические подрайоны с региональными центрами: Брест с Кобрином, Пинск с Лунинцем, Гродно, Барановичи со Слонимом, Лида.

Вышеприведенная концепция экономического районирования Беларуси базировалась, таким образом, на идее конструктивности районирования. Ставилась цель, чтобы система районов в республике соответствовала требованию рационального разделения труда, помогала установить объективно необходимые пропорции в территориальных комплексах. Подчеркивалось, что выделенные экономические районы носят перспективный характер, они формируются как самостоятельные экономические единицы, имеющие особенности развития.

Если сравнивать оба охарактеризованных подхода к экономическому районированию республики в 1960 – 1970 гг., то при существенных различиях в количестве и размерах выделенных экономических районов, количество экономических подрайонов почти совпадает. Центрами, на базе которых формируются подрайоны, и в районировании А.Г. Лиса, и в районировании на основе областного деления являются 18-20 крупных и средних промышленных центров республики, которые организуют все ее экономическое пространство. Это обстоятельство подтверждает уже отмечавшуюся выше (см. ч. 1, лекция 8) характерную черту территориальной организации хозяйства республики, что ее основу составляют промышленные центры с тяготеющими к ним территориями. А также то, что существенных особенностей в условиях экономического развития между выделяемыми более крупными экономическими районами не прослеживается.

Региональные различия в социально-экономическом развитии страны с выявлением факторов, их обусловливающих, - традиционный предмет исследований многих поколений белорусских экономико-географов. На разных исторических этапах общественно-политического развития иссле­дования данных вопросов имели свою специфику, отражая как глобальные объективные тенденции в развитии и пространственной организации ми­рохозяйственной системы, так и региональную политику, проводившуюся центральными органами управления тех государственных образований, в состав которых входила территория Беларуси.

Современный этап экономико-географического анализа региональных различий в социально-экономическом развитии страны - это исследование региональных аспектов проблемы обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития Республики Беларусь как независимого госу­дарства с переходной экономикой. Этот этап включает пятнадцатилетний период - 1990-е гг. и 5 лет нового тысячелетия. Для серьезных сдвигов в пространственной организации хозяйства это сравнительно небольшой отре­зок времени, так как территориальная структура - наиболее инерционная из всех других структур экономики (отраслевой, институциональной, вос­производственной, технологической и др.). И тем не менее новые тенденции в территориальном развитии страны уже явно прослеживаются. Они достаточно четко проявляются на разных уровнях пространственной организации об­щества: локальном (в городских и сельских поселениях разного размера и типа), региональном (микро-, мезо-, макро- и проблемных районах), зона­льном (в различных природных местностях), межгосударственном (вовлече­ние приграничных территорий в еврорегионы, создание СЭЗ и др.).

Как свидетельствует анализ научно-исследовательских программ, прогноз­ных и программных документов разного уровня, а также научных публикаций экономико-географов и экономистов, занимающихся региональной социаль­но-экономической проблематикой, наибольшее внимание на современном этапе в Беларуси сосредоточено на выявлении различий в развитии облас­тей и административных районов страны и обосновании путей их дальнейше­го инвестиционно-инновационного развития. Это не случайно. Именно облас­ти в Беларуси на протяжении длительного советского времени выступали в роли внутриреспубликанских экономических районов, а административные районы рассматривались как первичные базовые объекты территориального управления административно-командной плановой экономикой. Эту роль об­ласти и районы сохранили и на современном этапе, так как предлагавшиеся и обосновывавшиеся учеными другие схемы экономического и дробного соци­ально-экономического районирования Беларуси пока не получили практичес­кого применения в управлении экономикой и при разработке направлений го­сударственной региональной политики.

Вместе с тем новые реалии переходного этапа развития существенно рас­ширили круг исследуемых региональных объектов и предметную область социально-экономических региональных исследований. Так, новыми направ­лениями региональных исследований стали типология регионов разного так­сономического ранга по характеру и степени проблемности их развития, проблемное районирование страны, разработка стратегий перехода регио­нов к устойчивому развитию. В перечень важнейших анализируемых показа­телей в региональных экономико-географических исследованиях вошли уровни доходов, безработицы, бедности, качество жизни населения, форми­рование и использование человеческого капитала.

Необходимость выработки оптимальной региональной политики, учитыва­ющей дифференциацию объективных предпосылок социально-экономичес­кого развития регионов, обусловила появление оценок их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, определения их рейтингов, ранжирования по приоритетности развития, обоснований региональной ин­вестиционно-инновационной политики, мест размещения новых «полюсов роста» - свободных экономических зон, технопарков, инновационных цен­тров, наукоемких предприятий и организаций, туристических зон и др.

Изменение геополитического положения Беларуси, процессы глобализации и регионализации в мирохозяйственной системе, переход развитых государств к постиндустриальной стадии объективно диктуют необходимость изменений в отраслевой структуре хозяйства страны, направленных на уско­ренное формирование новых экспортоориентированных и импортозамещаю­щих производств, базирующихся на использовании собственных природных, интеллектуальных, инфраструктурных ресурсов, созданного производствен­ного потенциала, выгод экономико-географического положения, а также на опережающие темпы роста сферы услуг. Естественно, что сдвиги в отрасле­вой структуре хозяйства по-разному проявляются в регионах и становятся на­иболее существенным фактором в изменении уровней их социально-эконо­мического развития и территориальной структуры.

Общее представление о динамике и современном уровне социально-эко­номического развития регионов областного ранга дает сравнение их основ­ных социально-экономических показателей с аналогичными среднереспуб­ликанскими показателями по данным за 1990 г. и 2005 г. (таблица). Для этого использована система индексов частных показателей (в расчете на душу на­селения по отношению к среднереспубликанским значениям) и интегральный индекс, полученный как среднее значение частных индексов.

Рассчитанные индексы свидетельствуют, что в настоящее время самый высокий уровень социально-экономического развития, превосходящий сред­нереспубликанский почти в 1,4 раза, имеет г. Минск. Сравнительно низкий уровень характерен для Брестской и Могилевской областей: отставание от среднереспубликанского на 12 и 14 % соответственно. Гродненская и Витеб­ская области также отстают от этого уровня, но только на 2 %. Несколько опе­режают среднереспубликанский уровень (на 1-2 %) Минская и Гомельская области.

За истекший пятнадцатилетний период дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития значительно увеличилась. Если в 1990 г. отрыв самой отстающей Брестской области от среднереспуб­ликанского уровня составлял 3 %, а превышение наиболее развитым регио­ном - г. Минском среднереспубликанского уровня достигало 16 %, то в 2005 г. эти показатели составили уже 12 и 35 % соответственно. Существенно сни­зился уровень социально-экономического развития Могилевской области (стал ниже среднереспубликанского на 14 %, хотя в 1990 г. превышал его на 1 %). В число отстающих от среднего уровня вошли Витебская и Гродненская области.

Брестская область занимает в рейтинге пред­последнее место из-за самого низкого среди регионов уровня промышленно­го развития, значительного отставания по инвестициям, платным услугам на­селению и др. Выше среднереспубликанского она имеет только показатель уровня развития сельского хозяйства. Отставание Могилевской области свя­зано с самой низкой по стране инвестиционной активностью, существенным отставанием по объему промышленной продукции и платных услуг населе­нию, розничного товарооборота, средней зарплате. Город Минск опережает другие регионы благодаря очень высоким показателям платных услуг населе­нию, розничного товарооборота, инвестиционной активности, заработной платы, что является следствием его столичности, высокого уровня развития промышленности и отсутствия в структуре экономики сельскохозяйственного производства. Минская и Гродненская области выделяются самым высоким уровнем развития сельского хозяйства. Высокоразвитыми в промышленном отношении являются Гомельская и Витебская области, а также г. Минск.

Для диагностики экологической ситуации в регионах областного ранга (в данном случае Минская область рассматривается с г. Минском) также ис­пользован метод расчета частных и интегральных индексов, характеризую­щих отклонения региональных значений от среднереспубликанских 10 пока­зателей антропогенного воздействия на природную среду. В частности, со средними по Беларуси сравнивались следующие региональные удельные (в расчете на 1 км2 территории) показатели: забор воды из природных источни­ков, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод, обра­зование отходов производства, вырубка древесины, а также процент пахот­ных, эродированных, осушенных, радиационно загрязненных, нарушенных земель в земельном фонде. Рассчитанные на их основе интегральные индек­сы оценки экологической ситуации в регионах свидетельствуют о том, что са­мая напряженная экологическая обстановка сложилась в Минской области (индекс на 44 % выше среднереспубликанского), а самая благоприятная - в Витебской области (индекс антропогенной нагрузки ниже среднереспубли­канского уровня на 25 %). При этом в Минском регионе наиболее напряжен­ным является положение с отходами (даже без учета отходов калийных ком­бинатов), сбросом сточных вод, забором воды из природных источников. Основной вклад в формирование этих показателей принадлежит г. Минску. Второе и третье место по экологической напряженности занимают Гомель­ская и Могилевская области. Здесь определяющую роль играет радиацион­ный фактор.

В целом же экономико-географическая диагностика сбалансированности развития областных регионов позволяет классифицировать их следующим образом: для Минской и Гомельской областей, имеющих самый высокий рей­тинг по уровню социально-экономического развития, характерен самый низ­кий рейтинг по экологической составляющей; в Витебской области, лидирую­щей по благоприятности экологической ситуации, уровень социально-эконо­мического развития чуть ниже среднереспубликанского; в Гродненской об­ласти уровни социально-экономического и экологического развития являют­ся наиболее сбалансированными; Брестская область при благоприятной эко­логической ситуации имеет низкий уровень социально-экономического разви­тия; Могилевская область отличается низкими уровнями социально-экономи­ческого и экологического развития.

Сформировавшийся к настоящему времени уровень социо-эколого-экономического развития регионов Беларуси дает определенную исходную инфор­мацию для обоснования их перехода на путь прогрессивного инвести­ционно-инновационного развития. Как показывает анализ уже принятых про­гнозных и программных документов в сфере инвестиций и создания в стране инновационной системы, региональному аспекту осуществляемой модерни­зации экономики уделяется большое внимание.

В первую очередь при размещении инвестиций и разработке иннова­ционных программ учитывается имеющийся в регионах потенциал в тех ви­дах деятельности, отраслях и на предприятиях, которые уже сегодня произ­водят конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынке продукцию. Оцениваются также преимущества ЭГП, природно-ресурсного, экологическо­го, трудоресурсного, интеллектуального, инфраструктурного потенциалов, необходимость обеспечения равнокачественных условий жизни населению независимо от места его проживания.

В частности, в истекшем и текущем пятилетии в регионах с учетом достиг­нутого ими уровня социально-экономического развития и имеющихся объек­тивных предпосылок реализуются и намечаются крупные республиканские стратегические инвестиционно-инновационные проекты, а также разработан­ные для формирующейся Национальной инновационной системы регио­нальные научно-технические программы.