Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Задачи на 3.05

.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
74.24 Кб
Скачать

7

1. После смерти 83-летнего инвалида Отечественной войны Жукова выяснилось, что все свое имущество он оставил знакомой Бутовой, отменив ранее составленное завещание в пользу дочери Владимировой. Намереваясь обратиться в суд и придя по этому поводу на консультацию к адвокату, Владимирова объяснила следующее.

Жуков, страдавший старческим слабоумием, составил завещание под влиянием Бутовой, которая в течение длительного времени вела с ним на эту тему пространные беседы по телефону. Содержание телефонных разговоров Жукова с Бутовой ей, а также членам ее семьи (мужу и сыну) хорошо известно. В силу глухоты Жуков разговаривал очень громко, а звукоизоляция в квартире плохая. Жуков также много цитировал Владимировой и членам ее семьи из сказанного Бутовой по телефону и при личных встречах. Кроме того, муж Владимировой тайно от Жукова подключил к телефону звукозаписывающее устройство и у нее имеется большое количество аудио- кассет, на которых зафиксированы разговоры Жукова и Бутовой. По мнению Владимировой, эти кассеты следует приобщить к материалам дела и прослушать в судебном заседании.

Можно ли аудиозаписи разговоров Жукова и Бутовой приобщать к материалам дела и прослушивать в судебном заседании? Являются ли они допустимым доказательством? Нельзя ли иным путем попытаться доказать обстоятельства, на которые ссылается Владимирова как на основание своих требований?

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Как следует из п 2ст. 55 ГПК РФ, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

С учетом положений ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также того, что аудиозапись разговоров Жукова и Бутовой велась без согласия обеих сторон, ее (аудиозапись) нельзя признать вещественным доказательством по делу. Данную запись для убедительности можно просто представить суду, указав отдельно, как это того требует ст. 77 ГПК РФ, время, место и условия, при которых осуществлялась запись, сведения о выполнявшем ее лице и принадлежности голосов – но доказательством ее не признают.

На мой взгляд, доказать факт воздействия на Жукова можно путем приобщения детализации разговоров и свидетельских показаний Владимировой, членов ее семьи, соседей и знакомых Жукова (с четом того, что плохая звукоизоляция, и соседи, к примеру, могли слышать отдельные фразы).

2. ОАО «ЦветМетТорг» обратилось в суд с иском к бывшему директору магазина Лысакову о взыскании недостачи материальных ценностей в сумме 80 700 руб. В судебном заседании представитель ответчика обратил внимание на то, что на одном из документов (накладной на отпуск товаров) имеются следы подчистки и исправлений суммы в сторону завышения стоимости отпущенных товаров.

Как должен поступить суд в данном случае?

В соответствии со ст. 186 ГПК РФ, в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.

3. Ознакомьтесь с публикациями, в которых освещается спор о наследстве грузинского миллиардера Бадри Патаркацишвили

1. Александр Андрюхин. Покойного олигарха Патаркацишвили лишили жены.

Брак известного грузинского миллиардера Бадри Патаркацишвили и мос​квички Ольги Сафоновой признан недействительным. Теперь она не может рассчитывать на наследство покойного мужа. Тем самым Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск первой жены—миллиардера Инны Гудавадзе.// Известия.

1 сентября 2008 г.

Информация о том, что Патаркацишвили, кроме законной грузинской жены, имеет еще русскую супругу, появилась только после его смерти. Грузинский бизнесмен скончался в Лондоне 12 февраля этого (2008 – А.Б.) года от сердеч​ного приступа. Он оставил свыше S 12 млрд. Именно из завещания вдова миллиардера узнала, что ее муж кроме нее женат еще на москвичке Ольге Сафоновой, которая уже имеет взрослого сына Давида. Грузинский олигарх завещал ей четверть состояния.

Инна Гудавадзе пришла в бешенство и заявила, что любовница мужа не полу​чит ни цента. На стороне Гудавадзе высту​пил бывший партнер Патаркацишвили по ЛогоВАЗу Борис Березовский. В мае этого года Гудавадзе с двумя дочерьми в Нью-Йоркском суде выиграли иск против даль​него родственника покойного мужа Джо​зефа Кея (пасынка тети Патаркацишвили), который также претендовал на четверть наследства. Суд согласился с вдовой, что ответчик не располагает документами, подтверждающими его право на имущес​тво родственника.

В пятницу (29 августа 2008 г. – А.Б.) в Москве судья судебного учас​тка № 363 Хамовнического района Мос​квы рассмотрел иск Инны Гудавадзе. Она требовала признать брак Ольги Сафоно​вой с ее мужем незаконным. Ни Гудавадзе, ни Сафонова в суд не явились. Заседание было закрытым. Оно продлилось не более часа. Выйдя из зала, адвокат Гудавадзе объ​явил, что дело выиграно.

— Мы не сомневались, что суд удовлет​ворит наши требования, иначе это проти​воречило бы Семейному кодексу, — ска​зал «Известиям» адвокат истицы Иван Кочубей. — Суд счел второй брак Патар​кацишвили недействительным, потому что на тот момент он уже состоял в браке. Кстати, этот процесс не имеет никакого отношения к разделу наследства. Моя доверительница защищала только свою честь.

Противоположная сторона отнеслась к словам защитника вдовы весьма скепти​чески, уверив, что для Гудавадзе это только первая ступенька для лишения Сафоновой наследства.

— Решение мы опротестуем, поскольку наличие так называемого первого брака не доказано,—сказал «Известиям» адвокат Сафоновой Константин Токмаков. — Сви​детельства о браке никто не видел. Гуда​вадзе предоставила в суд копии неких доку​ментов, как бы доказывающих законность заключенного брака в Грузии. Но полной ясности в них нет. Они даже не переведены на русский язык. А что Ольга Сафонова вступила в брак с Бадри Патаркацишвили с соблюдением всех необходимых процедур и условий в 1997 году во Дворце бракосо​четаний № 1 Санкт-Петербурга —об этом в документах сказано ясно. Кроме того, Патаркацишвили всем представлял Ольгу как жену. А Инну Гудавадзе—нет. Она «сде​лала вид», что узнала об Ольге после смерти супруга. С единственной целью—получить наследство.

2. Патаркацишвили в своем завещании сообщил о внебрачном сыне – грузинская газета "Алиа".

ТБИЛИСИ, 22 февраля 2008 г. - РИА Новости, Марина Кварацхелия. Грузинский бизнесмен и оппозиционный политик Бадри Патаркацишвили, скончавшийся 12 февраля в Великобритании, в своем завещании сообщил о внебрачном сыне, пишет грузинская газета "Алиа".

По информации издания, сына Патаркацишвили зовут Давид, ему 14 лет, он православный христианин и очень религиозен.

"Ребенок родился от москвички и очень похож на отца. Сын бизнесмена учится в США, но в настоящее время находится в Лондоне до выяснения обстоятельств смерти Бадри Патаркацишвили", - пишет газета.

Грузинское издание сообщает, что 17 ноября 2007 года Патаркацишвили составил завещание, где все свое многомиллиардное имущество завещал супруге Инне Гудавадзе и двум дочерям. В завещании Патаркацишвили просит жену простить его за измену, принять в семью сына Давида и познакомить его с дочерьми, - сказано в статье.

По информации "Алиа", сын Патаркацишвили не раз приезжал в Тбилиси. Он был также на церемонии соболезнований в доме сестры Патаркацишвили в центре Тбилиси сразу после известий смерти бизнесмена близ Лондона.

Подтвердить или опровергнуть информацию газеты РИА Новости от адвоката Патаркацишвили Шалвы Шавгулидзе пока не удалось. Ближайшее окружение покойного бизнесмена пока воздерживается от комментариев.

Бадри Патаркацишвили умер на своей вилле близ Лондона 12 февраля. По предварительным данным медиков, причиной смерти послужил сердечный приступ. В настоящее время британские эксперты ведут исследование по установление окончательных причин смерти.

3. Геннадий Петровский. Война за миллиарды. В борьбе за наследство Бадри Патаркацишвили мошенники не остановятся ни перед чем. Версия. 01 – 07.09. 2008. № 33.

Таинственная история вокруг многомиллиардного наследства оппозиционного грузинского предпринимателя Бадри Патаркацишвили продолжает обрастать всё новыми захватывающими подробностями. На прошлой неделе эксперты нью-йоркского суда признали фальшивой подпись олигарха под завещанием, в котором он якобы доверил управление своими активами сводному двоюродному брату Джозефу Кею, ранее известному, как Иосиф Какиашвилн. Но для настоящих наследников олигарха — его законной супруги Инны Гудавадзе и их двух дочерей - история с лженаследникамн на этом не закончилась. Как считают ближайшие родственники бизнесмена, борьба за его миллиарды может преподнести новые сюрпризы, так как в стремлении заполучить активы Бадри мошенники не остановятся ни перед чем.

«Последняя воля» опального бизнесмена, уже признанная американским судом фальшивкой, с самого начала вызывала не меньше подозрений, чем сама внезапная смерть здорового крепкого мужчины. Крайне неубедительно выглядели обстоятельства возникновения документа, и, главное, абсолютно немотивированным было его содержание. По закону наследники так называемой первой очереди - это супруга, дети и родители усопшего. Изменить этот порядок может только сам наследодатель. Судя по «завещанию» Бадри Патаркацишвили, грузинский бизнесмен больше доверял пасынку своей тёти, чей кровным родственникам и давним партнерам.

«Документ» был обнародован вскоре после «смерти Патаркацишвили и сразу породил множество вопросов. По непонятным причинам предприниматель якобы доверил распоряжение всем своим имуществом лорду Джозефу Кею - сводному двоюродному брату Бадри. Возникли и другие загадки: так, кроме законной супруги Инны Гудавадзе, в счастливом браке с которой Бадри Патаркацишвнли жил с 1979 года, вдруг всплыл и ещё один «законный брак» Бадри — с гражданкой РФ Ольгой Сафоновой. Не меньше загадок вызвали и непосредственно обстоятельства возникновения документа: было установлено, что в день составления «завещания» Бадри весь день находился в Нью-Йорке, где встречался с партнерами по бизнесу в ресторане Nobu. По словам партнёров, никаких завещании в тот день Бадри не подписывал. Но новоявленные наследники на этот счёт имеют свою версию: мол, бизнесмен выходил из ресторана на пять минут и подписал завещание в присутствии нотариуса на улице под фонарем и на коленке.

Заверил этот документ некий нотариус Фишкин (выходец из России) — человек с достаточно интересной репутацией. Что любопытно, завещание было на английском языке, которым Бадри не владел. Подлинник же этого документа отсутствует: даже Джозеф Кей признал в суде, что никогда не видал оригинала «завещания». Аферисты своими действиями фактически загнали себя в угол и начинают противоречить самим себе. Так, есть информация, что господин Фишкин заявил о том, что при оформлении «завещания» присутствовал важный свидетель - сын Джозефа Кея, сам же Кей это категорически отрицает. Весьма показательно, что к выводу о том, что загадочное завещание не что иное, как подделка, в марте 2008 года пришли и правоохранительные органы Белоруссии — тогда в Минске по обвинению в подделке документов был арестован адвокат Кея Эммануил Зельцер. Редкий пример единодушия американских и белорусских властей.

А вот позиция грузинского суда в истории с наследством Патаркацишвили трудно поддаётся объяснению. Не так давно Тбилисский суд, несмотря на явный подлог, признал права Джозефа Кея на распоряжение имуществом оппозиционного олигарха. Грузинские судьи даже доверили «лорду Какиашвили» право продажи всех активов Бадри, при этом по непонятным причинам запретив распоряжаться наследством его прямым наследникам. Под шумок лорд приобрёл себе за символическую сумму основной медиа-актив Бадри — холдинг «Имеди». При этом оказалось, в частности, что если при жизни Патаркацишвнли передал управление «Имеди» американской News Corporation, то после своей смерти он якобы «передумал».

Впрочем, сведущие люди совсем не удивляются, почему Кей столь вольготно чувствует себя на территории Грузии. В частности, наш герой любит рассказывать о совместном досуге на яхтах с президентом страны Михаилом Саакашвили. 29 августа стало известно, что мировой суд Москвы рассмотрел иск супруги бизнесмена Инны Гудавадзе о признании недействительным брака Бадри Патаркацишвнли с упомянутой выше госпожой Ольгой Сафоновой. Суд аннулировал этот загадочный брак, что заметно поубавило оптимизма в стане лженаследников, которые рассчитывали после признания брака действительным получить долю наследства. И вполне очевидно, что доля госпожи Сафоновой досталась бы не ей, а тем, кто стоит за ней, в том числе и далеко за пределами России. Как видно, Инна Гудавадзе в столь нелёгкой ситуации проявила себя сильным человеком и сумела консолидировать команду юристов, которые помогают ей добиться справедливости. А интересных сюрпризов эта наследственная эпопея может предоставить ещё много. Как говорят союзники Инны Гудавадзе, от противоборствующей стороны все ещё можно ожидать новых подтасовок и фальсификаций. Например, в деле могут появиться некие «документы» о разводе Бадри и Инны Гудавадзе, или вдруг могут исчезнуть, например, в пожаре архивы Тбилисского ЗАГСа (о такой возможности сегодня ходит немало слухов). И совсем не исключено, что в деле могут появиться и новые липовые завещания и такие же липовые наследники.

Впрочем, родственников бизнесмена сегодня волнуют не столько грядущие юридические и финансовые баталии, сколько моральная сторона этого дела. Законная супруга Бадри Инна Гудавадзе, как говорят её близкие, испытала настоящий шок, столкнувшись с цинизмом и алчностью людей, устроивших криминальную возню на могиле близкого ей человека. И их много. Помимо объявившего себя душеприказчиком покойного Джозефа Кея и его ныне арестованного адвоката Зельцера, думается, определённые вопросы у правоохранительных органов США возникнут к нью-йоркскому нотариусу господину Фишкину, который заверил липовое завещание. Кстати, Инна Гудавадзе, как говорят, к претендующей на наследство Ольге Сафоновой совершенно не испытывает личной неприязни и даже, наоборот, готова выделить внебрачному ребёнку Бадри и Ольги Давиду такую же часть наследства, как и своим детям, — суммы, думается, хватит пяти поколениям его родственников. Но люди, фактически объявившие войну семье Бадри, судя по всему, желают получить именно всё. И очевидно, борьба за миллиарды Бадри Патаркацишвили будет продолжаться еще долго.

Внимательно прочитайте вышеприведенные заметки, опубликованные в СМИ, и проанализируйте содержащуюся в ней информацию. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Если бы спор о признании завещания недействительным рассматривался российским судом, то какие юридические факты необходимо было включить в предмет доказывания?

Необходимо было бы доказать: факты брака с Гудавадзе, отсутствие брака с Сафоновой, родство сына Давида с умершим, подлинность (ложность) завещания.

2. Каков круг относимых, допустимых и достаточных доказательств по этому делу?

- Вещественные доказательства: свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей, завещание

- или экспертиза о подложности завещания;

- показаний свидетелей (в подтверждение фактов брака, родства детей, возможности или невозможности составления завещания в определенный день)

- аудио и видеоматериалы (в подтверждение возможности или невозможности составления завещания в определенный день – камеры в общественных местах, коллеги что-то снимали и прочее,)

3. Какие юридические факты в соответствии с Семейным кодексом РФ должны входить в предмет доказывания по делу о признании брака недействительным?

одно из лиц (умерший) уже состоит в другом зарегистрированном браке (ст. 14 СК РФ)

4. Каков круг относимых, допустимых и достаточных доказательств по этому делу?

Свидетельство о браке с Гудавадзе;

Выписка из органов ЗАГС о браке с Гудавадзе и браке с Сафоновой;

Показания свидетелей.

5. Можно ли признать допустимым доказательством не переведенную на русский язык копию свидетельства о заключении брака?

Статьей 408 ГПК устанавливается следующее. В соответствии с п. 1 указанной статьеи документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что документы, составленные на иностранном языке, должны представляться в суды в Российской Федерации с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

В соответствии с заключенной в г. Гааге 05.10.1961 Конвенцией, легализация такого документа не нужна.

Перевод, однако, требуется.

6. Если завещание Патаркацишвили судом будет признано подлинным, то будет ли иметь юридическое значение по спору о наследстве признание судом брака с Сафоновой?

Судом брак с Сафоновой долен быть признан недействительным независимо от волеизъявления сторон (ст. 14 СК РФ).