Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

osobennosti_primenenia_inostr_prava

.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
21.2 Кб
Скачать

17. Особенности применения иностранного права.

Внутреннее право действует в пределах территории своего гос-ва (террит. действие права). Но! Иногда применению подлежит иностр.право (экстратеррит. действие права). Пример – при перемещении человека его права сохр-ся.

Применение иностранного права- активная деят-ть правоприменительных органов по разрешению по разрешению каких-либо вопросов на основании норм иностр.права.

Основы применения ИП:

1.Применяется лишь при наличии в нац.праве прямых предписаний об этом. Т.е. основанием его применения явл-ся двустор.коллиз.норма 2.Нац.право предусматривает принципы, порядок и пределы его применения, методы установления его содержания. 3.Оно осущ-ся в соответствии с общепризнанными принципами МПП. Уважение иностр.права вытекает из принципа суверенного равенства гос-в.

Вывод: Иностр. право применяется на основе и в рамках нац.права и в соответствии с общепризнанными принципами МПП.

Правила:

1.Иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. 2.Установление содержания иностр.права. Континент. сис-ма права: это обязанность суда. Англо-америк: иностр. право наряду с другими факт. обстоятельствами выступает доказательством по делу, отсюда обязанность установления его содержания – на сторонах. В российском зак-ве установлен перечень организаций, которые могут оказать содействие суду: Минюст, иные компетентные органы РФ и за границей. Кроме того, суд может привлечь экспертов, научно-исследовательские учреждения, дипломатические и консульские представительства за рубежом. Здесь большую роль играют договоры о правовой помощи (у РФ с Албанией,Венгрией…) В рамках Совета Европы- Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 – спец. механизм: создание на территории каждого гос-ва спец. органы для предоставления информации о праве. Т.о., сегодня преобладает концепция, согласно которой содержание иностр.права уст-ся судом по должности, а стороны могут представить свои док-ва. 3. Если же, несмотря на предпринятые усилия, содержание иностр.права не будет установлено, то применяется lex fori – закон страны суда.

Однако существует несколько особых вопросов, связанных с применением иностранного права. Это: интер­локальные коллизии, интертемпоральные коллизии, взаимность, при­менение права непризнанного государства.

Интерлокальные коллизии. Они связаны с наличием госу­дарств, в которых существуют административно-территориальные единицы с самостоятельными подсистемами права. Обычно это государства с федеративным устройством, субъекты которого име­ют свои отличающиеся по содержанию системы частного права. Наиболее показательным является право США, каждый штат ко­торых имеет свое право, сложившееся из собственных судебных прецедентов и принимаемых им законов. В результате возникают коллизии между правом разных штатов, именуемые межштатны­ми коллизиями. Практически проблема интерлокальных коллизий в процессе правовой регламентации частноправовых отношений международ­ного характера возникает тогда, когда при разрешении коллизии между правом разных государств избрано право государства, в ко­тором существуют административно-территориальные образования со своими подсистемами права. Как уже неоднократно подчеркива­лось, выбор права конкретного государства означает выбор систе­мы права этого государства в целом, и поэтому любой вопрос, связанный с применением иностранного права, должен решаться с позиции самого иностранного права. Из таких же позиций ис­ходит законодательство тех государств, которые обращаются к ре­шению этого вопроса. С таких же позиций впервые в российской практике решает данную проблему Гражданский кодекс. Ранее возможность ее раз­решения рассматривалась только доктринально. В разд. VI ГК включена отдельная статья, которая называется «Применение права с множественностью правовых систем». Она уста­навливает два правила: 1) в случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны; 2) если невозможно определить в соответ­ствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отноше­ние наиболее тесно связано.

Вариантом интерлокальных коллизий являются интерперсональные коллизии. Существуют государства, в которых действуют достаточно обособ­ленные подсистемы права для определенного круга лиц, объеди­ненных либо по критерию принадлежности к той или иной рели­гии (например, мусульманской, индуистской, иудаистской в стра­нах Востока), либо по критерию принадлежности к той или иной цивилизации (например, кодифицированное право для европей­цев—чаще всего право бывшей метрополии — и обычное право разных племен для туземцев в странах Экваториальной Африки) и т. д. Между подобными подсистемами права возникают много­численные коллизии, которые и называют интерперсональными. С позиции международного частного права интерперсональные коллизии решаются так же, как и интерлокальные

Интертемпоральные коллизии означают коллизии, возникаю­щие из наличия разновременно принятых в одном государстве правовых норм, предусматривающих регулирование одних и тех же частноправовых отношений. Это проблема внутреннего права каждого государства и в общей теории права называется действи­ем закона во времени. В международном частном праве проблема действия законов во времени возникает тогда, когда отечественная коллизионная норма отсылает для правовой регламентации конкретного частно­правового отношения к иностранному праву, в котором по данно­му отношению существуют два разновременно изданных закона (например, в момент возникновения отношения действовал один закон, а в момент рассмотрения дела действует другой закон). Эта проблема разрешается на тех же началах, которые использу­ются при решении «интерлокальных» коллизий. Коллизионная норма, отсылающая к иностранному праву, отсылает к системе этого права в целом, включая и те специальные правовые установления, которые указывают, какой из разновременно изданных законов подлежит применению.

Взаимность. Особенно велика ее роль при опреде­лении правового положения иностранных физических и юридиче­ских лиц, при правовом регулировании иностранных инвестиций, отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, а так­же в сфере международного гражданского и арбитражного процес­са. Вместе с тем взаимность играет и более общую, принципиаль­ную роль в международном частном праве, связанную с признани­ем и применением иностранного права. Вопрос стоит так: должны ли российские суды признавать и применять иностранное право, если в этом иностранном государстве не признается и не приме­няется российское право. Уважительное отношение к иностранному праву, его призна­ние и применение бесспорно способствует обеспечению примене­ния собственных законов иностранными судами. И в этом плане взаимность играет важную роль в стимулировании государства к применению иностранного права. Но это реальное, фактиче­ское положение дел. С точки же зрения права юридическая обяза­тельность применения иностранных законов не должна зависеть от взаимности.

Впервые в российское международное частное право включена специальная статья, которая содержит три взаимосвязанных правила, определяющих принципиальное отношение к взаимности в российском междуна­родном частном праве: 1) применение иностранного закона не зависит от взаимности (это правило можно рассматривать как принцип международного частного нрава). 2) соблюдение взаимности может быть преду­смотрено отдельными законами, и тогда норма иностранного права должна применяться только при наличии взаимности; 3) если применение нормы иностранного права поставлено в зависимость от взаимности, то считается, что взаимность существу­ет до тех пор, пока не будет доказано обратное (презумпция на­личия взаимности). Иначе говоря, если решение конкретного вопроса российский закон связывает с наличием взаимности, суд должен решать этот вопрос, исходя из того, что взаимность существует. В каждом конкретном случае суд не обязан выяснять, существует ли взаимность. Вопрос об отсутствии взаимности может быть поставлен стороной в качестве основания для отказа в применении ино­странного права либо отказа в признании субъективных прав иностранца со ссылкой на определенные обстоятельства. Вопрос о взаимности может быть поставлен и судом, если у него существуют какие-то сомнения о ее наличии. В этих и других подобных случаях необходимо доказать отсутствие взаимности.

Применение права непризнанного государства. В дипломатической и судебной практике нередко возникает вопрос о применении зако­нов непризнанного государства или государства с непризнаваемым правительством. Известно немало судебных решений, исходящих из того, что непризнанное государство юридически не существует, и потому его законы не подлежат применению. Такого рода реше­ния были основаны на конститутивной теории признания, согласно которой признание делает государство субъектом международного права. Эта теория ушла в прошлое. Ныне считается, что междуна­родно-правовая правосубъектность государства не зависит от дипломати­ческого признания и, следовательно, оснований для дискриминации непризнанного государства в международном праве нет.

Кроме того, можно рассказать о публичном порядке. Но это отдельный вопрос. (См №20)