Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Monteskye_Sh_L_-_Persidskie_pisma_Razmyshleni

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
30.45 Mб
Скачать

ЦФС

СОЦНЛЛЬПЛЯ ТЕОРИЯ. ПОЛИТИКА И ПРЛВО

CHARLES-LOUIS DE

MONTESQUIEU

LETTRES PERSANES

1721

DE LA GRANDEUR ET DE LA DECADENCE

DES ROMAINS

1734

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ РАН

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

ШАРЛЬ ЛУИ

МОНТЕСКЬЕ

ПЕРСИДСКИЕ

ПИСЬМА

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ

ВЕЛИЧИЯ И ПАДЕНИЯ РИМЛЯН

МОСКВА

КАНОН-ПРЕСС-Ц

кучково ПОЛЕ

2002

У Д К

3 2

 

 

ББК

6 6 . 0 1

 

 

 

М77

 

 

 

 

CIVITASTERRENA:

 

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ПОЛИТИКА И ПРАВО

С е р и я основана в

1 9 9 8 году

Ц е н т р о м Ф у н д а м е н т а л ь н о й

 

С о ц и о л о г и и

и и з д а е т с я

под общей р е д а к ц и е й

С. П . Б а н ь к о в с к о й , Н . Д . С а р к и т о в а и А . Ф . Ф и л и п п о в а

Ответственный

редактор

Г. Э.

Кучков

Монтескье Ш. Л.

М77 Персидские письма. Размышления о причинах ве­ личия и падения римлян / Пер. с φρ.; Вступ. ст. и коммент. Н. Саркитова. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2002. — 512 с. (Малая серия «CIVITAS TERRENA» в серии «Публикации Центра Фундаменталь­ ной Социологии»),

Очередная книга большой серии «Публикации ЦФС» (малая се­ рия «CIVITASTERRENA») включает два из трех основных произведений великого французского философа-просветителя, основоположника гео­ графической школы в социологии Шарля Луи Монтескье: философский роман-трактат «Персидские письма» и социально-философско-истори- ческий трактат «Размышления о причинах величия и падения римлян»

Монтескье отличался огромным историческим кругозором, что'на­ шло отражение в его «Размышлениях о причинах величия и падения римлян», которые содержат многочисленные сведения по гражданской истории, истории права и государства, истории быта и семейных отно­ шений. Для более полного восприятия изложенных в этой работе идей, издательство снабдило ее подробнейшими историческими и фактологи­ ческими комментариями.

Книга предназначена для социологов, политологов, правоведов, фи­ лософов, историков и всех изучающих эти дисциплины.

ISBN 5-86090-047-3

УДК

32

 

ББК

66.01

©Н. Д. Саркитов. Вступительная статья; комментарии, 2002

©Название серии CIVITASTERRENA является зарегистрированным товарным знаком, 1998

©Издательство «КАНОН-пресс-Ц». Составление, оформление серии, знак серии, 1998.

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

Шарль Луи Монтескье является одним из ранних предста­ вителей просветительской философии XVIII в., идейным пред­ шественником французской буржуазной революции. Будучи самым старшим в кругу просветителей, он, вместе с Вольте­ ром, открывал век французского Просвещения. Однако для нас здесь особенно важна роль Монтескье как одного из круп­ нейших и важнейших социальных философов (социологов) того периода: он глубже многих других своих современников по­ ставил вопрос о закономерностях и движущих силах разви­ тия общества. Наиболее полно, ярко, последовательно, в строго научной форме общесоциологические, правовые и политоло­ гические взгляды и убеждения этого мыслителя были выра­ жены в его монументальном труде «О духе законов»*.

Одновременно с этим Монтескье прочно вошел в историю французской литературы. Его знаменитые «Персидские пись­ ма», публикуемые в данной книге, являются одним из самых ярких образцов философской художественной прозы, в кото­ ром в лицах, ярких образных картинах и живой речи пред­ ставлены политические и социальные доктрины мыслителя.

Монтескье родился 18 января 1689 г. (т. е. ровно за 100 лет до начала французской буржуазной революции) в замке ЛаБрэд недалеко от города Бордо в семье небогатого дворянина де Секонда. Одиннадцатилетний Шарль был отдан в духов­ ное училище — ораторианский коллеж в селе Жюильи около Mo, в котором пробыл пять лет, до 1705 г., а потом принялся за изучение права, готовясь к деятельности судьи. Его без­ детный дядя, богатый аристократ, занимавший наследствен­ ный пост президента парламента (председателя суда) в Бор­ до, завещал ему свое имя (Монтескье), состояние и должность. Это предопределило жизненный путь будущего писателя и

* Откомментированное и сверенное двухтомное издание трактата «О ду­ хе законов» со вступительной статьей о жизни и социально-философских взглядах Монтескье, написанной А. Б. Гофманом, готовится нашими изда­ тельствами в будущем году.

6 H. Саркитов

ученого, по необходимости занявшегося практической дея­ тельностью в области права. Но поскольку с юных лет буду­ щий автор «Духа законов» проявил склонность к научным изысканиям, он начал применять их сначала в сфере своей профессиональной судейской деятельности, очень скоро вый­ дя за ее пределы и увлекшись исследованиями в самых раз­ ных сферах науки. Заняв должность, унаследованную от дяди, он вскоре был избран членом Бордоской академии, в трудах которой принял самое деятельное участие.

Монтескье выступил с рядом исследований по различным вопросам гуманитарных и точных наук: «О морском приливе и отливе», «О тяжести», «О прозрачности тел», «Об относи­ тельном движении», «Проект физической истории земли в прошлом и настоящем» и др., а также о «Политике римлян в религиозных делах», «О системе идей» и т. д.

В 1720 г. Монтескье закончил «Персидские письма», ко­ торые издал анонимно в следующем году. (Издание «Персид­ ских писем» стало серьезным препятствием для его избрания академиком во Французскую академию. Книга даже была под­ вергнута церковному запрещению.)

После «Персидских писем» Монтескье уже не обращался серьезно к художественному творчеству. Правда, он написал две галантные поэмы в духе тогдашней классицистической поэзии-— «Храм в Книде» и «Путешествие на Пафос». Этим поэмам сам Монтескье не придавал большого значения. Он всецело отдался исследовательскому труду в области истори­ ческих и юридических наук. Мысли, изложенные в «Персид­ ских письмах», не переставали волновать писателя. Он ре­ шил проверить правильность своих взглядов на политические учреждения, законодательство, различные государственные системы и для этого отправился в путешествие по Западной Европе. В течение трех лет (с апреля 1728 по апрель 1731 г.) он жил вне Франции, серьезно и основательно изучая соци­ ально-политическое устройство Италии, Голландии, Герма­ нии и особенно Англии. На родину он вернулся убежденным сторонником английских политических учреждений.

Вскоре после возвращения во Францию в 1734 г. Монте­ скье издал сравнительно небольшую работу «Размышления о причинах величия и падения римлян», в которой теперь уже не в аллегорической, а в научной форме изложил основные идеи «Персидских писем».

Однако венцом всей научной и литературной деятельнос­ ти Монтескье была книга «О духе законов», над которой он работал двадцать лет. В ней он привел в систему свои фило­ софские, социологические, правовые, экономические и исто-

Шарль Луи Монтескье. Вступительная статья

7

рические взгляды, в той или иной степени затронутые в его более ранних трудах и особенно в «Персидских письмах» и в «Размышлениях о причинах величия и падения римлян».

Издав в 1748 г. «Дух законов», Монтескье уже больше не предпринимал попыток начать работу над каким-либо новым трудом. Его силы иссякли, зрение ослабло, глаза едва разли­ чали окружающие предметы. Монтескье уже не мог читать. В/1754 г. до него дошли слухи о том, что французский про­ фессор Ла Бомель, выступивший в Датском университете с пропагандой изложенных в «Духе законов» идей, арестован в Пруссии полицией Фридриха II и передан французскому правительству. Монтескье счел своим гражданским долгом помочь посаженному в Бастилию смелому распространителю его идей. Он покинул замок Ла-Брэд, приехал в Париж, но в хлопотах об освобождении профессора Ла Бомеля заболел и 10 февраля 1755 г. умер.

Философский роман-трактат «Персидские письма» напи­ сан от лица перса, путешествующего по Европе и критикую­ щего французскую жизнь с позиции человека, который при­ вык жить в условиях восточной деспотии, но который видит в монархической Франции еще более деспотические поряд­ ки. Монтескье таким образом рассматривает два типа госу­ дарства: восточную деспотию и европейскую монархию, про­ тивопоставляя им республику, как гораздо более прогрессив­ ный тип государства. Содержание романа раскрывается в пись­ мах Узбека, его друзей, евнухов и жен. Такая форма повест­ вования давала автору большую свободу, тем более что прихо­ дилось касаться весьма острых политических вопросов и не­ обходимо было в какой-то степени обмануть бдительность ко­ ролевской цензуры, облечь тенденциозное политическое вы­ ступление в легкую и увлекательную переписку «дикарей», обменивающихся мнениями о европейской «цивилизации».

Монтескье проводит мысль о том, что несправедливая, по­ пирающая интересы народных масс власть французских ко­ ролей превосходит тираническую власть восточных султанов и падишахов. Если персы беспрекословно подчиняются свое­ му монарху, уверяет Монтескье, то они это делают не заду­ мываясь. Во Франции люди сознательно служат своему дес­ поту, т. е. являются убежденными холопами короля.

Монархия, тем не менее, имеет, по воззрениям Монтескье, ряд преимуществ перед деспотией. В ней больше свобод, что отмечает в своих письмах Узбек, в ней женщина находится не в таком угнетенном состоянии, как в Персии. В монархии гос­ подствующим стимулом, сдерживающим или побуждающим

8

H. Саркитов

людей к действию, становится честь, тогда как в деспотии та­ ким стимулом является страх. Однако в любое время монар­ хия может легко переродиться в деспотию. В этом ее порок.

Одним из основных положений просветительского учения об обществе было признание того факта, что деспотизм ниве­ лирует людей, подавляет свободное проявление индивидуаль­ ности. Французские просветители создали учение о естествен­ ных правах человека. Они утверждали, что сама природа да­ ровала людям право на счастье, свободу, удовлетворение ес­ тественных физических и духовных потребностей. Полити­ ческий режим и законодательство должны, по воззрениям просветителей, утверждать этот разумный, естественный по­ рядок вещей; если же правительство и законы нарушают его, подрывают его основы, противоборствуют ему, то народ впра­ ве отвергнуть и правительство и законы, противоречащие это­ му естественному порядку. Впервые это основополагающее революционное учение просветителей начало разрабатывать­ ся именно Монтескье в его «Персидских письмах» на приме­ ре повествования о нравах восточных гаремов. Бунт одной из наложниц Узбека, Роксаны, против законов Гарема, зако­ нов, противоречащих естеству, приобретает в романе глубо­ кий философский и политический смысл. «Я заменила твои законы законами природы»,— гордо заявляет Роксана.

Наиболее прогрессивное значение имела мысль Монтескье о том, что республика не менее закономерна, чем монархия. Несмотря на свое сочувствие просвещенной монархии, Монте­ скье находит во всемирной истории доказательства известных преимуществ республиканского строя перед монархическим. В «Персидских письмах» Монтескье полемизирует с феодаль­ ной историографией, не замечающей республиканских форм правления. Он обращается для этого не только к истории Древ­ ней Греции, Древнего Рима или Карфагена, но намекает на то, что на определенной стадии развития и в Италии, и в Испании, и в Германии существовала республиканская фор­ ма правления. Историю Древней Греции он рассматривает как историю постепенного освобождения ее населения от монар­ хической власти.

В более поздних «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» Монтескье теперь уже не в иносказатель­ ной форме, а прямым текстом на примере римской истории попытался доказать, что только там, где граждане свободны и независимы (хотя о какой свободе и независимости можно вести речь применительно к рабовладельческому обществу), где господствуют республиканские нравы, общество в состоя­ нии успешно развиваться. В странах, где граждане отказыва-

Шарль Луи Монтескье. Вступительная статья

9

ются от свободомыслия и становятся на путь рабства, госу­ дарство теряет свое величие и в конечном счете терпит пора­ жение от внутренних и внешних врагов. Римляне были силь­ ны и могущественны, пока придерживались принципов сво­ боды; деспотизм их погубил. Деспотизм развратил римлян, ослабил их силы, изнежил в безрассудной роскоши, подорвал нравственные устои общества.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» заслуживают внимания и как попытка увидеть в истории закономерный процесс. Не рок и случай, а глубокие причи­ ны, лежащие в жизни народа, обусловливают ход истории.

Исходным постулатом социально-философского учения Монтескье, которого прежде всего интересовал вопрос о том, является ли история хаосом случайных индивидуальных со­ бытий, или в человеческом обществе действуют объективные, не зависящие ни от Бога, ни от людей, законы, было пред­ ставление о том, что климат, почва и состояние земной по­ верхности определяют дух народа и характер его обществен­ ного развития. Всеобщие законы истории определяются так­ же комплексом социальных факторов: производством, соб­ ственностью, принципами правления, обычаями и религией. Подчеркивая объективность некоторых основополагающих за­ конов общественного развития, Монтескье по существу рас­ сматривает их как законы природы, продолжающие действо­ вать в обществе. Он выступает в качестве одного из главных представителей географической теории общественного разви­ тия, т. е. считает географическую среду решающей причиной возникновения и существования различных форм государст­ венной власти и законодательства. Однако географическую теорию Монтескье (с точки зрения современной науки наив­ ную и по большей части ошибочную) нельзя отождествлять с более поздними реакционными географическими учениями расистского толка. Монтескье отнюдь не собирался доказы­ вать превосходство одних народов над другими. Ссылками на решающую роль климата в деле формирования людей он лишь хотел доказать, что ход истории· зависит от чисто естествен­ ных причин, и наука в состоянии понять закономерности об­ щественной жизни.

Рассматривая географическую среду как главную движу­ щую силу общественного развития, Монтескье попытался от­ ветить на вопрос о конкретных причинах возникновения чело­ веческого общества и происхождения государства. Здесь он целиком в духе теории естественного права (Гроций и Спино­ за в Голландии, Гоббс и Локк в Англии) доказывал, что пер­ воначально люди жили в естественном догосударственном