Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
B_V_Volzhenkin_Korruptsia.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
269.82 Кб
Скачать

52

Санкт-Петербургский юридический институт

Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Б.В. ВОЛЖЕНКИН

КОРРУПЦИЯ

Санкт-Петербург

1998

ББК 67.99(2)8

Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». – СПб., 1998. – 44 с.

В данной работе автор приводит трактовку юристами коррупции как социального явления, выражая при этом свою позицию понимания данного термина, анализирует причины распространенности коррупции в современной России, данные криминологических исследований, комментирует положения российских и зарубежных нормативных актов, регулирующих поведение государственных служащих, предусматривающих меры предупредительного характера и уголовно-правового воздействия в целях борьбы с коррупцией.

I. Понятие коррупции. Коррупция как социальное явление

(С. 5) В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуа­цию в современной России, а также положение дел с преступно­стью, не обходится без упоминания коррупции. Однако само понятие «коррупция» не имеет легального определения и под­час используется с разным содержанием.

Этимологически термин «коррупция» происходит от латин­ского слова corruptio, означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции. «Хотя понятие кор­рупции, – говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамбле­ей ООН 17 декабря 1978 г., – должно определяться националь­ным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обя­занностей или по причине этих обязанностей в результате тре­буемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие»1. Здесь таким образом под корруп­цией понимается подкуп, продажность должностных лиц (пуб­личных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Такое понимание коррупции существует и в современной отечественной криминологии. Например, А.И. Долгова опре­деляет коррупцию как «социальное явление, характеризующее­ся подкупом – продажностью государственных или иных слу­жащих и на этой основе корыстным использованием ими в лич­ных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах офици­альных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»1. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог Н.Ф. Кузнецо­ва2.

Однако существует и представляется правильным более ши­рокое понимание коррупции как социального явления, не сво­дящегося только к подкупу, взяточничеству.

(С. 6) Так, по мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью как результат ее использования в лич­ных целях, которые не обязательно должны быть материальны­ми; а К. Фридрих считает, что коррупция – это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет3. Более развернуто определяет коррупцию Дж. Най – как поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием частных (инди­видуальных, семейных, частной клики) материальных или ста­тусных целей либо нарушает правила, запрещающие опреде­ленные виды относительно частного влияния4.

Краткое и емкое определение коррупции содержится в Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это зло­употребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»5. В этом же ключе говорил о коррупции ми­нистр юстиции Нидерландов, выступая в июне 1994 г. на кон­ференции европейских министров в Мальте. По его мнению, коррупция представляет собой более широкое понятие, чем подкуп должностного лица. «Коррупция – это скорее злоупот­ребление властью или, более точно, нечестное поведение в про­цессе принятия решений»6.

Авторитетный юридический словарь Генри Блэка определя­ет коррупцию как: «деяние, совершенное с намерением предос­тавить некое преимущество, не совместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц; дея­ние должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, проти­воположных обязанностям и правам других лиц»1.

(С. 7) В одном из последних международных документов, направ­ленных на борьбу с коррупцией, а именно в Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами – участниками Организации американских государств 29 марта 1996 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, названы следующие «случаи коррупции»:

– вымогательство или получение прямо или косвенно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет го­сударственные обязанности, любого предмета, имеющего де­нежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несо­вершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам;

– любое действие или несовершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или ли­цом, выполняющим государственные обязанности, в целях не­законного получения выгоды для себя или третьего лица;

– мошенническое использование или сокрытие имущества, по­лученного в результате совершения указанных действий;

– ненадлежащее использование правительственным чиновни­ком или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущест­ва, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чинов­ник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие или в процессе ис­полнения своих обязанностей;

– ненадлежащее использование правительственным чиновни­ком или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого рода сек­ретной или конфиденциальной информации, которую этот чи­новник или лицо, выполняющее государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей;

– переадресование правительственным чиновником независи­мому учреждению или частному лицу в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государст­ву движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения с целью распоряжения, хранения или по другой причине1.

(С. 8) Подобный взгляд на коррупцию поддерживается многими российскими криминалистами и криминологами. Приведем несколько характерных определений.

«...Коррупция – это явление в сфере социального управле­ния, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле – индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях» (Г. К. Мишин)2.

«Коррупция – это использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» (В.С. Комиссаров)1.

«Коррупция как социальное явление – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чи­новниками своего служебного положения в корыстных целях» (Г.Н. Борзенков)2.

«Коррупция – ...социальное явление, заключающееся в ко­рыстном использовании должностным лицом органов государ­ственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения» (П.А. Кабанов)3.

Коррупция начинается тогда, – полагают авторы доклада «Коррупция в России» Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, – когда цели, установленные правом, общественно одоб­ряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, во­площенными в конкретных действиях. Поэтому коррупция ха­рактеризуется ими как «злоупотребление служебным положе­нием в корыстных целях»4.

Таким образом, представляется, что коррупция это соци­альное явление, заключающееся в разложении власти, когда госу­дарственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномо­ченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

(С. 9) Яркую характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравствен­ного состояния и способности государственного аппарата ре­шать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означа­ет понижение предела его выносливости, так для общества ус­талость от коррупции означает понижение его сопротивляемо­сти»1.

Историко-правовые исследования неопровержимо доказы­вают, что коррупция существовала в обществе всегда, как толь­ко возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «...известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладаю­щий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом на­правлении, пока не достигнет положенного ему предела»2.

Однако размеры коррупции в разное время и в разных стра­нах далеко не одинаковы, что определяется рядом обстоя­тельств. Как правило, уровень коррупции выше в развиваю­щихся странах, но и в странах с развитой рыночной экономи­кой это явление – распространенное зло.

Международная общественная организация «Трансперенси Интернешнл» («Международная гласность»), ставящая своей задачей противодействие коррупции в бизнесе как на междуна­родной арене, так и на национальном уровне, в бюллетене за май 1994 г. отметила: «Феномен "коррупции" носит глобаль­ный характер. Она стала привычным явлением во многих веду­щих индустриальных государствах, богатство и устойчивое положение, традиции которых позволяют, однако, скрыть раз­мах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам. Коррупция широко распространена уже и в развивающихся странах, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, которые переживают в настоящий период процесс трансформации централистских систем. Нет таких стран, будь они богатые или бедные, которые могли бы претен­довать на исключительное целомудрие».

В результате операции «Чистые руки», начавшейся в 1992 г. в Милане и затронувшей самые высокие круги, перед судом предстало более 700 бизнесменов и политических деятелей. На конференции по проблемам борьбы с коррупцией, проходив­шей в сентябре 1996 г. в Берлине, сообщалось о многочислен­ных случаях расследования коррупции в крупных городах ФРГ: во Франкфурте на Майне более 1000, в Мюнхене – около 600, в Гамбурге – около 400, в Берлине – около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тыс. случаев взяточни­чества. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке ино­странных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей, многие другие учреждения. Наиболее сильно коррупцией зара­жена строительная индустрия1.

(С. 10) Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества подчеркивается, что корруп­ция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных реше­ний и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет вла­сти, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов, проведение нужных экспертиз, получение налого­вых льгот, затрудняется доступ к государственным заказам «чужим» фирмам и т.д. Американский профессор В.М. Райсмен выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена»), прямой подкуп (т.е. «покупка не услуги, но служащего», «приобретение» должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интере­сах взяткодателя»)1.

В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие орга­низованной преступной деятельности на общество в целом» на второй сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН в апреле 1993 г. отмечалось, что коррупция государствен­ных должностных лиц всегда являлась одним из предпочти­тельных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия. Вы­плачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами органи­зованной преступности хорошим их инвестированием, своего рода накладными расходами, оправданными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести2.

(С. 11) Коррупция все более и более приобретает межгосударствен­ный характер. Не случайно стратегия и практические меры борьбы с коррупцией обсуждались на Восьмом (Гавана, 1990 г.) и Девятом (Каир, 1995 г.) конгрессах Организации Объединен­ных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, многочисленными семинарах и конферен­циях, проводимых международным сообществом. В резолюции Восьмого конгресса ООН «Коррупция в сфере государственно­го управления» отмечено, что проблемы коррупции в государ­ственной администрации носят всеобщий характер, и государ­ствам – членам ООН рекомендовано разработать администра­тивные и регулятивные механизмы для предупреждения кор­рупции и злоупотребления властью3.

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний, часть из кото­рых объявляется преступными и преследуется в уголовном по­рядке. Коррупционная преступность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для неза­конного извлечения личной выгоды.

Помимо коррупции в системе государственной и муници­пальной службы и среди лиц, привлеченных к публичному уп­равлению, коррупция существует в частном секторе, профес­сиональных союзах и политических партиях, в мире шоу-бизнеса, спорте.