Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

15_Brachnaya_diplomatia_i_dinasticheskiy_interes

.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
21.93 Кб
Скачать

15. Брачная дипломатия и династический интерес в средние века и раннее Новое время.

Династия (от греч. δῠναστεία — власть, господство) - в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.

Династический брак - это брак между представителями правящих династий разных государств. 

Династический принцип в европейской практике опирался на метафору королевской крови, близкую к логике римского права, которая для выражения родства пользуется словом «кровь» (jura sanguinis).

Правоприменение исходило из типично династического понимания короны как принципа суверенности, которая ставится выше персоны короля.

Начиная с XIV века «корона» обозначает королевские владения («владения короны», «доходы короны») и «династическую преемственность - цепь королей, в которой отдельная персона является лишь одним из звеньев.

Корона подразумевает:

    • неотчуждаемость земель и прав феодалов от королевских владений, потом от самого королевства;

    • dignitas и majestas отправления функции короля (постепенно отделяющуюся от личности короля).

Таким образом, постепенно, через идею короны и новое толкование идеи дома, превосходящего своих членов, проводится понимание автономной инстанции, независящей от личности короля. 

Династический принцип породил так называемую «брачную дипломатию».

«Брачная дипломатия» возникла в земледельческих обществах и была известна уже в древности (царь Соломон).

Древнекитайские императоры использовали брачную дипломатию для привлечения на свою сторону «северных варваров» – кочевников.

В Риме брачные связи использовались во внутриполитических целях. В имперский период брачная дипломатия не использовалась во внешнеполитических целях.

Династические связи и брачная дипломатия приобрели особое значение в средневековой Европе.

Персонификация власти, политическая раздробленность и феодальная иерархия привели к росту значимости личных связей, в том числе через брачные союзы.

Фактор кровного родства мог сыграть решающую роль в случае династического кризиса. Любой узурпатор стремился доказать свое родство со свергнутой династией (Каролинги, Капетинги, Тюдоры).

Особое значение династический принцип имел в вопросах наследования императорской или королевской короны.

В 800 г. Карл Великий возродил империю (Западная империя), которую тогда считали прямой наследницей Рима.

Поэтому династия Каролингов приобрела особое значение на Западе. Кровное родство с ними придавало претенденту на корону больше легитимности.

Включение в состав средневековой Германии Аахена – бывшей столицы империи Карла Великого – побудило императоров Саксонской династии возродить Римскую империю под своим скипетром (символика).

Во Франции каждая новая королевская династия пыталась представиться себя легитимной наследницей предшественников. Например, раннесредневековые сочинения о происхождении династии Каролингов пытались представить их близкими родственниками Меровингов – первой королевской династии франков.

Династический кризис во Франции в начале XIV в. после смерти последнего короля из династии Капетингов привел к международному конфликту – Столетней войне между Францией и Англией.

Некоторые историки называют Столетнюю войну войной двух династий – Плантагенетов и Валуа.

В 1154 г. королем Англии стал герцог Нормандский и граф Анжуйский Генрих Плантагенет, одновременно являвшийся вассалом французского короля.

Генрих, став английским монархом, по феодальному праву оставался вассалом французской короны по своим западнофранцузским владениям.

Французские короли вскоре начали успешную борьбу за отвоевание западных территорий, принадлежавших английским королям.

Однако династический кризис во Франции предоставил английскому королю Эдуарду III повод вторгнуться в 1337 г. во Францию.

Столетняя война 1337 – 1453 гг. завершилась победой Франции, но английские короли, даже из династий Тюдоров и Стюартов долгое время сохраняли в своем гербе «французские лилии», а в титуле «король Франции» как символическое отражение своих претензий на французский престол. Герб с французскими лилиями просуществовал до 1800 г.

Формально в 1453 г. Столетняя война так и не завершилась подписанием мирного договора. Англичане своего поражения не признали.

До середины XVI в. в руках Англии оставался порт Кале на французском побережье.

В 1475 г. английский король Эдуард IV попытался взять реванш и вторгся во Францию, но вскоре подписал мирный договор в Пикиньи.

На последнем этапе Итальянских войн в 1551-1559 гг. англичане вновь вторглись во Францию, но вскоре потеряли Кале.

Мирный договор в Като-Камрези закрепил присоединение Кале к Франции.

Династический принцип продолжал сохранять свое значение в европейской политике XVI-XVIII вв. Об этом свидетельствуют многочисленные военные конфликты – «войны за наследство».

Наиболее активно брачную дипломатию использовали в своих интересах Габсбурги.

В 1477 г. сын императора Фридриха III Габсбурга эрцгерцог Максимилиан женился на единственной дочери Карла Смелого – герцога Бургундии, погибшего незадолго до этого.

Пример эффективной брачной дипломатии – герцогство Бургундия.

Ее правители из династии Валуа на протяжении одного столетия путем выгодных браков присоединили к своим старым владениям области на севере Франции, Нидерланды и часть западных земель Империи.

Благодаря этому Карл Смелый – последний герцог Бургундии – называл себя Великим герцогом Запада и претендовал на королевский титул.

Сын Марии и Максимилиана Филипп Австрийский продолжил дом Габсбургов и стал родоначальником обеих его ветвей.

Он был отцом (от брака с кастильской принцессой Хуаной Безумной) императоров Карла V (предка испанских Габсбургов) и Фердинанда I (предка австрийских Габсбургов). Обе ветви сохраняли фамильные притязания на Нидерланды и другие бургундские владения. Дочь Маргарита Австрийская была штатгальтером Испанских Нидерландов.Однако брачная дипломатия Габсбургов имела и негативные последствия.

Окружив своими владениями Францию, Габсбурги спровоцировали военно-политическое противостояние, продолжавшееся почти полтора столетия («Валуа-Бурбоны против Габсбургов»).

Брачные союзы в доме Габсбургов в XVI-XVII вв. нередко заключались между близкими родственниками, что привело к вырождению испанской ветви династии в конце XVII в.

После смерти Карла II Испанского – последнего представителя Габсбургов в Мадриде – французский король Людовик XIV смог посадить на испанский престол своего внука Филиппа Анжуйского.

В 1701 г. началась война за Испанское наследство, завершившаяся в 1714 г. признанием прав Филиппа Анжуйского на престол.

Династический принцип в этой войне отстаивали Франция (завещание Карла II) и Империя (австрийские Габсбурги).

Однако Франция одновременно стремилась не допустить возрождения испанской ветви Габсбургов и нового окружения своих земель (интересы безопасности).

Англия, Нидерланды и ряд других европейских стран преследовали в войне геополитические и экономические интересы.

«Войны за наследство» (династические войны) в XVII в.:

  • Война за Мантуанское наследство (1628-1631), прямыми участниками которой были Испания и Франция.

  • Война за Пфальцское наследство (1688-1697), которая больше известна как «Война Аугсбургской лиги» («война Большого альянса», «война за Английское наследство», «Орлеанская война», «Девятилетняя война»).

Это была война между Францией и Аугсбургской лигой, или «третья война» Людовика XIV (1643-1715).

Сражения шли не только в Европе, но и в Северной Америке, где локальный конфликт был назван английскими колонистами Войной короля Вильгельма.

Поводом к войне стала смерть в 1685 г. пфальцского курфюрста Карла Виттельсбаха.

Его дочь была замужем за герцогом Орлеанским, братом французского короля Людовика XIV.

На этом основании Франция стала претендовать на большую часть Пфальца.

Против этого выступили многие европейские державы, составившие в 1686 году антифранцузскую Аугсбургскую лигу.

Другим конфликтом общеевропейского масштаба, поводом к которому послужили вопросы династического порядка, стала война за Австрийское наследство (1740-1748).

В 1713 г. император Карл VI, не имевший наследников мужского пола, опубликовал Прагматическую санкцию, в которой провозгласил наследницей дочь Марию-Терезию.

В 1740 г. Мария Терезия вступила на императорский престол. Но ее наследственные права стали оспариваться правителями Испании, Пруссии, Саксонии и Баварии. Прусский король Фридрих II предъявил права на Силезию. 

Война за Австрийское наследство принесла наибольшую пользу Пруссии.

В октябре 1748 г. на конгрессе в Аахене был заключен мир, согласно которому Фридрих II в обмен на признание «Прагматической санкции» получил Силезию и Глац. Пруссия вошла в кагорту великих европейских держав.

Австрия также уступила Парму, Пьяченцу и Гвасталу инфанту Дон-Филиппу и Сардинии уступлена часть Миланского герцогства.

Война за Австрийское наследство была последним конфликтом общеевропейского масштаба, поводом к которому послужили династические притязания.

Остальные «войны за наследство», имевшие место в XVI-XVIII вв., носили локальный характер:

    • 1570-1582: Война за ливонское наследство

    • 1580-1583: Война за португальское наследство

    • 1609-1614: Война за клевское наследство

    • 1726 г.: Война за курляндское наследство.

    • 1733-1735: Война за польское наследство

    • 1778-1779: Война за баварское наследство

По мере эволюции государства Нового времени династический принцип во внешней политике уступал место государственному интересу.Этому способствовало изменение природы монархии и отделение понятия короны от личности государя. Постепенно в политико-философских и юридических сочинениях Нового времени государство перестали рассматривать как личное владение монарха. Потеряла прежнее значение и брачная дипломатия.

Подтверждением этих изменений стала «дипломатическая революция» 1755-1756 гг.

Примирение Франции и Империи сопровождалось заключение брака между будущим королем Людовиком XVI и эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой.

Династический брак тем не менее не привел к прочному и длительному союзу между двумя монархиями. После Семилетней войны Франция перестала поддерживать внешнеполитические инициативы Австрии.

Французская революция разрушила многие феодальные институты и сделала династический принцип и брачную дипломатию бессмысленными в условиях новой эпохи.

Соседние файлы в предмете Политология