Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
56
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

— Нужно оценить обстановку.

К тому времени над городом опустились сумерки. Мы заползли с ним за угол здания и видим, как пять или шесть боевиков-ополченцев скрытно подбираются к нам. Говорю Ивану Алексеевичу:

— Командир, гранату.

Он с трудом достал из подсумка гранату РГД-5.

— Подсвечивайте, — говорю, — я их уложу «эфкой». Так и сделали. Находившиеся во дворе автобазы бойцы,

человек десять-пятнадцать, поползли за нами. Никогда не забуду их глаз. У одного, такого маленького и тщедушного паренька, ужас смешался с безысходностью. У другого, вы­ сокого и стройного, в душе тоже присутствовал страх за собственную жизнь.

Вобщем, как говорится, полная морально-психологи­ ческая неподготовленность людей к боевым действиям. Да

иоткуда ей было взяться, если нас не готовили к такой вой­ не, толком не объяснили, что и зачем. Тогда, во время ко­ ротких передышек между обстрелами, первое, что прихо­ дило в голову: опять нас подставили. Настолько все это было обидно и неприятно.

Вобщем, кинули мы гранаты. Но пройти дальше не уда­ лось. Боевики-ополченцы, засевшие на пожарных боксах, дружно открыли огонь. Меня зацепило в плечо. Одному из рядовых пуля попала в голову, и он навсегда остался ле­ жать там.

Пришлось опять отползти за угол. Ну, думаю, все — не выбраться отсюда. Сел на фундамент здания, прислонился к выщербленной от пуль стене.

Комбриг расположился рядом, положив голову на мое плечо. Он был очень слаб. Выругавшись, сказал: «Если вы­ живу, я этим сволочам скажу все, что о них думаю...» Это были его последние слова. Из-за угла донеслось: «С Новым годом! Получите подарочек...» — и... прилетела граната. Крутясь и шурша по щебню, вплотную подкатилась к нам. Взрыв! Я почти ничего не почувствовал — только шею обо­ жгло. А комбриг уронил голову.

Через некоторое время к нам пробились остатки одно­ го из взводов третьей роты во главе с начальником артил­ лерии бригады полковником Савченко.

153

Они пригнали с собой «Волгу», в багажник которой и погрузили тело мертвого комбрига. Я же с группой бойцов остался прикрывать их отход.

В салоне «Волги» пассажиров было, как сельдей в боч­ ке. Медленно двинулась она в сторону Дома печати. Мет­ ров через сто остановилась — лопнула шина. И тут уж бое­ вики никому живым из машины не дали выйти...

К Дому печати, где держал оборону второй батальон 81-го полка, я пробился с несколькими бойцами глубокой ночью. И, оказавшись среди своих, почувствовал такую ди­ кую усталость, что, найдя укромное местечко, тотчас заснул...»

С 1 января 1994 г. бои шли в различных районах Гроз­

ного.

Постепенно федеральные войска были втянуты в центр Грозного. Там им была устроена настоящая бойня. Со всех сторон, занявшие прекрасно оборудованные позиции, бан­ диты в упор расстреливали из орудий и гранатометов бро­ нетехнику, вновь оказавшуюся в ловушке в узких улицах города.

5 января в Грозном продолжались бои в районе Бароновского моста, ипподрома и железнодорожного вокзала.

Несмотря на тяжелейшие потери при новогоднем штур­ ме, российская армия вовсе не была «разгромлена», как об этом непрерывно вещали СМИ. Проявив традицион­ ные для нее упорство и быструю обучаемость в самых тя­ желых боевых условиях, отсеченные в Грозном части уже к концу первой недели сумели перейти к круговой оборо­ не и возродить классическую «сталинградскую» тактику уличных боев с созданием опорных пунктов в многоэтаж­ ных зданиях, использованием небольших мобильных штурмовьгх групп и снайперов.

Эффективно и умело стала применяться тяжелая артил­ лерия, огонь которой — и это очень важно — корректиро­ вался непосредственно частями, ведущими уличный бой.

Уже 6 января штурмовые отряды мотострелков и десан­ тников генерала И. Бабичева начали постепенно продви­ гаться к центру города (основные бои шли в центре Гроз-

154

ного, в районе «президентского дворца», железнодорож­ ного вокзала, 1-й городской больницы), а 8 января центр был практически локализован, так как российские снай­ перы и артиллерия практически почти полностью пере­ крыли движение по мостам через Сунжу.

С 7 по 9 января была предпринята новая попытка штур­ ма Грозного с севера и запада по направлению к центру города. Были заняты аэропорт и здание нефтяного инсти­ тута.

На этом этапе опять заметно отличился корпус генера­ ла Рохлина, который, после трагедии Майкопской брига­ ды, на какое-то время оставался один на один с основны­ ми силами дудаевской армии. Тем не менее ему удалось удер­ жаться, а затем начать продвижение к дворцу.

Подвергаясь постоянным контратакам со стороны ос­ новных сил Дудаева, 8-й корпус Рохлина, которому были переподчинены также остатки разбитых в новогоднюю ночь частей ударной группировки, по словам самого гене­ рала, «не сдал ни одной занятой позиции, не потерял ни одного пленного, не оставил врагу ни одного трупа».

7 января федеральные войска в Грозном провели пере­ группировку и были переподчинены генералам Л.Я. Рох­ лину (группировка «Север») и И.И. Бабичеву (группиров­ ка «Запад»).

По данным зарубежных источников, на 10 января по­ тери федеральных войск составляли около 1100 человек и более половины из введенных в Грозный 250 единиц бро­ нетехники.

18 января группировки ФС «Север» и «Запад» соедини­ лись в центре Грозного. Штурм центра города продолжал­ ся до 19 января. Группы генералов Рохлина и Бабичева двигались навстречу друг другу, методично перемалывая дудаевскую армию и овладевая центральным районом Гроз­ ного. В ночь с 18 на 19 января чеченские отряды покинули президентский дворец.

Утром 19 января разведбатальон 20-й гвардейской Вол­ гоградской дивизии (авангардной и, по оценке экспертов, лучшей части корпуса Рохлина) проник в президентский

155

Тактика действий незаконных вооруженных формиро­ ваний в Грозном была элементарно проста, но эффектив­ на*. Основным преимуществом чеченцев являлось отлич­ ное знание города, относительно легкое вооружение (автомат, гранатомет с запасом гранат, противотанковые гранаты). Это позволяло им легко и оперативно манев­ рировать.

Среди чеченских боевиков были, несомненно, хорошо подготовленные снайперы-гранатометчики, которые для остановки движения колонны и блокирования бронетех­ ники федеральных войск на узких улицах поджигали голов­ ную и замыкающую машины кумулятивными гранатами.

Лишившись маневра, другие машины становились хо­ рошими целями для боевиков. Снайперы-гранатометчики тем временем перемещались на другие позиции, а танки, БТРы и БМП расстреливались интенсивным многоуров­ невым (поэтажным) гранатометным огнем из близлежа­ щих домов.

Боевики прекрасно знали, что дополнительные топлив­ ные баки у БМП расположены в дверях десантного отде-

------------------------------------------------------------------------------------------

* Источник: Н.Н. Новичков, В.Я. Снеговский, А.Г. Соколов, В.Ю. Шварсв. Российские вооруженные силы в чеченском конфликте. Париж; Москва, 1995. С. 36—42.

156

ления, а броня БМП не выдерживала удара кумулятивной гранаты.

Уцелевший десант либо покидал горящую машину, по­ падая под прицельный огонь стрелкового оружия, либо оставался внутри нее.

При недостаточном количестве боевиков на некоторых участках использовались так называемые ловушки. Специ­ ально оборудованная огневая точка в здании внезапно от­ крывала огонь по головной машине колонны.

Танк или БМП останавливался (экипажи не были под­ готовлены к ведению стрельбы с ходу), чтобы навести пуш­ ку и уничтожить ее. В это время рассредоточенные в до­ мах боевики начинали обстрел из РПГ всей остановившей­ ся колонны бронетехники.

Артиллеристам очень трудно было засечь чеченские огневые позиции, Минометные расчеты не оставались на огневых позициях и действовали как «кочующие» подраз­ деления.

Установленные на «Нивах», КамАЗах, трамвайных и железнодорожных платформах минометы занимали зара­ нее выбранные позиции с привязкой на местности и, про­ изведя 3—4 выстрела, уходили в укрытие. Аналогичным об­ разом действовали и мобильные группы гранатометчиков, располагавшиеся на специально оборудованных легковых автомашинах со снятыми крышами и задними сиденьями.

Наличие подобных мобильных групп давало возмож­ ность оперативно организовывать противотанковые зас­ лоны на наиболее угрожаемых направлениях и обеспечи­ вало маневр снайперам-гранатометчикам.

Минометные обстрелы, как и точный снайперский огонь, явились основной причиной больших потерь фе­ деральных войск. Действиями артиллеристов и миномет­ чиков чеченских формирований лично руководил началь­ ник штаба ВС Чечни А. Масхадов. В свое время он служил в Южной группе войск, неоднократно побеждал на артил­ лерийских состязаниях.

Используя имеющиеся танки, чеченцы старались вес­ ти скоротечную стрельбу из них в центре города, находясь под прикрытием многоэтажных домов. После нескольких выстрелов танк быстро менял огневую позицию, а ответ-

ный огонь федеральных войск наносился, как правило, по жилому дому, был неэффективным и приводил к потерям среди мирного населения.

Чеченцы научились ловко дезориентировать корректи­ ровщиков огня, нередко создавая ситуации, когда «наши бьют по нашим». Так, в ночь накануне взятия президентс­ кого дворца российская установка «Град» накрыла свою же разведроту в районе аэропорта.

Чеченские снайперы при ведении огня старались по­ пасть в ноги выбранной цели. Когда к раненому подбега­ ли другие российские солдаты, чтобы забрать его, то и тем тоже старались попасть в ноги. Так «отстреливали» чело­ века три, а потом методично добивали. Только после боль­ ших потерь был получен приказ о выносе раненых россий­ ских военнослужащих в темное время суток.

По заявлению самих боевиков, недостатка в вооруже­ нии и боеприпасах в течение декабря — января они не ис­ пытывали. Вооружение и боеприпасы поступали к ним с юго-запада в размерах не меньших, чем получала федераль­ ная армия. По некоторым источникам, снабжение шло через Ингушетию из самой России.

В жилых домах боевики в дверных проемах устанавли­ вали на растяжке гранаты, прикрепляя к ним тротиловые шашки. Заметить тонкую нить при штурме здания было непросто, а в ночное время практически невозможно. Применялось минирование и тел погибших российских солдат. Минировались также и наиболее опасные участки возможного прорыва федеральных войск.

Главным недостатком в действиях чеченских формиро­ ваний (по мнению начальника штаба вооруженных сил Чечни А. Масхадова) являлось то, что они не умели ока­ пываться. Только после больших понесенных потерь по­ левым командирам удалось заставить окапываться чечен­ ских бойцов, хотя делали они это крайне неохотно.

Согласно свидетельству командовавшего 8-й армией Льва Рохлина, дудаевские «воины аллаха» зверски убива-

158

ли, насиловали, пытали пленных и раненых солдат. Зве­ рье глумилось и над сочувствовавшими федеральным вой­ скам мирными жителями и просто попавшими под руку с не меньшим удовольствием, чем над трупами убитых.

Дудаевцы пошли на самый коварный и подлый шаг, — вспо­ минал Рохлин. — Накануне штурма они вывесили в окнах Со­ вмина трупы наших солдат. На это было трудно смотреть. Но к тому времени мы уже не первый раз сталкивались с жестокос­ тью боевиков. Еще в первые дни штурма мы обнаружили захоро­ нение десантников, трупы которых были обезглавлены. Потом находили трупы наших солдат со вспоротыми животами, наби­ тыми соломой, с отрезанными конечностями и следами иных из­

девательств. Врачи, обследуя трупы, утверждали, что издевались над еще живыми людьми.

А вот «демократическая» пресса признавалась бандита­ ми за «своих». Во время наибольшего накала боевых дей­ ствий «министр пропаганды Ичкерии» Удугов по радио передал, чтобы «независимые журналисты» вывесили на дверях тех помещений, где они находятся, таблички со словами «Пресса», а боевики тогда будут убивать только солдат.

При штурме Грозного основные бои разворачивались в центре города, который представлял собой застройку из многоэтажных домов и в которых большую часть населе­ ния составляли русские.

В то же время одноэтажные строения пригорода, где в основном проживало чеченское население и откуда посто­ янно шла подпитка передовой, практически не обстрели­ вались, т. е. «материальная» база среднего чеченского опол­ ченца сил самообороны не была затронута при практичес­ ки полном уничтожении многоэтажных домов в центре города и нанесении существенных потерь русскоязычно­ му мирному населению. Находясь в своем городе, ополчен­ цы вели бои с российскими войсками как бы «на чужой» территории.

16 января в 5.20, когда Совмин был почти полностью за­ нят подразделениями группировки генерала Рохлина, один из бандитских командиров (позывной Ангел-1) передал

159

Масхадову (позывной Циклон): «Появились трусы. Они не пошли в Дом парламента. Их надо расстрелять». В 5.45 Циклон передал: «ЭТО НАШ ПЕРВЫЙ ПРОИГРАННЫЙ БОЙ».

В тот же день в 14.30 в «Журнале боевых действий» была сделана следующая запись:

«Из источника, бывшего в президентском дворце e: в нем нахо­ дится 100-120 боевиков, которыми руководит Басаев - коман­ дир абхазского батальона. Чтобы избежать исчезновения Дудае­ ва, Басаев заменил его охрану на своих людей...»

Если бы в тот момент удалось перекрыть отход банди­ тов из дворца, война в Чечне была бы окончена, так как ни один из главных дудаевских командиров не ушел бы. Однако эта война была кому-то очень нужна.

В частности, вызывают вопросы не только подобные «исчезновения», но и те случаи, когда армия действовала с наибольшим успехом и минимальными жертвами, а на нее оказывалось давление с целью принудить изменить этот оправдывавший себя тип действий.

По словам К. Мяло, так было и тогда, когда генерал Лев Рохлин, задачей которого было войти в Грозный с севера по Петропавловскому шоссе, изменил первоначальный план, ибо проведенная им разведка показала, что здесь его части поджидают засады боевиков. (Это говорит и о том, что для дудаевцев не были тайной ни сроки начала опера­ ции, ни маршруты движения войск.) Рохлин сымитировал движение по шоссе силами одного батальона, основные же силы корпуса провел «огородами».

Именно благодаря этой военной хитрости ему удалось застать врасплох и уничтожить значительную чеченскую группировку, почти без потерь войти в город через аэро­ порт «Северный» и закрепиться на консервном заводе.

Однако ему пришлось выдержать большое давление «сверху» и даже угрозы «снять погоны», если он не вернется на Петропавловское шоссе, к поджидающим корпус засадам.

К началу февраля тактика ведения боевых действий в городе несколько изменилась: чеченские формирования

160

пытались разбивать подразделения федеральных войск на небольшие группы и уничтожать их поодиночке. Цент­ ральные улицы Грозного удалось очистить от бандитов лишь к 6 февраля, когда организованное сопротивление дудаевских боевиков в центральных регионах Грозного было сломлено.

9 февраля отступившие из Грозного на юг чеченские отряды остановили продвижение федеральных войск в пригородах Грозного на рубеже шоссе Ростов—Баку. Отря­ ды НВФ под командованием Шамиля Басаева остались в южном районе Грозного — Черноречье.

С 16 по 19 февраля по приказу из Москвы была достиг­ нута «договоренность о прекращении огня для обмена ра­ неными и военнопленными». Она дала боевикам неболь­ шую передышку и позволила покинуть город основной части НВФ.

19 февраля передышка закончилась — Д. Дудаев заявил «о переносе войны в российские города». Тем не менее правительство России заявило о «готовности к политичес­ кому урегулированию», одновременно предупредив об «адекватных мерах против вооруженных провокаций» только 20 февраля.

К21 февраля Грозный был окончательно блокирован со всех направлений. В то же время ОМОН и ВВ МВД РФ прочесывали контролируемые федеральными силами рай­ оны Грозного.

К22 февраля 1995 года столица Чечни была в основ­ ном очищена от немногочисленных дудаевцев, остатки которых ушли через предусмотрительно оставленную кемто «форточку» на южной окраине города. Основные бое­ вые действия из Грозного стали перемещаться в южные районы Чечни (Гудермес, Самашки, Бамут).

Год 1995-й

Хотя основные боевые действия января—февраля 1995 г. велись в Грозном, боестолкновения имели место и вне чеченской столицы.

4 января ОМОН и внутренние войска МВД России про­ вели операции по изъятию оружия и проверке паспорт-

161

ного режима в н/п Гвардейское и Беной-Юрт в Надтереч­ ном районе, а также в Шелковском районе.

5—6 января бои шли в районе станицы Ассиновская. Были также проведены операции ОМОНа и внутренних войск МВД России в населенных пунктах Червленная, Ас­ синовская, Ищерская, Николаевская, Новый Шарой.

8 января в 30 км южнее Грозного в плен были захваче­ ны 47 военнослужащих 22-й обр-сн.

26 января в районе Хасавюрта (Дагестан) прошел об­ мен 41 военнослужащего 22-й обр-сн на задержанных че­ ченцев. Это был первый случай обмена пленными.

31 января федеральные войска провели первую опера­ цию по очистке от чеченских подразделений села Самашки.

1 февраля граница Чечни и Ингушетии была перекры­ та блок-постами.

Состав федеральных войск в начале февраля 1995 г. выглядел следующим образом:

«Юго-Восток»: 245-й мсп; 324-й мсп; 506-й мсп; пдп 104-й

вдд.

«Север»: 255-й мсп (20-й мед); 33-й мсп (20-й мед); 68-я орб (20-й мед); 74-я омсбр; 276-й мсп; 129-й мсп; пдб 7-й вдд; 876-й одшб СФ; 166-я омсбр; пдб 56-й овдбр.

«Запад»: 693-й мсп (19-й мед); 503-й мсп (19-й мед); пдп 76-й вдд; пдп 106-й вдд; пдб 21-й овдбр; 879-й одшб БФ; 165-й пмп. ТОФ.

• • •

13 февраля в станице Слепцовской на переговорах ко­ мандующего ОГ генерал-полковника А.С. Куликова и на­ чальника ГШ ВС ЧРИ А. Масхадова удалось достичь согла­ шения о перемирии. В Грозном произошел обмен списка­ ми военнопленных; обеим сторонам была предоставлена возможность найти и вывезти из города тела погибших. Перемирие должно было продолжаться до 18 часов 19

февраля.

18 февраля обеими сторонами были предприняты дей­ ствия, нарушающие его. С первой половины дня федераль-