Добавил:
ajieiiika26@gmail.com Делаю контрольные работы, курсовые, дипломные работы. Писать на e-mail. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

75 группа 2 вариант / Экология / Теория / Военные расходы 2

.txt
Скачиваний:
19
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
7.27 Кб
Скачать
В большинстве стран в избытке существуют и производятся все, в том числе и "запрещенные", виды вооружений, торговля которыми соперничает по прибыльности с подпольным наркобизнесом и продукцией фармацевтических фирм. О суперприбылях, сулимых торговлей оружием, свидетельствует расчет, приведенный в интервью (1994 г.) маршала Е.Н. Шапошникова. Если стоимость военных товаров, утверждает маршал, перевести в весовой эквивалент, то окажется, что 1 кг массы истребителя стоит 3000 дол. США, гражданского самолета – 1000, электронных устройств – 100, металлических лопат из алюминия – 1 дол. И хотя современный истребитель невозможно сделать без того же алюминия и электроники, чем выгоднее торговать – очевидно.
В лабораториях, институтах, на производствах и обслуживающих ВПК полигонах по-прежнему трудятся одни из лучших умов каждой страны. Сформировавшийся за 40 послевоенных лет в большинстве стран ВПК, в том числе в бывшем СССР, в последние 10–15 лет обнаруживает явную тенденцию к саморегуляции, самоорганизации и выходу из-под государственного контроля, о чем в конце своего пребывания на посту президента США предупреждал еще генерал Д. Эйзенхауэр. Тем не менее сложилась порочная практика, если хотите, некий стереотип поведения, согласно которому лучшие, новейшие, передовые и высокие технологии, достижения научно-технической революции применяют прежде всего для ракет и других средств ведения войны, а уже потом передают на нужды гражданских отраслей. Это легко скрыть, ибо в современных условиях провести четкую грань между военной и гражданской разработками можно лишь на стадии конечной продукции, да и то не всегда, потому что все они имеют двойное применение. Но в любом случае появление новых технологий обусловливает прежде всего совершенствование старых и появление новых видов оружия, для демонстрации и испытания которых проводят локальные войны.
Производство, закупка и эксплуатация вооружений, ведение локальных войн требуют немалых расходов, и они занимают весомое место в бюджете многих, если не всех, стран, причем, чем более тотализирована и менее развита страна, тем большую долю валового национального продукта (ВНП) поглощают военные расходы.
Это можно проследить на примере той же России, в бюджете которой расходы на образование составляют 3,4 %, науку – 2,2, социально-культурные мероприятия – 6,4, в том числе на культуру – 0,1, а на военные нужды – 21 % всех государственных расходов. И это без учета так называемых скрытых военных расходов, рассредоточенных по 24 статьям бюджета различных министерств. Всего в 1995 г. Россия израсходовала на оборону 59 млрд руб., что равно примерно 1/5 оборонных расходов СССР в 1988 г. На 1996 г. запланировано 80,2 млрд руб., но с учетом инфляции это меньше, чем в 1995 г. Из них только 17 % потрачено на закупку вооружения. Одновременно и в России, и в Украине в 2 раза повысились расходы на содержание управленцев и прочих чиновников, до неприличия и гротеска возросла численность генералов. Фактически расходы России на оборону в конверсионном 1994 г. равнялись военным расходам царской России в 1911 г. (21 %) и СССР в 1950 г. (20 %), с которого начался период "холодной войны".
От этих процентных соотношений статей бюджета России не намного отстает и Украина, несмотря на ее весьма сложное экономическое положение (около 20 % – на оборону в мирное время, 0,6 – на науку и 1,2 % – на здравоохранение). В 1996 г. в бюджет Украины были заложены расходы на образование в объеме 4,9 % ВНП (на 1997 г. планируется 3,85 %, в том числе 0 % на приобретение оборудования), науку – 0,8 и здравоохранение – 0,9 % ВНП, но расходы на военных и гражданских чиновников остаются неприкосновенными. По закону численность армии в России установлена в 1 % численности населения, что составляет 1,7 млн человек. В действительности она достигает 3,5 млн человек. Разница рассредоточена, как и военный бюджет, по 24 другим министерствам и ведомствам. Но если расходы на содержание личного состава год от года не изменяются и составляют около 40 % всех расходов, то затраты на вооружение и научные исследования за последние 5 лет снизились вдвое, что красноречиво свидетельствует о резком снижении боеспособности и превращении армии в заурядную кормушку. И в Украине, и в России численность армии сокращается, но одновременно безудержно растет численность войск МВД и близких к ним по предназначению и функции структур. В Украине, в частности, они уже почти вдвое превышают численность армии. Доля же государственного потребления в России и Украине приблизилась к 50 % ВНП (в Японии она равна 37 %, в США – 35, в Бразилии, Турции, Малайзии – 25 %). В то же время во всем мире средняя численность армии составляет 0,7–0,8 % населения (в том числе 0,05 % – генералы, 10–15 – офицеры и 35 % – младшие командиры), доля военных расходов не превышает в среднем 3–5 % ВНП. Правда, в абсолютных цифрах американские 5,3 % на оборону в 1995 г. составляют 260 млрд дол., французские 3 % – 43 млрд дол., японские 3 % – 42 млрд дол., германские и английские 3 % – по 35 млрд дол., а российский 21% равен 17 млрд дол. На науку развитые страны выделяют 4–8 % ВНП (Франция 120 тыс. дол. в год на одного научного работника, США и Япония – по 150 тыс. дол.,) тогда как Россия – 3 % (1,2 тыс.дол. на одного научного работника в год), Украина – 0,6 % (менее 1 тыс.дол. на одного научного работника в год).
Об истинном отношении номенклатуры к науке и формированию научно-технического потенциала свидетельствуют следующие цифры. В 1995 г. в России числилось 1 млн 100 тыс. работающих в научно-технической сфере, что примерно было равно их численности в США. Этот потенциал сосредоточен в четырех тысячах НИИ, но бюджетные ассигнования выделялись на содержание лишь 350 научных учреждений. В расчете на душу населения расходы на науку составляли (дол. в год): в США – 659, Великобритании – 373, Италии – 235, Португалии – 71, России – 40, Украине – менее 30. Если в 1990 г. на науку в СССР было выделено 100 млрд дол., то в 1996 г. – 2 млрд дол., а США в 1996 г. только по бюджету предусмотрели расходы на научные исследования в объеме 78 млрд дол. На образование развитые страны расходуют 10–15 % ВНП, причем в денежном исчислении за последние 29 лет эти расходы выросли на 100 %, в том числе на здравоохранение превысили или стали равными таковым на оборону, тогда как в Украине они заметно снизились. Примечательно, что в США, где частный бизнес в образование вкладывает большие средства, 75 % всех расходов производится именно из бюджета.
В связи с распадом СССР общие военные расходы государств планеты в 1992 г. уменьшились на 15 %, но, видимо, это сокращение будет кратковременным, что подтверждают приведенные выше цифры. Но пока лидерство в торговле оружием перешло к США (48 %) и Европейскому сообществу (26 %) при суммарной стоимости его мирового экспорта в 1993 г. 22 млрд дол. В 1994 г. рекордсменом по объемам проданного оружия оказалась Франция: объем продажи оружия составил 11,5 млрд дол. против 6,1 млрд дол. в США (в 1993 г. США получили от продажи оружия 15 млрд дол.). Правда, в 1995 г. Россия все же вернула себе, по данным Исследовательской службы конгресса США, первенство в мировой торговле оружием, заключив контракты на сумму 6 млрд дол. (на 2,3 млрд больше, чем в 1994 г.) впервые после распада СССР.