Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

lit_modu

.odt
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.06.2018
Размер:
32.2 Кб
Скачать

3.Теоретические модели эстетического. “Природники” и “общественники”.

В истории развития эстетической мысли сложились разные типы теоретических моделей эстетического. Модель (от лат. мodulus – мера, образец, норма) – аналог, схема, знаковая система определенного фрагмента или социальной реальности.

Объективный идеализм полагает, что эстетические свойства (философская категория, выражающая такую сторону явления, которая обусловливает его различие или общность с другими явлениями и обнаруживается в его отношении к ним) являются результатом одухотворения мира божественным началом или идеей. Для субъективного идеализма эстетическое есть результат наложения внутреннего богатства индивида на эстетически нейтральную действительность.

В XX веке выделились два основных подхода к эстетическому – как раз по проблеме природы эстетического. Их принято называть “природническим” и “общественным”. Обе модели были распространены в нашей стране.

“Природники” в эстетике утверждают, что эстетическое является таким же свойством природы, как ее физические и химические свойства. Однако очевидно, что мы не можем с помощью инструментов измерить эстетические свойства предмета, подобно тому как измеряются его естественные свойства. Но даже если бы с помощью природнической концепции нам удалось объяснить сущность эстетического в природе, то его сущность в сфере социальной жизни и в искусстве при этом осталась бы необъяснимой.

Природническое понимание эстетического не позволяет монистически, т.е. исходя из единого основания (достаточного условия для чего либо, носит объективный характер), объяснить такие основные формы явления (относительно устойчивые системы связей моментов содержания, их структура) эстетического, как прекрасное (категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью) и возвышенное (одна из основных категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического чувства), с одной стороны, и трагическое (одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий, катастрофических для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей) и комическое (одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью) – с другой. Эти категории имеют свою ярко выраженную общественную сущность.

“Общественники” в эстетике понимают эстетическое как объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества. Они утверждают, что именно такой подход позволяет избежать теоретических несоответствий, свойственных “природникам”, и придает толкованию природы эстетический диалектико-материалистический, а следовательно, строго научный характер. Они абсолютизируют общественно-исторический, социо-культурный аспект, который, безусловно, характеризует сущность эстетического, но не исчерпывает ее. Такой подход неизбежно ведет к недооценке роли субъекта.

Эстетическое – такая уникальная сфера, в которой субъект играет не менее важную роль, чем объект, без субъекта невозможно само вхождение в сферу эстетического.

Современный российский эстетик санкт-петербургской школы М. С. Каган сравнивает момент вхождения в сферу эстетического с реакцией горения. Горение – это результат соединения вещества с кислородом. До тех пор, пока эти контрагенты не сталкиваются, не вступают в непосредственный контакт, нет и эффекта горения. Так и эстетическое – это эффект, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта и который несводим ни к чисто объективным качествам материального мира, ни к чисто субъективному человеческому мироощущению. Качество – это совокупность свойств, указывающих на сущность явления, на то, что это явление собой представляет.

“Природникам” же кажется, что красота и вообще эстетические свойства заложены в самой природе, а эстетическое сознание человека их просто “отражает”, так же как оно отражает и познает объективносуществующие закономерности. Но в том-то и дело, что гармоничность, пропорциональность, симметрия – не красота, а только ее носители. Красотой же их сделает субъект.

4.Специфика искусства

Искусство служит средством самовыражения человечества. Предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека: существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определявшего искусство как "мышление в образах", чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ, миф и другие аналогичные художественные приемы. В самом общем смысле специфику художественных приемов можно определить так. Если в науке мышление осуществляется с помощью понятий, обобщающих единичные явления до бесплотной категории, то художественное обобщение осуществляется с помощью сохраняющего непосредственную наглядность образа явления. Мышление единичными категориями, за которыми вместе с тем отчетливо ощущается символическая художественная обобщенность, придает искусству необычайную силу, приравнивающую его к самой жизни. Образ, согласно Гегелю, "являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность..."  Отметим еще одну специфическую черту искусства. Если практически во всех других видах духовной деятельности (например, в науке) вымысел противоречит цели этой деятельности, то в искусстве наоборот: вымысел является одним из самых действенных эстетических приемов. Необходимо только четко отличать вымысел как художественный прием от ложного обобщения: вымысел строится как естественная, но не обязательно действительно имевшая место связь единичных событий, которые являются особым художественным обобщением в виде единичного образа множества реально существовавших явлений.

Чем значительней произведение искусства, тем отчетливей в нем проступает личностный почерк его создателя. Если бы не было У. Шекспира и Ф. М. Достоевского, то их никто бы не заменил. Искусство, конечно, не прекратило бы своего существования, но в нем не было бы именно таких открытий и именно таких художественных обобщений, которые мы связываем с этими именами.

Специфика искусства заключена в следующем. Предметом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рассматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся:  1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий науки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке);  3) использование художественного вымысла (что запрещается в науке); 4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки);  5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме):  6) использование скрытых от научного обобщения пластов человеческого сознания, что придает искусству большую эвристическую силу. Искусство - это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая форма познания мира.

Искусство слова является познавательной деятельностью особого рода. Специфический предмет художественного познания - генерализованная индивидуальность, обобщенное "я-в-мире" (место и роль внутренней личности во внешнем жизнеукладе и миропорядке). Специфический способ художественного познания - не преодоление субъективных "кажимостей" (научное познание, дающее воспроизводимый результат), но их достоверное углубление и прояснение до степени уникального откровения той или иной эстетической концепции личности (героической, трагической, идиллической и т.п.), приобретающей характер не объективной, а межличностной, интерсубъективной истины ("правды").

Познавательная природа искусства легла в основание классического реализма ХIХ века. Отношение к художественному тексту как к "учеб-нику жизни" (Чернышевский), заключающему в себе типизацию(концептуализацию) частных фактов действительности и соотносимому с критерием достоверности, составляетреалистический компонент культуры художественного восприятия.