Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Dokument_Microsoft_Office_Word_10

.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.06.2018
Размер:
17.85 Кб
Скачать

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН — роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий. Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художеств. воссоздание отличается от научного. Опираясь на ист. данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без к-рого невозможно иск-во; он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на ист. вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно ист. событий, эпохи, ее быта, отдельных деталей - строго базироваться на достижениях ист. науки, данных ист. источников. Отражение истории в художеств. лит-ре, глубина постижения художником ист. процесса теснейшим образом связаны с развитием ист., социологич. и всех обществ. наук, с господствующими концепциями ист. развития. На отражение писателем ист. прошлого оказывают непосредств. влияние и разработанность тех или иных ист. проблем и тем в ист. науке, и достигнутый уровень обработки ист. источников. Подлинно художеств. ист. произведения проникнуты историзмом, чужды модернизации и субъективизма, к-рые искажают ист. правду. Лучшие образцы ист. художеств. лит-ры представляют не только эстетич., но и историко-познават. ценность. Ист. художеств. лит-ра способна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах обществ. деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей; ист. художеств. лит-ра, обладающая силой большого эмоционального воздействия, воплощающая ист. события в живой, образной форме, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи.

Среди лит. произв. на ист. тематику немало произв., к-рые, хотя и ставят задачу изобразить жизнь к.-л. ист. эпохи, в действительности не поднимаются до историзма, искажают и модернизируют историю (а следовательно, не имеют ист.-познават. ценности). Так, нередко справедливо говорится о псевдоисторизме тех или иных ист. романов, пьес, поэм (напр., произв. E. A. Салиас-де Турнемир (1840-1908), Д. Л. Мордовцева (1830-1905) и др.). Не всякое произв., обращающееся к событиям прошлого, ставит перед собой задачу действительного воссоздания этого прошлого и имеет собственно ист. цели. Иногда писатель ищет в прошлом только материал для острого сюжета, красочных картин, особенного колорита - возвышенного, экзотич. и т. д. Это явственно выступает, напр., во мн. приключенч. романах, вбирающих в себя события прошлого (напр., в романах А. Дюма, к-рые имеют весьма ограниченную ист.-познават. ценность). Широко распространены также (особенно в лит-ре новейшего времени) произв., к-рые можно назвать ист. аллегориями, где ист. сюжет используется писателем только для воплощения той или иной идеи (такова, напр., драма браз. драматурга Г. Фигейреду "Лиса и виноград", в к-рой образ др.-греч. баснописца Эзопа используется автором для утверждения необходимости свободы человека, или драма совр. франц. драматурга Ж. Ануя "Жаворонок", в к-рой автор ставит проблему ответственности личности, утверждения человеческого достоинства, обращаясь к образу Жанны д'Арк). Эти произв. занимают в лит-ре свое место, но они далеко не всегда могут быть отнесены к собственно ист. лит-ре. Вместе с тем ценность ист. художеств. лит-ры далеко не исчерпывается ее ист.-познават. значением. Иногда лит. произв. ист. тематики, даже далекое от ист. точности, но созвучное совр. эпохе, выражающее большие, прогрессивные идеалы, утверждающее нац. самосознание народа, рисующее яркие картины революц. и освободит. борьбы, обладает силой огромного идейного воздействия (напр., "Спартак" Р. Джованьоли, 1874, "Овод" Э. Войнич, 1897). Ист. художеств. лит-ра имеет огромное воспитат. значение.

В тяжелое для страны время на родину возвращается наследник старого Седрика - Айвенго. До этого юноша путешествовал по Италии, Франции, Греции. Богатый феодал Седрик лишил наследства и выгнал из дома сына, потому что взгляды отца и сына на государственное устройство резко расходились. Айвенго за годы скитаний научился прятать свои настоящие чувства под маской равнодушия. Юноша переоделся в бедного богомольца и, оставшись неузнанным, пробрался в дом отца. Там он встретил воспитанницу Седрика - леди Ровену, к которой хранил любовь на протяжении долгих лет изгнания. Айвенго понимает, что жизнь отца мало в чем изменилась: Седрик такой же суровый и бескомпромиссный.

Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядочность и искренность. Он не хочет отступать от своих принципов и считает, что власть феодалов должна быть ограниченной. Айвенго также верит в то, что все люди равны перед Богом, потому юноша спасает еврея Исака от ограбления.

Юноша не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом снаряжении. На панцире было написано: "Рыцарь, лишенный наследства". Ловкость и юношеская грация просто очаровали зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой девушке - леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Однако, когда с Айвенго сняли шлем, то все узнали сына могущественного Седрика.

Тяжелые раны рыцарям обычно лечат друзья и те, кто умеет ценить дружбу, искренность, отзывчивость. Айвенго помогает Исак, его дочь Ребекка, свинопас Гурт и даже сам король Ричард Львиное Сердце. Эти люди сделали все возможное, чтобы юноша выздоровел. Народный герой Локси считает, что его вольные стрелки смогут в любой момент защитить товарища. Свинопас Гурт говорит, что никогда не предаст друга, несмотря на возможное наказание.

Айвенго хорошо понимает, что сила человека - в дружбе, а его счастье - в любви. Всех, кто его окружает, покоряют щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздоровев, Айвенго снова становится на защиту обездоленных, спасая Ребекку. Но на этот раз он рисковал своей жизнью.

Большую роль в романе играет легендарный король Англии - Ричард Львиное Сердце. Именно он под маской Черного Рыцаря выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены.

Вальтер Скотт в своем романе рисует образы смелых, бесстрашных, мужественных людей, как рыцарей, так и простолюдинов.