Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / 2 семестр / Ландшафтоведение / Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение.doc
Скачиваний:
301
Добавлен:
22.07.2018
Размер:
2.25 Mб
Скачать

I. История развития ландшафтоведения

    1. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения о ландшафте

Ни одно научное направление не возникает спонтанно, на пустом месте, его появление подготавливается ходом развития науки. Ввиду того, что ландшафтоведение относится к циклу физико-географических дисциплин, научные предпосылки его формирования зародились в процессе развития физической географии. К XIX в. эта наука достигла крупных успехов в описании территорий и изучении природных компонентов – рельефа, растительности, животного мира, поверхностных вод, что привело к распаду единой географии и формированию на основе накопленных ею знаний новых научных направлений. Уже в первой половине XIX в. в качестве самостоятельных наук заявили о себе геология, климатология, океанография, фито – и зоогеография, во второй половине этого же столетия сформировались почвоведение и геоморфология. Узкая специализация ученых в естествознании с одной стороны способствовала достижению значительных успехов в развитии конкретной отрасли знаний, а с другой – препятствовала широким теоретическим обобщениям и переходу от анализа разрозненных географических явлений к их территориальному синтезу. Несмотря на это отдельными исследователями выдвигались и обосновывались такие идеи, которые в конечном счете создали научную базу для формирования новой синтетической географической науки – ландшафтоведения. Научными предпосылками зарождения этой дисциплины стали: утверждение идеи о всеобщей взаимосвязи компонентов, о территориальной неоднородности природной среды и существовании природных комплексов, а также открытие в конце столетия основных географических законов.

Среди ученых, работы которых подготовили появление ландшафтоведения, в первую очередь следует назвать выдающегося немецкого географа Александра Гумбольдта (1769 – 1859), который на многочисленных примерах доказывал наличие взаимосвязей в природе, подчеркивая , в частности, зависимость органических объектов от неживой, косной материи. В 1840 г. профессор Э.А. Эверсман (Россия) опубликовал монографию «Естественная история Оренбургского края», в которой раскрывались взаимосвязи между различными элементами природы. Кроме того, в пределах исследованной территории автор выделил три полосы, соответствующие горно-лесной, степной и полупустынной зонам, приблизившись, таким образом, к понятию природного комплекса. Исследования П.П. Семенова-Тянь-Шанского (1856 – 1857) положили начало изучению высотных поясов в горных странах. Наряду с этими и другими исследованиями расширялись и разработки по районированию суши, т.е. ее разделению на более дробные участки, что соответствовало практическим запросам общества. В России еще в XVIII в. было принято разделять территорию государства на три полосы – северную, среднюю, южную. В 1834 г. в «Земледельческой газете» была опубликована статья Е.Ф. Канкрина «О климатических различиях России в связи с местными обстоятельствами», в которой в пределах европейской части страны было выделено 8 полос (ледовитая, тундровая, лесов и скотоводства, начало хлебопашества и ячменя, постоянного хлебопашества или ржи и льна, пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, масленичных деревьев, шелка и сахарного тростника). Как видно, это было сельскохозяйственное районирование, но оно достаточно подробно отражало природную неоднородность территории. Во второй половине XIX в. появилось несколько новых отраслевых схем природного районирования европейской России. Это ботанико-географическое районирование Р.Э. Траутфеттера (1851), зоогеографическое М.Н. Богданова (1871), геоморфологическое С.Н. Никитина (1886), климатическое районирование Кавказа А.И. Воейкова (1871). Благодаря работам по природному районированию в естествознании утверждалось представление о неоднородном строении суши.

Важной научной предпосылкой появления ландшафтоведения стало формирование экологического направления в естествознании, заложенное трудами К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ю. Либиха, а в России – К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В 1841 г. профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814 – 1858) опубликовал статью «Сомнения в зоологии как науке», в которой привел неопровержимые доказательства о влиянии внешних условий среды на развитие животных организмов. В последующем посвятил рассмотрению этой проблемы более 100 работ и обосновал метод экологического изучения животных В 1855 г. вышла из печати монография ученика и последователя К.Ф. Рулье Н.А. Северцова (1827 – 1885) «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», в которой рассматривалась зависимость этих явлений от изменений окружающей среды, особенно климата.

Огромную роль в развитии географических и экологических идей сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1892), изложенная в известном труде «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Кроме широко известных эволюционных идей, в работе представлен большой материал по экологическим закономерностям жизни растительных и животных сообществ. Эта книга стала основополагающей для Э. Геккеля (1832 – 1919) в его работе над монографией «Всеобщая морфология организмов. Общие основы науки об органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Ч. Дарвиным» (1866), в которой были заложены основы новой биологической науки – экологии. Сам Э. Геккель определил ее как науку об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом.

Таким образом, к середине XIX в. сложились благоприятные социальные и научные предпосылки для формирования идей о природном комплексе, как особом природном образовании. Было обнаружено и описано множество фактов, подтверждающих наличие взаимосвязей между отдельными природными компонентами, особенно в мире живой природы. После работ Э.А. Эверсмана, Н.А. Северцова, Р.Э. Траутфеттера стала привычной мысль о возможности разделения территории на более дробные участки, которые рассматривались как местные особенности природы, зависящие от частных факторов. Эти научные достижения и явились той самой почвой, на которой во второй половине XIX столетия сформировалось представление о природном комплексе.