Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Значение учения Шопенгауэра для современной зап....doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
133.63 Кб
Скачать

25

Оглавление

Введение

Почти в любой философской систе­ме возможно найти основу или такую идею, которую мож­но назвать ее центром; такая идея является источником существования и деятельности всей системы. Именно такая главенствующая мысль содержит в себе все характерные черты и утверждения системы, которые в свою очередь заставляют обратить на нее внимание и в результате стимулируют к ней интерес. И именно благо­даря такой главной мысли становится возможным оценить дан­ную философскую систему и определить ее значимость, Здесь как неверные идеи, так и правильные, как абсурдные понятия, так и такие, которые захватыва­ют и проникают в самую глубину нашего воображения или эмоций, подтверждают свою способность побуждать к созданию сложных теоретических структур.

В данной работе мы гоаворим о Шопенгауэре. Таким ядром или центром, вокруг которого концентрируется вся его система, является концепция воли. Именно она – то место, где встречаются все утверждения, неотъемлемые от его понимания мира и знания в целом. В то же время, именно она помогает наиболее точно понять его вклад в философию и развитие мысли в общем. Его концепция воли содержит в себе многообразные идеи, которые лежат в ос­нове его теории познания. Также мы сможем проследить и его взгляды на естественные науки, его моральные и эстетические концепции, и тео­рию природы человека

В данной работе мы рассмотрим учение Шопенгауэра и его значение в современной западной философии. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. рассмотреть истоки современной философии;

  2. рассмотреть мир, как видит его Шопенгауэр;

  3. охарактеризовать волю, как основу бытия.

В ходе написания работы, были использованы следующие методы исследования:

  1. отбор и анализ литературы по данной теме;

  2. обобщение и подведение итогов.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

1. Истоки и контуры современной философии

1.1. Философия и естественные науки

Современной эпохой философии принято считать XX век. Однако многие его духовные идеалы, принципы, нормы и особенности были заложены во второй половине XIX века. Духовная жизнь XX века произрастает из взглядов предыдущего столетия. Они представляет собой исток современной нам эпохи, под которой, как выясняется, надо понимать не только XX век, но и последние десятилетия XIX века.

Во второй половине XIX века произошли изменения в философии, и они были достаточного глобальными. Это было продиктовано упадком классических представлений. В XIX веке, почти сразу после триумфа геге­левской философии, медленно и постепенно начали появляться противоположные классическим фи­лософские идеи1. После всех ужасов, кото­рые люди натворили на земле, называть человече­скую деятельность разумной просто невозможно. Мир, в котором возможны предательства, войны и убийства не может быть разумным. Идеи, что в осенове мира лежит нечто другое стали называться неклассическими. Появившись в XIX веке, они стали широко известными и приобрели большую популярность в нынешнем столетии. Поэтому философию XX века принято считать неклассической. К тому же, в конце XIX века стала рушиться ньютоновская научная картина мира. Она представляла собой классическое естествознание. Ей на смену шла третья научная картина мира, которую так же, как и новые фило­софские идеи, стали называть неклассической.

Шопенгауэр исследовал наши знания мира, он рассматривал их «как представления» и не претендовал на научное изыскание. Он рассматривал мир «как волю» и характеризовал его таким, каким он есть на самом деле, а не таковым, каким он кажет­ся нам в нашем восприятии. Наверно, ни один философ не был так неудовлетворен неадекватностью научного объяс­нения мира, как Шопенгауэр.

Подобное отношение, хотя и в разных формах, находит выражение в различных сочинениях философов XIX века. Это отношение иногда принимает форму открытой враждебности по от­ношению к естественным наукам. Это сильно отличает их по духу от размышления двух предыдущих веков.

Итак, мотивы и причины этого изменения в отношении к науке, прямой неприязни были разнообразны.

1.2. Не разум есть основа мира

Гегель полагал, что в основе мира ле­жит разум и все, что существует, разумно, поэтому его фило­софские идеи часто называют философией разума. Однако главную гегелевской мысль вполне можно подвергнуть сомнениям. Мы не будем спорить с тем, что разум существует и что есть нечто разум­ное. Но нельзя утверждать, что абсолютно все в нашем мире разумно. Если мы оглядимся, мы увидим вокруг себя много неразумного и даже безумного. Это и войны, и преступления. Поэтому естественно предположить, что разум не является единственной харак­теристикой мира. Разум это не весь мир, а только его часть, причем, ско­рее всего, очень маленькая. Разум – это не вся наша жизнь, а только ее незначительный элемент. В нашей жизни, кроме разу­ма, есть много всего другого. Ведь если бы жизнь была полностью разумной, то люди давно были бы счастливы. Однако дела обстоят совсем не так. Это значит, ра­зумность играет слишком незначительную роль в мире и в жизни. Жизнь намного шире и больше разума. Так что же нам тогда рассматривать в качестве предмета философии – разум или жизнь? Ответ однозначный, жизнь. Таким образом, гегелевская философия разума сменяется философией жизни. Именно так стали называть­ся многие неклассические философские учения, выступав­шие против гегелевских идей о всеобщей разумности и ло­гичности.

Одно из главных утверждений философии жизни заключается в том, что жизнь представляет собой нечто единое и целое. Конечно, она состоит из множества слагаемых, но они тесным обра­зом связаны. Они проникают друг в друга и образуют единое целое, которое невозможно раз­ложить на первичные составляющие элементы. Так, напри­мер, дерево состоит из корней, ствола, листьев, коры и про­чего. Но оно не является механической суммой этих частей. Отдельные части соединены в дере­ве не механически, а органически, так тесно связаны, что без одного из них невозможно любое дру­гое. Поэтому дерево есть нечто гораздо большее, чем просто сумма составляющих его частей, оно является удивительно организованным их единством, которое представляет собой жизнь данного предмета, т. е. качественный уровень в тысячу раз более совершенный по сравнению с простым набором несвязанных исходных элементов. Попробуйте дерево разложить на отдельные части, дерево перестанет быть самим собой. Теперь его не существует, потому что нет его жизни, вместо него – набор ненужного хлама. Значит, только жизнь делает любой предмет самим со­бой. А для того, чтобы уничтожить его, нужно просто разложить на со­ставные части и тем самым убить его жизнь. То же самое можно сказать про что угодно.

Жизнь человека состоит из множества частей, из чувств, желаний, эмоций, интеллекта, воли, памяти, воображения и много иного. Мы не можем представить себе одно без другого. Только неразделимая, единая взаимо­связь всех этих компонентов и образует живое явление, особое по своей сложности и непостижимое в своей орга­ничности и гармонии. Целостность и неразделенность, ста­ло быть, есть главная и неотъемлемая черта любой жизни, без которой она невозможна.

Основной же особенностью нашего разума является стремление выделить в целом части и рассмотреть каждую в отдельности. Он неспособен уловить или понять целост­ность и единство вещи, ему необходимо для этого рассмот­реть ее внутреннюю структуру, открыть элементы, из кото­рых она состоит, и узнать их взаимодействие. Поэтому разум не может не подходить к предметам аналитически или меха­нически, т. е. не расчленять все сложное на простые состав­ные элементы. Но знаем, что любую жизнь можно уничтожить таким разложением, и предмет перестанет быть самим со­бой. Значит, разум оказывает себе дурную услугу: разбивая то, что он хочет изучить, на части, он получает не исследуе­мую вещь, а неживой набор элементов, в котором нет ничего от первоначальной целостности и подлинности. Получается, что жизнь постоянно ускользает от разума и он в принципе не способен постичь ее, т. к. своей деятельностью только омертвляет, уничтожает или постоянно теряет то, к чему на­правлены его познавательные усилия2.

Наука, построенная на разуме, тоже не в состоянии про­никнуть в реальность, так как она по своей разумной при­роде безнадежно оторванной от жизни. Научное познание построено на аналитической, т. е. разлагающей процедуре. В учебниках по психо­логии, например, одна глава посвящена воображению, дру­гая – памяти, третья – эмоциям, как будто каждое из этих явлений существует само по себе, а не растворено во всех других и поэтому в принципе невыделяемо, в результате чего человеческая душа, представленная механическим набором психических свойств, остается непостижимой тайной.

Рассудочное мышление обречено на то, чтобы ничего не знать о жизни, которая и есть единственная существующая реальность. Она, стало быть, по природе своей иррациональна, построена по отличным принципам, нежели разум и поэтому ему не подчиняется.

Поэтому надо искать другие, не рассудочные формы постижения действительности, которые позволят увидеть це­лое и органическое, а значит, истинно существующее. Таким способом познания может стать интуиция. Это способность к непосредственному обнаружению истины безо всяких обоснований и доказательств. Интуитивное понимание че­го-либо – это именно не рассуждение, а усмотрение, когда не­что постигается вдруг, внезапно и полностью, и поэтому его ча­сто называют озарением. Каким образом оно происходит, не­известно. Оно не подчиняется никаким законам и не построено ни на каких принципах, в отличие от рациональной деятель­ности. Но интуиция, будучи в принципе ирраци­ональной больше соответствует реальности и поэтому вполне может стать методом особого философского познания. Интуитивное постижение действительности ха­рактерно для такой формы человеческого духа, как искусство. Художник ведь никогда не анализирует и не препарирует предмет своего внимания, но пытается уловить его таким, ка­ков он есть, во всей его сложности и непостижимости. Худо­жественное творчество – это тоже разновидность познания, но совершенно иным образом организованная и действую­щая. Философия должна сблизиться с искусством и заимство­вать из его арсенала разнообразные ненаучные способы и приемы освоения мира3.

Таким образом, философия жизни представляет собой направление, которое объ­единяет учения, созданные в различное время и в разных местах и существенно отличающиеся друг от друга, сходные только в наиболее общих своих положениях. Наиболее зна­чительными ее представителями считаются немецкие фило­софы Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей и французский мыслитель Анри Бергсон. Философия жизни является своеобразной идейной основой, на которой впоследствии выросли некоторые значительные философ­ские течения XX века.