Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Беркут.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
18.89 Mб
Скачать

4.0 Лошади для соколиной охоты (казахские и киргизские)

Казахские лошади очень разнообразны по экстерьеру. Основная линия берет свое начало от монгольских и башкирских лошадей. В зависимости от региона и климата казахи пробуют своих лошадей скрещивать с различными среднеазиатскими породами: ахалтекинцами, локайскими, донскими и карабаирскими лошадьми. Так называемая казахская лошадь, принадлежит к подтипам адаевской или джабе и бурятской лошадей из Сибири. Сегодня эти лошади составляют б ольшинство. Над тем, что мы в Европе понимаем под племенным разведением, в Казахстане смеются. Главное, чтобы лошадь круглый год могла обходиться подножным кормом и была вынослива, а красота большой роли не играет. В Монголии обитает последняя живущая на воле примитивная лошадь, предок азиатских степных лошадей - лошадь Пржевальского. Родственная казахской лошади башкирская лошадь из степей и гор Азии соответствует всем нормам предъявляемым лошади на севере Казахстана. Эта маленькая лошадка дает человеку молоко и мясо, обладает силой и выносливостью и очень живуча. Она может переносить любые температурные и атмосферные крайности. В стаде может выдержать температуру до -40 ° по Цельсию.

На них сокольники (беркутчи) часто ездят весь день (до 30 км) и при этом они мало едят. Весь запас провизии беркутчи на два дня умещается в кармане брюк или тулупа. Обычно это небольшой, высушенный кусочек творога, который по виду и на ощупь больше напоминает камень. Этот творог служит им пищей на целый день. Когда впервые его пробуешь, то он кажется очень горьким, но все зависит от того, насколько ты голоден. В качестве напитка азиаты в основном употребляют молоко кобылы; так называемый кумыс, что-то вроде молочного ликера.

Живут эти люди в так называемых юртах, круглых палатках, которые можно перевозить с места на место. Внутри этих юрт очень уютно. Когда вокруг юрты скопится слишком большое количество грязи от овец и лошадей, их переносят на новое пастбище.

Это все, что нужно настоящему киргизу или казаху - таким образом, они живут столетия. Все необходимое они берут из природы, и при этом от них не остается никакого мусора, потому что все перегнивает. Такой метод ведения хозяйства позволил сохранить степи в первозданном виде до настоящего времени.

Мы современные европейцы часто улыбаемся примитивности этих людей, но не значит ли это, что мы уходим от естественной жизни все дальше?

XXII. Критический обзор соколиной охоты в Средней Азии

В Киргизии район озера Иссык-Куль был когда-то оплотом беркутчи. Политические изменения, перестройка и западные ценности переориентировали молодежь, и искусство охоты с беркутами вымирает. В Киргизии сегодня нет даже горстки сокольников. Хорошо если найдется несколько сокольников с ястребами, которые держат их больше для показухи, чем для охоты. Что касается когда-то гордых охотников беркутчи, то и о них можно сказать то же самое. Те немногие люди, которые иногда занимаются орлами, далеки от древнего киргизского охотничьего искусства. В большинстве случаев они лишь жалкое подобие древних мастеров. Когда видишь сокольника сидящим на лошади в нейлоновой куртке и полудохлым орлом, хочется плеваться. Конская сбруя производит такое же впечатление.

Классическую надежную кожаную сбрую заменила синтетическая, которая только осложняет лошади жизнь. Во всем Казахстане только у нескольких людей найдется по-настоящему художественно отделанная сбруя.

В целом можно сказать, что в некогда сокольничих странах Казахстане и Киргизии и в некоторой степени Туркмении, где охотятся преимущественно с балобанами, классическое охотничье искусство (соколиная охота) находится на грани исчезновения. Преобладающим видом охоты в этих странах, и одновременно спортом молодых людей является стрельба во все живое с автомобилей повышенной проходимости. Такая охота и метод добычи у нас Европе считается варварским.

К этому можно добавить почти полное отсутствие дорог, а местность позволяет ездить современным джипам везде. Таким образом, традиционный вид охоты верхом на лошади практикуют единицы. Возможно, у Вас читатели сложилось впечатление, что я немного старомоден. На это я хотел бы заметить, что во всех государствах СНГ отношение к животным резко отличается от европейских норм. Плюс ко всему, там все, что только можно, тут же переводят в деньги (в основном доллары) вместо того, чтобы подумать о долговременной эксплуатации ресурсов. С изменением структуры рыночной экономики, реорганизации старого государственного строя в современную демократию, облегчении условий жизни произошел отказ от старых ценностей и культурного достояния (лошадей, овцеводства) и соколиной охоты. Сегодня все перевернулось с ног на голову. Первое это повсеместный охотничий туризм, который всегда стоит на первом плане. К этому можно добавить уродливо смешной государственный контрольный аппарат еще коммунистических времен, который, не имея ни малейшего понятия, о соотношении цена – производительность, пытается устанавливать ценовую политику.

Там сегодня за доллары можно купить все, машина - это осуществленная мечта каждого человека, но, к сожалению, там царит привычный бардак и всепроникающая патологическая халатность.

Ближайшая перспектива рисуется следующим образом: сельское население будет нищать, молодые люди уйдут в города, и традиции для них не будут значить ничего. Но в другом направлении они тоже развиваться не смогут. Забвение прошлого лишает и будущего, вот правильная формула для молодых людей. Но европейская и американская реклама зомбирует всех. Почти все считают, что обязаны жить как весь «цивилизованный» мир, так красочно выглядящий в телевизоре.

Только немногим удается заработать быстрые деньги и приобрести счастье, основная масса народа остается на обочине жизни. Пропасть между очень бедными и очень богатыми растет в геометрической прогрессии. Уже сегодня есть деревни, в которых живет одна беднота.