Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Баулина.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
183.67 Кб
Скачать

Содержание

Введение

1 Финансы, управление финансами и финансовая политика предприятия

2 Управление финансами предприятия и финансовый менеджмент

3 Ключевые вопросы политики управления финансами предприятий

4 Информационное обеспечение политики управления финансами

5 Финансово-кредитное обеспечение финансовой политики предприятия

6 Краткосрочная финансовая политика предприятия

7 Оперативное финансовое управление предприятием

8 Долгосрочная финансовая политика предприятия

Заключение

1. Финансы, управление финансами и финансовая политика предприятия

1.1. Генезис финансов

Известно, что финансы – понятие историческое. Оно существовало не всегда, возникло в определенный исторический период и в дальнейшем менялось под влиянием исторических обстоятельств. Данный момент отмечается многими современными авторами.

Понятие финансов стало складываться не раньше ХIII и не позже ХV веков. Именно к этому историческому периоду специалисты относят возникновение исходных деятельностных (практических) смыслов финансов и закрепление их за определенным термином (набором терминов).1

В финансовой литературе нередко можно встретить точку зрения, согласно которой историческое возникновение финансов связано с появлением первых государств античного мира. В основе данной точки зрения лежит логический принцип оборачивания на исторический материал понятийных конструкций, разработанных в более поздние времена: если правильно построена категориальная схема (предметная форма) какого-либо общественного явления, то исследователю, глядящему через нее, как через призму, в прошлые эпохи, может казаться, что данное явление существовало всегда2.

Представляется, что подобный подход к анализу исторического материала в настоящее время уже не может считаться приемлемым. В. П. Дьяченко писал по этому поводу: "Известно, что такие натуральные методы получения ресурсов, как дань с побежденных, дары власть имущим, жертвенное приношение храмам, существовали с весьма отдаленных времен. Но заниматься на этом "основании" поисками финансов на заре возникновения государства, во все времена, – значит, заниматься пустопорожним прожектерством".

Анализ достаточно обширной литературы по истории финансов показал, что до XV – XVI вв. обоснованно говорить о существовании финансов, по-видимому, неправомерно. Как известно, вплоть до эпохи позднего средневековья денежные отношения носили нерегулярный, эпизодический характер. Неразвитость денежного обращения этого периода исследователи связывают, прежде всего, с элементарной нехваткой в Европе металлов, из которых чеканились тогда монеты. Скачок в этой области произошел лишь с открытием Колумбом Америки в XV в. и наводнением Европы относительно дешевым золотом и серебром.

Вторым обстоятельством, препятствовавшим становлению полноценных финансовых отношений, была неразвитость института государственности, который стал организационно оформляться тоже лишь в XV – XVI вв.

Так, И. И. Янжул писал по данному поводу: "Средние века... скорее сократили, чем расширили объем государственных потребностей. Содержание королевского двора производилось на те средства, которые доставлялись личными имениями монарха... Содержание войска стоило весьма недорого, так как... каждый вассал должен был являться на войну со своим оружием, а если он был значителен, то и со своим войском... Внутреннее управление сосредоточивалось в руках вассалов и обходилось без затрат со стороны государства... Во второй половине средних веков, а именно в ХV в., происходят два события, произведшие переворот в строе экономической, а вместе с тем и финансовой жизни всех европейских стран: это было открытие Америки и изобретение пороха".

С. Иловайский тоже отмечал, что "с 15 века... начал упрочаться новый государственный строй", связанный с "возникновением больших абсолютных монархий, появлением постоянных войск, и в результате рост публичных задач, связанных с возможностью покрыть новые расходы новыми источниками доходов, открывшимися благодаря переходу от натурального хозяйства к денежному – вот моменты, обусловившие новый финансовый строй".

Л. Штейн, описывая три стадии развития государственного-финансового хозяйства, к ХVI веку относил первый этап выделения самостоятельной идеи государства.

Из современных исследователей той эпохи можно выделить Ф. Броделя, который на основании многочисленных исторических свидетельств показал, что "в 1640 г. и даже еще в 1660 г. английские финансы по своей структуре имели довольно близкое сходство с финансами Франции того времени. Ни с той, ни с другой стороны Ла-Манша не было государственных финансов (курсив мной – Ю. Б.), централизованных и зависящих единственно от государства. Слишком много представлялось частной инициативе... финансистов, ... которые были одновременно заимодавцами короля... и чиновниками, которые от государства не зависели, т.к. свои должности покупали. И это, не считая лондонского Сити... Английская реформа (XVII в. – Ю. Б.) имела целью избавление от посредников, которые паразитировали на государстве... На сегодняшнем нашем языке мы бы сказали, что имела место национализация финансов".

Таким образом, финансы стали оформляться как организованная область практики достаточно поздно – в условиях распада феодальной и становления экономической (рыночной) общественно-исторической формации.3 При этом рыночными условиями деятельности была порождена не одна форма организации финансов: наряду с государственными финансами (и даже с некоторым опережением) складывались частные финансы как особый их исторический тип и форма организации.

Исторически первой формой государственных финансов стало государственное финансовое хозяйство.

Переломным – когда предыстория финансов закончилась и началась история становления государственной формы организации финансов – был ХVIII век. На это время прямо указывали очень многие исследователи, работавшие в конце XIX – начале ХХ вв.

По-видимому, немаловажную роль в становлении государственного финансового хозяйства сыграли экономические труды физиократов и особенно – “Богатство народов” А. Смита (1776 г.).

Но самым принципиальным условием оформления государственного финансового хозяйства стали преобразования в политической, социальной и экономической жизни, последовавшие после Великой французской революции (1789 г.) и серии буржуазных революций, прошедших в начале ХIХ в. в ряде стран Европы. Эти события привели к повсеместной замене (или существенному ограничению) монархических форм правления конституционным, демократическим устройством государств. Новая форма государственности, ставшая необходимым условием становления государственных финансов, в литературе ХIХ–начала ХХ века получила название "публичного (или публично-право-вого) союза".

В этой связи представляется важным подчеркнуть, что не появление "государства вообще" обусловило возможности организации исторически первой (рыночной) формы государственных финансов, а строго определенного – устроенного как "публично-правовой союз" и имеющего ответственность "юридического лица"4.

Среди множества определений государственного финансового хозяйства, которые встречаются в финансовой литературе начала XX в. наиболее удачным является определение А. И. Буковецкого: "Совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов, является его финансовым хозяйством".

Сформулированные положения можно схематизировать следующим образом (см. рис. 1.1).

На рис. 1.1 условно изображены две сферы: удовлетворения потребностей людей (справа) и хозяйственной деятельности (слева). Человек (фигурка в центре правой сферы) может при этом удовлетворять либо свои частные потребности, используя институты (структуры) рынка на условиях возмездности (платности), либо коллективные (общие для всех) потребности, безвозмездно пользуясь услугами государственных институтов (инфраструктур). Чтобы такое было возможно, сфера хозяйственной деятельности должна быть разделена на множество частных хозяйств, с одной стороны, и единое государственное финансовое хозяйство, с другой.

Частные хозяйства должны поставлять на условиях обмена (платности) товары и услуги на рынок, а финансовое хозяйство, используя институт государственного бюджета, – обеспечивать финансовыми ресурсами деятельность институтов (инфраструктур), предназначенных для удовлетворения коллективных потребностей общества.

В свою очередь, чтобы последнее стало возможным, с частных хозяйств должны взиматься в бюджет принудительные денежные платежи (налоги) на основе определения расходов, необходимых для выполнения функций государственных институтов. Необходимым организационным условием всего перечисленного является наличие государства в форме публично-правового союза, являющегося юридическим лицом (т.е. обладающего правовой ответственностью за свои действия) и подчиненного конституционному регулированию. При этом Конституция как свод констант (отсюда, на наш взгляд, сам термин) государственного устройства и идеалов жизни общества, должна быть отделена от самого государства (как юридического лица) в особое пространство (показано пунктиром) за счет сложного и медленно работающего механизма внесения поправок в Конституцию (чтобы нельзя было изменять устои государства при возникновении любых сиюминутных ситуаций).

Поскольку данная схема является результатом обобщения и выделения наиболее принципиальных (категориальных) моментов исторического становления особого типа государственных финансов, она не содержит многих деталей и конкретных национальных различий, имевших место в конкретно-исторической практике формирования финансового хозяйства разных стран Европы в ХVIII – ХIХ вв.

У схемы рис. 1.1 двойной статус: это – не только схематичное изображение сложного общественного и государственного устройства, включающего финансовое хозяйство в качестве необходимого элемента, но и некий принцип организации государственных финансов в условиях рыночных отношений.

Из рис. 1.1 видно, что государственные финансы, сложившиеся в Европе в форме финансового хозяйства, могут существовать только в отношении к сложной структуре функциональных связей между различными элементами государственного, хозяйственного и общественного устройства. И вне данного контекста говорить о финансах государств с рыночной экономикой, по нашему мнению, некорректно. Сначала должны быть практически организованы (сформированы в ходе общественно-исторической практики) необходимые социальные институты, должны установиться определенные функциональные связи между ними, и только поверх всего этого (как на основаниях) могут начать складываться соответствующие государственные финансовые отношения.

Отношение к финансам как государственному финансовому хозяйству публично-правовых союзов перестало существовать (в России) как только в ходе социалистической революции и последующей гражданской войны были уничтожены ключевые институциональные структуры (публично-правовая форма государственности, частнокапиталистическая форма производства, налоговая система) и другие необходимые условия организации финансового хозяйства. Вместо этого, начиная с 1930-х гг., стала систематически разворачиваться совершенно другая структура государственных, производственных и финансовых институтов, связанных между собой в основном по принципам марксистских представлений. В результате стали "объективно" складываться совершенно другие финансы. Другой тип их организации, который потребовал от советских ученых введения иных финансовых понятий и категорий, не используемых прежде (или используемых совсем по-другому).