Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IMO (1).doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
753.66 Кб
Скачать

Вопрос 35. «Новое политическое мышление» во внешней политике ссср в Балтийском регионе

- Отказ от идеи о расколе современного мира на 2 противоположных системы (капитализм и социализм)

- признание мира целостным и неделимым

- отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими…

- деидеологизация внешней политики

- отказ от применения силы в качестве средства от разрешения международных конфликтов

- универсальный способ решения международных вопросов: не баланс сил «двух», а баланс интересов.

4.07.1989г – в Польше первые свободные выборы.

Политика перехода к рынку.

«шоковая терапия»

Осень 1989 – 40 лет ГДР, СССР отказывается от регулирования внутренней политики = курс на объединение Германии

12 сентября 1990г – договор «2+4»: об осуществлении единства Германии (Германия подтверждает границы Польши; ограничение военных сил Германии, обязательства «за мир во всем мире»).

1988 – формирование народных фронтов (первый – в Эстонии)

1989г – 50 лет пакта Молотова – Риббентропа

Проведение демонстраций «поющие революции» в прибалтийских республиках (как катализатор борьбы за национальную независимость). Разгорелось сепаратистское движение. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова–Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости.

Итоги исторического голосования осенью 1989 г. на II Съезде народных депутатов СССР по вопросу о 6-й статье Конституции СССР, монополизирующей власть в стране коммунистической партией. Среди участвовавших в поименном голосовании из 37 членов литовской делегации за отмену этой статьи голосовало 36 человек, т.е. 97,3%, в эстонской делегации 32 из 36 (88,9%), в латвийской 32 из 40 (80%). (Далее следовали Армения - 20 из 33 (60,8%), Россия - 319 из 588 (54,2%), Грузия - 34 из 63 (54%), Белоруссия - 28 из 55 (50,1%), Молдавия - 16 из 34 (47,1%), Украина 73 из 164 (44,5%), Киргизия - 11 из 40 (27,5%), Казахстан - 12 из 70 (17,1%), Азербайджан - 5 из 46 (10,7%), Таджикистан - 4 из 41(9,8%), Туркменистан -3 из 33 (9,1%) и Узбекистан - 1 из 77 (1,3%) .) Приведенные цифры наглядно отражают распределение демократического потенциала советского государства. По существу, так выглядела карта политической зрелости (или гражданского самосознания) населения Советского Союза накануне его распада. Вот почему съезды народных депутатов сыграли роль своеобразного катализатора в развитии сепаратистских настроений. Делегаты от прибалтийских республик, для которых представление об азиатской части страны было в известной мере книжным, абстрактным, теперь смогли увидеть ее во всей суровой реальности. Контрасты в исполнении демократических процедур делегатами от Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Прибалтики, с одной стороны, и делегатами от Туркменистана, Узбекистана и некоторых других республик - с другой, были слишком резкими, болезненными для восприятия. А население Прибалтики в ходе телетрансляций заседаний съезда обнаружило, что народы в СССР разделяют не только огромные расстояния, но и целые эпохи.

Предложения о внедрении республиканского хозрасчета, т.е. элементов рыночной экономики, исходили из ставшего тогда уже для всех абсолютно очевидным тупика жесткого централизованного планирования и регламентирования. Т.е. эти требования были естественными, они вытекали из самой логики эволюционного развития государства, так как командная система организации и управления народным хозяйством полностью выработала свой ресурс и стала гигантским тормозом развития экономики, быстро погружающейся в глубокий кризис. Один из руководителей ЦК КП Эстонии Херберт Вайну писал: "К счастью, все шире становится понимание того, что решительный переход республик Прибалтики на региональный хозрасчет означает создание своего рода экспериментальной лаборатории, а тем самым возникают предпосылки ускоренного развития всей страны. Это в свою очередь стимулировало бы интеграцию всего Союза благодаря подлинно обоюдной заинтересованности, а не под воздействием административно-приказной системы".

В результате нерешительных действий Горбачева, проект регионального хозрасчета провалился, руководством республик было принято решение от обделении от СССР.

В 1990г были подписаны Декларации о суверенитете, 24 августа 1991 г. Б. Ельцин издал указы, в которых официально признавалась государственная независимость Эстонии и Латвии, устанавливались дипломатические отношения России с ними. Выход этих указов стал своего рода толчком к признанию независимости Балтийских республик на Западе, так как до этого момента они были официально признаны независимыми государствами лишь Исландией (22 августа 1991 г.), к 27 же августа дипломатические отношения со странами Балтии были готовы заключить уже 16 государств. 2 сентября 1991 г. о готовности установить дипломатические отношения с Эстонией, Латвией и Литвой заявил президент США Дж. Буш.

Что касается руководства СССР, то признание независимости бывших Балтийских республик последовало с его стороны 6 сентября 1991 г. и было оформлено в постановлениях Государственного Совета СССР, который был создан после путча для решения вопросов, касающихся общих интересов республик. А уже вскоре после признания независимости Эстонии, Латвии и Литвы советским руководством начался процесс ратификации договоров России с этими республиками .

Исследования: Симонян Р. Х.Страны Балтии в годы Горбачевской перестройки

Бразаускас А. «Развод по-литовски»

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

Воронов В.К. «Ближняя» Балтика между Россией и Западом: выбор курса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]