Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
14_seminar.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
67.93 Кб
Скачать

Окончание похода и смерть

18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс.

18 января члены экспедиции пустились в обратный путь. Скотт писал :«Итак, мы повернулись спиной к желанной цели, встали лицом к 900 милям тяжелого пути — и прощайте, наши дневные грезы!»[72]. К 31 января группа достигла склада «Три градуса», забрав продовольствие и увеличив дневной рацион. 2 февраля Скотт поскользнулся и повредил плечо, ещё ранее Уилсон растянул связки, а у Эванса были повреждены руки и обморожен нос. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в трещину — первый отделался царапинами, а Эванс сильно ударился головой[73] и, значительно позже, Уилсон придёт к выводу, что во время падения был повреждён мозг[72]. Однако, Эванс продолжал идти и старался не отставать, хотя Скотт отмечал, что «Эванс как-то тупеет и становится ни к чему не способен»[74]. День 17 февраля стал для него последним. В очередной раз он отстал от группы, а когда его товарищи вернулись и подняли того на ноги — Эванс сумел пройти всего несколько шагов, после чего вновь упал. Вскоре он потерял сознание, а когда его донесли до палатки — началась агония[72]. Чуть позже после полуночи лейтенант Эдгар Эванс скончался[72][75]. На то время оставшиеся члены похода уже жестоко страдали от холода, голода, обморожений, снежной слепоты и физического изнеможения[3][72].

9 марта, достигнув склада «Гора Хупер», Скотт нашёл подтверждения худшим опасениям: «Собачьи упряжки, которые могли спасти нас видимо, не были здесь» — записал он в дневнике[72]. 11 марта Скотт приказал Уилсону выдать из походной аптечки каждому по тридцать таблеток опиума на крайний случай, тогда как Уилсон оставил себе лишь одну ампулу морфия[72]. 16 марта Тит Отс, который больше не мог идти из-за сильнейшего обморожения ног[76], попросил оставить его, чтобы дать шанс спастись товарищам. Но сделать это никто не мог, а потому вечером того дня Отс сказал своим спутникам, выползая из палатки босиком: «Я только выйду на воздух и вернусь не сразу»[72]. Члены экспедиции понимали, что означают эти слова и пытались отговорить товарища, однако в тоже время осозновали, что Отс поступает как «благородный человек и английский джентльмен». Тело Тита Отса так никогда и не было найдено[77].

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановится в 11 милях от лагеря «Одна тонна», из-за невозможности дальнейшего продвижения в силу разыгравшейся метели[72][78]. 23 марта они оставались всё на том же месте[79]. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике[72]:

Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких.

Роберт Фалкон Скотт погиб 29, либо 30 марта. Судя по тому, что он лежал в незастёгнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей, он последним расстался с жизнью[80][81][82].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]