Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
107.01 Кб
Скачать

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время

1. Третья республика во Франции.

2. Четвертая республика во Франции.

3. Пятая республика во Франции.

1. Третья республика во Франции

Первая республика просуществовала во Франции семь лет (1792-1799 г.г.), Вторая -

три года (1848-1851 г.г.), а самой продолжительной оказалась Третья республика, которая просуществовала 70 лет (1871-1940 г.г.). Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и общим разгулом реакции. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности. В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-

Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» перестал употребляться в официальных государственных документах.

В этих условиях в 1875 г. Национальное собрание было вынуждено вотировать конституцию, где в своеобразной анонимной форме (простым упоминанием «президента Республики») санкционировался республиканский строй. В 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступала от предшествующих канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержащей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений и складывалась из трех органических законов:

- Закона 24 февраля 1875 г. «О Сенате».

- Закона 25 февраля 1875 г. «О публичной власти».

- Закона 16 июля 1875 г. «О взаимоотношениях властей».

Эти законы отличались необычной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не разработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Президент республики избирался на семь лет, имел право переизбрания и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху. Он имел право законодательной инициативы, промульгировать законы и следить за их исполнением. Он мог отстрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все военные и гражданские должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые три года обновлялся на одну треть. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат происходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее шести месяцев. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

Период до начала первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство - по делам колоний. К началу первой мировой войны Франция делается второй державой - метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн. человек.

Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой. За 39 лет (с 1875 по 1914 гг.) сменилось 48 правительств. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были «декреты- законы».

Политическое развитие Франции в XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя.

В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы более демократичной системой пропорционального представительства. Однако новая система была искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде «премий» за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена. По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент один депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов.

После первой мировой войны основы государственного строя Франции, как и прежде, формально определялись конституционными законами 1875 г. Однако фактически в государственном механизме продолжали происходить изменения, характерные еще до конца XIX - начала ХХ в., такие как дальнейшее возрастание роли правительства и его главы, относительное падение роли парламента, рост бюрократического и полицейского аппарата.

Важнейшие рычаги исполнительной власти в Третьей республике были сосредоточены в руках правительства. Фактическая роль главы государства - президента - по-прежнему оставалась незначительной.

С середины 20-х годов была возобновлена сложившаяся в конце XIX в. парламентская практика избрания на пост президента малоавторитетных политиков. Предусмотренные в 1875 г. законами президентские полномочия, в том числе право роспуска палаты депутатов с санкции сената, с конца XIX в. практически не применялись. Одновременно в государственном механизме Третьей республики еще более возросла роль главы правительства - председателя Совета министров. Усиление власти правительства продолжалось, несмотря на частые правительственные кризисы и отставки кабинетов, характерные для Третьей республики. Средняя продолжительность пребывания кабинетов у власти не превышала шести месяцев.

В межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину «регламентарной власти». Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив. Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле, однако, правительства неоднократно принимали акты, имевшие силу закона, и отменяли прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме «декретов-законов».

Относительное падение роли парламента наиболее очевидно сказалось на положении нижней палаты. Большинство вопросов стало решаться в комиссиях палаты, которые, как правило, отстаивали интересы правительства и предпринимательских организаций.

Деятельность палаты депутатов была затруднена фракционностью, обилием парламентских групп различных партий. В 30-х годах их насчитывалось около двадцати. В условиях Третьей республики вынесение вотума недоверия перестало быть монополией нижней палаты. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой - консервативным по составу сенатом.

В середине 30-х годов во Франции возникает угроза фашистского переворота, связанная с углублением экономического кризиса и обострением социальных противоречий.

Первые фашистские организации появились в стране в 20-ые годы, но до начала экономического кризиса оставались малочисленными. Особенности исторического развития Франции, привязанность народных масс к демократическим институтам, давние революционные традиции, враждебность народа к фашизму делали невозможным простое копирование фашистских организаций других стран. Поэтому французские фашисты открещивались от этого названия, говорили не о ликвидации демократических институтов, а лишь об ограничении демократии для «врагов нации», как они именовали коммунистов и социалистов. Поскольку их обличительный пафос был направлен против политических партий, они называли свои организации лигами.

Наиболее крупной из них была «Огненные кресты» во главе с полковником де ля Роком, объединявшая реакционно настроенных бывших фронтовиков, недовольных тем, что надежды на гегемонию Франции в Европе не оправдались. В годы кризиса в ее рядах насчитывалось около 350 тыс. членов.

Другой влиятельной фашистской лигой (60 тыс. чел) стала «Аксьон франсэз» («Французское действие») - шовинистическая монархистская организация, поддерживаемая влиятельными военными кругами. Вскоре после прихода Гитлера к власти французские фашисты перешли к активным действиям. Поводом для их выступления послужило дело Стависского. Он принял у испанских аристократов, бежавших во Францию после революции 1931 г., их драгоценности под залог, продал их, заменив бриллианты стекляшками, деньги истратил, а когда это вскрылось, покончил жизнь самоубийством. Этот скандал фашисты решили использовать для атаки на парламентский строй.

6 февраля 1934 г. фашистские лиги пошли на штурм здания палаты депутатов, чтобы разогнать ее и совершить государственный переворот. В этот момент правительство, возглавляемое лидером радикалов Эдуардом Даладье, малодушно ушло в отставку, но вышедшие на улицу Парижа по призыву ФКП 25 тыс. рабочих обратила фашистов в бегство.

Февральские события 1934 г. заставили антифашистские партии и организации пересмотреть свою стратегию и тактику. Стало ясно, что преградить путь фашизму можно лишь совместными усилиями. Благодаря Г. Димитрову, ставшему к тому времени руководителем Коминтерна, между коммунистами и социалистами 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий. В октябре того же года руководитель ФКП М. Торез призвал создать Народный фронт против фашизма, за хлеб, свободу и мир.

В июне 1935 г. был создан Национальный комитет «Народного фронта», в который вошли представители коммунистической, социалистической партий, республиканской партии радикалов и радикал - социалистов, Всеобщей конференции труда, Унитарной всеобщей конфедерации труда, движения «Амстердам-Плейель» и других антифашистских организаций. Народный фронт стал реальностью. Партии и организации, входящие в него, выработали совместную программу. Было решено, что она должна включать не специфические требования каждой из партий, а устраивающие всех общедемократические антифашистские задачи.

В апреле-мае 1936 г. прошли парламентские выборы, на которых 57% избирателей

проголосовали за партии Народного фронта. Осенью и зимой 1936 г. парламент «Народного фронта» утвердил 133 закона: о запрещении фашистских лиг и их военизированных организаций, амнистии для политзаключенных и забастовщиков, введении 40-часовой рабочей недели и двухнедельных оплачиваемых отпусков для трудящихся, увеличении пенсий участникам войны, пособий безработным и многосемейным. Мелкие торговцы и крестьяне получали государственные кредиты. Налоги на крупный капитал значительно повысили, ввели обязательное обучение детей до 14 лет, увеличили ассигнования на образование, науку и культуру, национализировали часть военной промышленности и железные дороги.

Следовательно, за первые месяцы своего существования правительство сделало очень много для улучшения положения народа. Такого прогрессивного социального законодательства в то время не знала ни одна капиталистическая страна. Однако у входивших в состав Народного фронта партий не было единства взглядов по многим важным вопросам. Это предопределяло непрочность и временный характер Народного фронта и в конечном итоге привело к его поражению. Когда в апреле 1938 г. правительство Франции снова возглавил радикал Эдуард Даладье и в течение почти двух лет руководил им, он сделал все возможное для дискредитации Народного фронта и в конечном итоге для прекращения его деятельности.

После подписания Э. Даладье в конце сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения Народный фронт окончательно распался. Однако, несмотря на кратковременность его существования, он занимает важное место в истории Франции и антифашистской борьбе народов. Фронт преградил дорогу фашизму, способствовал развитию демократии, значительно улучшил условия жизни и труда рабочих, крестьян, служащих, мелкой городской буржуазии.

Крах Третьей республики явился результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. и был во многом предопределен внутренней и внешней политикой ее правящих кругов. После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неокуппированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название «правительство Виши» - по названию курортного городка, его резиденции.

Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества. Самостоятельная роль его правительства была весьма относительной. Его функции еще более были ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Патриотические силы объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции. В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг.