Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_k_seminaru_4.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
45.47 Кб
Скачать

Вопросы к семинару №4

по дисциплине «Теория и история налогообложения»

  1. Переложение налогов. Сущность переложения и определение. Виды теорий переложения.

Переложение налогов - это процесс полного или частичного перераспределения налогов между различными субъектами налогообложения, между которыми существуют хозяйственные и экономические взаимоотношения. При этом переложить уплату налогов можно как на другое юридическое или физическое лицо (то есть субъект предпринимательства), так и на граждан как потребителей продукции.

Переложение налогов может быть полным или частичным, в зависимости от цели налогоплательщика. Если производитель имеет целью интегрироваться в рыночную среду, то он частично перекладывает налог. Если производитель закрепил свои позиции на рынке, то налог перекладывается на потребителя полностью. Переложение происходит в скрытой форме как в сфере производства, так и в сфере обращения. В сфере производства налоги, выплачиваемые за счет прибыли или дохода могут быть переложены путем интенсификации труда наемных работников, то есть относительного сокращения необходимого рабочего времени и увеличения прибавочного времени. Это наиболее скрытая форма переложения налога на наемных работников. В сфере обращения налоги перелагаются через механизм цен.

Все эти научные концепции определили два типа переложения налогов:

1. Прямое перекладывание (или вперед) - от продавца до потребителя, при котором на потребителя ложится весь налоговый груз через включение налога в цену изделия.

2. Обратное переложение (или обратно) - при котором производитель снижает цену изделия и, таким образом, берет на себя обязанность уплаты налога.

Как правило, переложение налогов происходит в сфере обращения, в основном за счет косвенных налогов или тех из них, которые входят в себестоимость продукта.

  1. Абсолютная и пессимистическая теории переложения.

В рамках абсолютных теорий переложения -первая, более или менее обоснованная теория переложения налогов, принадлежит Д. Локку, который в 1692 году выступил с заявлением, что все налоги, в том числе и налоги на потребление, в конечном результате падают на собственника земли. Д. Локк полагал, что торговцы и посредники перелагают налоги на потребителя - рабочего, который не в состоянии платить налогов, рабочий в свою очередь перебрасывает их на арендатора, последний - на собственника земли, понижая арендную плату. Если заработная плата у рабочего остается на прежнем уровне, тогда рабочий не в состоянии прокормиться, в этом случае содержать его придется приходу (церкви), а последний черпает свои доходы от обложения земель. Следовательно, налоговая тяжесть ляжет на собственника земли или в открытой форме поземельного налога, или в скрытой форме уменьшенной арендной платы. Д. Локк настаивал на замене всех налогов одним поземельным, считая, что он является наиболее выгодным для землевладельцев, так как при множественности налогов землевладельцы посредством переложения отягчаются значительно большим бременем, чем при прямом обложении.

Физиократы обновили теорию Д. Локка, исходя из своей теории чистого дохода. Теория физиократов о переложении всех налогов на чистый доход с земли вела к установлению единого налога на землю как единственно непереложимого.

А. Смит считал, что большинство налогов перелагаются или на земельного собственника, или на богатого потребителя. Он считал непереложимыми налогами: поземельный, на переход недвижимости (по наследству и путем купли-продажи), на роскошь.

Д. Рикардо создал законченную теорию земельной (дифференциальной) ренты, из которой им логически выведены условия переложения земельного налога. Его посылка: если бы этот налог взимался с чистой ренты, то он был бы непереложим, но раз он взимается со всех земель, включая худшие, он ведет к повышению цены и, следовательно, перелагается на потребителя. Как и А. Смит, Д. Рикардо признавал переложимость налогов на зарплату и косвенных налогов - на предметы первой необходимости. Исходя из теории дифференциальной земельной ренты, заработной платы и прибыли, он полагал, что налоги, в конечном счете, падают на предпринимателя, ибо рабочий, получающий минимальную заработную плату, неминуемо переложит налоги на потребление на предпринимателя. Что касается поземельного налога, то последний, по мнению Д. Рикардо, непереложим лишь в том случае, когда взимается с чистой ренты, во всех же других случаях поземельный налог может быть переложен на потребителей. Д.С. Милль в вопросе о переложении налогов был солидарен с А. Смитом и Д. Рикардо.

Последующие теории, явившиеся результатом реакции против экономического абсолютизма, носят дискуссионный характер. «Было бы безумием», - писал Ж.Б. Сэй, - «утверждать, что известный налог падает неизменно на тот или иной класс населения. В зависимости от своих свойств или состояния рынка, налоги падают на тех, кто не может от них освободиться, но способы освободиться от налога многочисленны. Нет ничего более неопределенного и изменчивого, чем переложение налогов».

Другим оппонентом классической теории переложения, в особенности теории Д. Рикардо, был Ж. Сисмонди. Он критиковал теории абсолютного равенства заработной платы и прибыли, полной возможности перехода капитала и труда из одной отрасли производства в другую - этот краеугольный камень системы переложения Д. Рикардо.

В это же время развивалась пессимистическая теория, представителем которой являлся французский политик и экономист Пьер Жозеф Прудон. В своём труде «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» он раскрывает свою мысль, что всякий налог перелагается на потребителя, а главная масса потребителей - бедняки; следовательно, налог обременяет главным образом бедных и потому по необходимости несправедлив. П. Прудон не верил в благотворное влияние государственных расходов на производительность труда, поэтому все налоги приносят беднейшим классам только вред. К тем же выводам пришел и Ф. Лассаль в речи «О косвенных налогах и положении рабочего класса» (1863).