Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / билеты от меня.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
04.07.2019
Размер:
38.47 Кб
Скачать

29. Акмеизм. Идеология. Эстетика. Представители.

Текста много, но почитайте, там очень интересно все.

«Акмеизм» (от греч. «акмё» - высшая степень чего-либо, цветущая сила) называли еще «адамизмом» (мужественный и твердый взгляд на жизнь).

Представители: Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, СМ . Городецкий, М.А. Зенкевич, Г.И. Иванов, В.Н. Нарбут, Е.Ю. Кузьмина-Караваева - заявили о себе в 10-е гг. X X в. почти одновременно с футуристами. Важным отличием от футуристов было то, что, отталкиваясь от символизма как исчерпавшего свой исторический срок поэтического течения, акмеисты, тем не менее, продолжали считать себя наследниками символизма.

Предвосхищение: Поэт, прозаик и критик Михаил Алексеевич Кузмин в 1910 г. выступил со статьей «О прекрасной ясности», в которой подверг язвительной критике главные грехи символизма: туманность образов, небрежное отношение к законам литературных жанров: « Это несоответствие формы с содержанием, отсутствие контуров, ненужный туман и акробатский синтаксис могут быть названы не очень красивым именем. Мы скромно назовем это безвкусием». Мих. Кузмин предлагал иное отношение к искусству: «Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим или даже идеалистическим... но, умоляю, будьте логичны... в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе...» Такой подход он назвал «кларизмом» (от лат. «clarus» - ясный), по существу, предвосхитив теоретические манифесты акмеизма.

Проблема «Символизм-акмеизм»

Мнение Гумилева: Идея преемственности, а не разрыва, особенно ясно выражена в программной статье признанного вождя акмеистов Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913). В самом начале статьи он давал понять, что новаторство акмеистов не имеет ничего общего с хулиганскими выходками футуристов, предлагавших сбросить Пушкина и Толстого с «парохода современности». По жесткому заявлению Гумилева, футуристы это «гиены, всегда следующие за львом». Акмеизм пришел «на смену символизма», который «закончил свой круг развития».

Но Гумилев также указывал на роковые ошибки символистов. Он высоко оценивал их за то, что «они указали нам на значение в искусстве символов».

  • Гумилев не соглашался «приносить ему в жертву прочих способов поэтического воздействия».

  • «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа».

  • Однако «непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать». Но самое главное: «все попытки в этом направлении - нецеломудренны...» В понятии «целомудрия» - основной нерв разногласий Гумилева с символистами.

Мнение Мандельштама: Более радикальное мнение о проблеме «символизм и акмеизм» высказал Осип Мандельштам в статье «Утро акмеизма» (написана в 1912 или 1913 г., но впервые напечатана в 1919). Мандельштам считал, что между акмеизмом и символизмом существует глубокое различие. Символисты были «плохими домоседами», так как в своей поэзии стремились к запредельным смыслам, вслед за Платоном и Соловьевым полагая, что здешний мир «только отблеск, только тени от незримого очами» (Соловьев). Но - по убеждению Мандельштама - они тем самым вступали в противоречие с Высшей волей, создавшей этот мир с его «тремя измерениями». Они искали четвертое, не существующее в реальности измерение и на его основе пытались построить свое поэтическое здание. Это было архитектурной ошибкой, и потому здание символизма рассыпалось. Не сумев выразить «запредельное» на простом человеческом языке, они в то же время прошли мимо подлинной красоты здешнего мира.

Акмеистический образ предметен; он вбирает в себя черты повседневной реальности вплоть до мелких деталей быта. Задача нового течения, по Гумилеву, «всегда идти по линии наибольшего сопротивления». Об этом же писал и Мандельштам, говоря: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить». На самом деле, в зрелой поэзии Блока нет высокомерия к реальности, а Мережковский в программной статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» настаивал на том, что первыми символистами были русские писатели XI X в., которых нельзя заподозрить в равнодушии к земной реальности. Спор между акмеизмом и символизмом был во многом надуманным. В поэтической практике обоих направлений было много точек соприкосновения.

Акмеизм был здоровой и естественной реакцией на расплывчатость, беспредметность символистской поэзии - недостаток, который начинали осознавать и сами символисты (прежде всего - А. Блок). Заслугой акмеизма был акцент на целомудренности поэзии: это возвращало поэзию начала века от декадентских увлечений, от модернистской «зауми» к изящной и аскетической ясности русской поэзии X I X в.

ПРАКТИКА

В 1911- 1914 гг. акмеисты объединились в группу «Цех поэтов», возглавляемую Гумилевым. Сначала примкнули к журналу «Аполлон, а в 1912-1913 гг. основали собственный журнал «Гиперборей» (редактор - переводчик М.Л. Лозинский). Выпустили также несколько альманахов «Цеха поэтов».

«Цех поэтов» являлся поэтической организацией с очень строгими внутренними правилами и дисциплиной (это позволило Блоку заподозрить Гумилева в диктаторстве и написать о «Цехе поэтов» резкую критическую статью «Без божества, без вдохновенья...», в которой он обвинял акмеистов, что они пытаются внести в поэзию «школьнический» принцип, тем самым извращая понятие «учитель и ученик»). Каждый член «Цеха» имел свой статус и должен был подчиняться требованиям цеховых авторитетов. Все это действительно напоминало строение средневекового ремесленного цеха, где отношения строились по линии «мастер и подмастерье». Новобранцы принимались в «Цех» в результате строгого отбора и выполняли задания старших, предлагавших стихотворные темы и жанры. Попасть в «Цех» было очень непросто. Например, в него не приняли известного своими скандальными стихами Игоря Северянина, которого привел туда Г. Иванов.«Цех поэтов» просуществовал недолго, до первой мировой войны. Попытка его возобновления в 1920 г. была прервана политикой большевиков в области литературы. Но главным образом конец «Цеха» был связан с расстрелом Гумилева в 1921 г.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам.

Соседние файлы в папке 3 курс