Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

32-33. Соловьев

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
191.52 Кб
Скачать

32. Философия всеединства В.С. Соловьева. Идея «положительного синтеза»

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы – «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии — славянофилы.

….«Так является сложный организм существ; несколько таких организмов находят свой центр в другом существе с еще более общею или широкою идеей, являясь таким образом частями или органами нового организма высшего порядка, отвечающего или покрывающего собою все низшие, к нему относящиеся. Так, постепенно восходя, мы доходим до самой общей и широкой идеи, которая должна внутренне покрывать собою все остальные. Это есть идея безусловного блага, или точнее - безусловной благости или любви». Соответственно, весь организм существ также является не только идеей, но и существом -это и есть христианский Бог, или Христос.

Как признает Соловьев, вся эта конструкция представляет собой версию платоновского идеального космоса, в котором каждая идея превращена в самостоятельное существо, обладающее сознанием (волей, мышлением, чувством). Одновременно этот идеальный космос напоминает систему монад Лейбница (Соловьев прямо называет свои существа монадами), только в отличие от последних соловьевские существа находятся в активном взаимодействии, обладая внутренней свободой и внутренними взаимосвязями друг с другом.

В качестве итога развертывания всей этой метафизической конструкции Соловьев дает новые определения двум важнейшим понятиям своей метафизики - понятиям Логоса и Софии, с помощью которых он описывает два аспекта метафизического организма существ, Христа. Логос - это активное, действующее начало единства, София - та множественность, на которую действует сила единства и которая становится реальным, явленным единством. "София, - пишет Соловьев, - есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос и София".

В творческой деятельности В.С. Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытка его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев с похвалой отзывается о римско-католической церкви и указывает, что именно она сумела создать всемирную надгосударственную организацию. Католики полагали, что Соловьев отошел от православия и примкнул к римско-католической церкви. В действительности Соловьев никогда не порывал с православием. Он был убежден, что западная и восточная церкви тесно связаны нерушимыми мистическими узами, несмотря на внешний разрыв.

В.С. Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как «всеединстве». Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает «другое» - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир – это несовершенное бытие. Природе присуща рознь, стремление к самоутверждению отдельного бытия. В то же время природа не отличается принципиально от Бога, это только иная комбинация элементов, менее совершенная. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через человечество, в котором сохраняется «вечная душа мира». Человечество, таким образом, это богочеловечество.

Учение о богочеловечестве, об особой роли человека – важная составная часть философии «всеединства». В философии В.С. Соловьева важную роль играет понятие «душа мира», берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения «мировая душа». Эта «душа», в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира – это стремление «души» преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет «мировую душу» и «Софию», которая у него то «небесное существо», то «душа мира». Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной философии.

Подчеркивая всемирную миссию человека, В.С. Соловьев, однако растворяет личность во всеобщности человечества. Первичная реальность есть человечество, а не отдельное лицо; человечество есть существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. Его интересует тема «человечества в целом», называемом «всеединой личностью». В человечестве как целом – «душа мира», оно софийно, а потому выступает как посредник между абсолютным бытием Бога и абсолютным бытием космоса. Усилием человечества (через одухотворение человека, развитие сознания, усвоение божественного начала) восстанавливается утраченное всеединство. В этом, по В.С. Соловьеву смысл исторического процесса.

Восстановление всеединства – это торжество добра. В.С. Соловьев верит в положительную силу добра. Зло – лишь недостаток добра. В конце жизни мыслитель приходит к мысли о более глубоких основаниях зла в мире. Он также подчеркивает важную роль красоты в процессе восстановления всеединства. Искусство должно продолжать художественное дело, начатое природой. Философ утверждает положительный идеал единства истины, добра и красоты.

Идея «всеединства» имеет свой гносеологический аспект. В.С. Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию «цельного знания», предполагающую единство знания и веры. Вера «соединяет нас внутренне с предметом познания, проникает в него». Она делает возможным и рациональное, и опытное познание. В.С. Соловьев подчеркивает значение интеллектуальной интуиции как первичной формы цельного знания. «Всеединство» не постижимо только средствами научного познания. Философия – это целостное размышление о мире, соединяющее теоретическое познание и практику нравственной жизни. Основу «истинной философии» В.С. Соловьев видит в мистицизме. Учение о познании В.Соловьева предполагает интеграцию различных видов познания в единое целое.

Работа «Философские начала цельного знания» - особенно важная. 1977-78, лучшие годы его жизни. Планировал эту работу защищать как докторскую. Потом отложил, работа так и осталась незавершенной. Ощущение, что книга осталась открытой.

Рассуждения он начинает с того, что нужно задуматься о том, можно ли усовершенствовать реальность. Для начала понять: что такое человек. Человек – существо промежуточное, пограничное – между природой и Богом. Человек – часть природы, но больше, чем природа, не равен себе природному, а Богом стать не может.

В человеке существуют три фундаментальные способности:

- мышление

- чувства

- воля

Они слиты воедино и есть в каждом человеке. Откуда они берутся? В объективной реальности существуют некие объективные основания, которые делают возможным проявление этих способностей.

Объективное основание для способности и исходная, и финальная точка. Значит, надо установить цель. Найдя цель – найдем объективное основание.

Цель мышления – истина. Она существует как часть мира, она объективна, не зависит от наших знаний. Мышление становится возможным благодаря тому, что она существует.

Цель чувства – красота.

Цель воли – благо.

Философские категории: содержание/форма (неразрывны, содержание – материал из которого сделано, форма придает материалу качественную определенность);

Взгляд на реальность с материальной точки зрения. Воля реализуется как экономическое общество, интересы брюха. Чувство – техническое искусство (стремление к красоте в вещах, которые не обязательно должны быть красивыми). Мышление – как естествознание, наука дает кирпичики знаний.

Мышление, стремящееся к истине, на формальном уровне реализуется в философии.

Долгое время философия и метафизика были почти синонимами. Чувство – как изящное искусство. Воля – как политическое общество.

На абсолютном уровне мышление реализуется как теология. Воля – как церковь. Чувство – как мистика (способ внерационального постижения мира). «Мистика – интимное постижение бытия». На пути мистики мы не противопоставляем себя тому, что хотим познать, а ощущаем себя его частью. Мистика – наиболее предпочтительный способ постижения действительности. Так можно добраться до Софии, не общавшись с ней. София – некий идеальный план мироздания, в соответствии с которым реальность создана. Это часть, отпавшая от Бога, план мироздания. Изначально была целостная синтетическая реальность – миф. Человек существовал в целостном мире. Затем отделяется религия, философия итд. Границы между разными сферами деятельности становятся все непроходимее.

мышление

чувства

воля

цель (основание)

истина

красота

благо

материальный уровень

естествознание (наука)

техническое искусство

экономическое общество

формальный уровень

философия (метафизика)

изящное искусство

политическое общество

абсолютный уровень

теология

мистика

церковь


По нормальному закону развития мы двигаемся к третьему этапу существования человечества – когда сферы деятельности вновь сольются воедино. Переход будет нелегким, страшным, но он неизбежен. Человеку надо понимать, куда он идет. Пережить будущее можно только приобщившись к Софии.

Книга «Оправдание добра» - детально рассказывает, как воля стремящаяся к благу реализует себя на разных этапах.

Главы книги «Оправдание истины» начали появляться. Но он не успел сделать все.

Розанов: «После Соловьева русская философия превратилась в единую книгу».

33. Этические и эстетические воззрения В.С. Соловьева

Проблем этики Соловьев касался во многих работах. Специально нравственной философии посвящено исследование «Оправдание добра». Если в более ранних работах он подчеркивал зависимость этики от религиозной метафизики, то теперь настаивает на автономности этики, поскольку, «создавая нравственную философию, разум только развивает, на почве опыта, изначала присущую ему идею добра». Но все же философия нравственности не может быть полностью отделена от метафизики и религии – в этом его идея богочеловечества проявляется, как действительность сверхчеловеческого добра.

Соловьев критикует кантовскую этику за субъективизм. Кант обосновывает этические ценности на основе практического разума – Бога, свободе воли и бессмертии души, являющиеся предметами разумной веры. Но Соловьев считает, что у Канта они выводятся из нравственности, а сама нравственность оказывается обусловленной Богом и бессмертной душой.

Критикует и нравственный субъективизм Толстого, имморализм Ницше. Наиболее яростно критикует попытку Ницше заменить христианскую нравственность языческим культом силы и красоты. С. считал, что христианство не отрицает ни силы, ни красоты, но у него они нераздельны с добром.

В «Оправданини добра» Соловьев анализирует чувства – стыд, жалость, благочестие, благоговения, которые есть естественные корни нравственности. Человек стыдится своей низшей природы. Жалость испытывает ко всем живым существам – это корень социальных связей. Благоговение – перед высшим началом – корень религии.

Право – это низший предел и минимум нравственности, для реализации которого нужно принуждение. Право – внешние поступки, нравственность – внутреннее существование в сердце. Но между юридическими законами и нравственностью нет противоречия.

Что касается эстетики, тема красоты пронизывает все его творчество. Сближает философскую интуицию с художественным творчеством, в котором усматривает родство с мистическим опытом. Он считает искусство «силою, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир». В статье «Общий смысл искусства» он видит задачу искусства «не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой».

Высшая цель искусства – теургия, то есть претворение физической действительности в идеальную, преображенную телесность.

Эстетика Соловьева связана с его софиологией, с учением об эросе, которому посвящен трактат «Смысл любви».

София – центр теокосмического процесса. Природа двойственна – вечноженственное начало в Боге, мировая душа, тело Христово, идеальное человечество. С другой стороны, единящее начало тварного мира, живая душа всех единичных тварных существ, «первообразное человечество».

Фактически он призначал в этой идее, что зло и хаос в мире – от Бога.

Потом он стал говорить, что София с одной стороны, мировая душа – с другой (и она – источник зла). Но в итоге не избегает сближения. Он отделяет ее от хаоса, но называет матерью внебожественного хаоса.