Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5.Философия и её связь с наукой, религией и искусством

..docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
21.37 Кб
Скачать

Философия и её связь с наукой, религией и искусством.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай.

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме практического отношения к действительности существуют другие нормообразующие способы объяснения, которые зафиксированы в виде соответствующих форм общественного сознания. Каждая из этих форм имеет собственный набор категорий: в науке - это, прежде всего, истина, в религии - вера, в политической идеологии - власть, в праве - справедливость, в философии - мудрость.

Философское знание - это знание «единого во всеобщем», оно отличается от знания отдельных предметов. Философия характеризуется тем, что в ее границах обосновываются способы, благодаря которым человек объясняет мир.

В чем состоит специфика научного и философского мышления?

Прежде всего, научное мышление предметно, встроено в четкие границы предмета данной науки. Философское мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов от одной области к другой. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной науки. Оно четко запрограммировано правилами научного исследования. Философское же мышление подчинено правилам логики и здорового взгляда, то есть запрограммировано не так четко, как научное.

Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское - на базе философских категорий, которые не настолько четкие как научные. Именно подобная «нечеткость» философских категорий позволяет с их помощью определить направленность научного поиска в тех ситуациях, где научные понятия не срабатывают.

Философское мышление связано с целенаправленностью и формированием ценностей, научное - реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопросы почему, а философия - на вопросы: для чего, с какой целью?

Научное мышление свободно от каких - либо проявлений, которые характеризуют отношение человека к миру. В рамках науки действительность берется в форме объекта. Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только к объекту, но и к процессу его исследования.

Философия и наука одинаковы по своей структуре и различны по своему предмету и функциям. И философское, и научное знание складывается из элементов (суждения, понятия, принципы, законы, гипотезы и т.д.), которые организованы в систему, подчиняются законам логики и образуют собственный теоретически сконструированный мир. В этом понимании философия выступает как наука.

Однако, если предметом науки является объект, который рассматривается как природно-исторический феномен, то предметом философского исследования является теоретическая модель отношения человека к миру и мира к человеку. Философия во всех случаях выступает как рефлексивная система, которая включает предмет исследования дважды - как исследователя и как элемент философского анализа. В философии, как в форме мировоззрения, мир представлен целостно, выявлено место человека, его интересы, ценностные ориентации. Научная структура не делает философское мировоззрение наукой, поэтому по предмету исследования философия не является наукой.

Философию и науку объединяет стремление к достоверному знанию, к рациональному объяснению мира. Но если в науке это ассоциируется со стремлением к истине, то в философии достоверность дополняется элементами убеждения. Иначе говоря, в философии происходит слияние знания и убеждения. И еще законы науки позволяют прогнозировать, как будет развиваться объект. На базе философских принципов можно прогнозировать лишь пути, способы изучения исследуемого явления. Это обстоятельство указывает на различие между философией и наукой и в то же время на их жесткую взаимосвязь. Наука не может успешно развиваться без философии, которая выступает в функциях методологии и мировоззрения.

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сложен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией",поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией. Обособление эстетики, с одной стороны, и эмансипация философии от теологии - с другой, привели к необходимости установления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности, так же как это происходило и в сфере соотношения искусства и науки. С кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако в отличие от ушедших исторических эпох это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков). Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше, затем Г. Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллектуальная романистика" (Т.Манн и другие). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логикопонятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные - способы постижения истины. Таково было, например, направление экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель, и Ж.П.Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные - насквозь философичны.

Вопрос о соотношении искусства и философии действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин," нераздельны, но и неслиянны". Совместно противостоя на современном этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, конечной цели и своего языка. Философия в этом смысле ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, к систематичности, к тому, чтобы высветить свои выводы в рационально-воспроизводимых формах рассуждения. Искусство же в принципе ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Раскрыть и прокомментировать смысл образа или символа можно только с помощью другого (изоморфного) символа или образа. Растворить смысл образа в понятиях невозможно, как невозможно и лишить его индивидуально-личностной окраски путем обобщающей абстракции. Возможна лишь относительная рационализация смысла образа или символа, но при этом сразу же изменится и познавательная парадигма : из сферы искусства данный смысл, подвергшийся рационализации, сразу же перейдет в область науки и философии.

Искусство и философия, таким образом - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.

Искусство и философия по-разному - в этом и состоит их ценность - удовлетворяют высшие потребности духа. Чем свободней и многоразличней духовная жизнь общества, тем естественней и органичней оно развивается.