Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Миссия РПЦ в Китае в ХХ веке после революции в России 1917г..docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
75.18 Кб
Скачать

Православная религиозная организация – учреждение высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования

«МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра Церковной истории

Курсовая работа

Миссия РПЦ в Китае в ХХ веке после революции в России 1917г.

Предмет: История Русской Церкви

Автор /студент 1 курса СЗО

Смирнов Дмитрий/

Научный руководитель : /иг. Пантелеимон (Бердников)

канд. богословия/

г.Сергиев Посад, 2017

Оглавление

Введение …………………………………………………………..…...….… 2

Глава I. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1917-1949 гг.

1.1 - Забота РДМ о эмиграции ………………………………….…...….. 7

1.2 - Пекинская миссия в годы войны ……………………….….…..... 13

1.3 - Миссия в Китае в 1945-49гг. Церковный раскол в Шанхае ..… 16

Глава II. Образование кнр, курс на создание национальной церкви

2.1 - На пути к автономии. 1949-56гг. ...…………………….……….... 19

2.2 - Китайская Автономная Православная Церковь - наследница

Русской Духовной Миссии в Китае …………………….………. 23

Заключение …………………………………...………………….……....... 29

Список источников и литературы ……………………………...……… 32

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя

Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все,

что Я повелел вам...»

Матф.28:19.

Введение

Актуальность выбранной темы исследования продиктована всё более тес-ными связями между нашими странами; когда всё большее число жителей Поднебесной стремятся посетить Россию и больше узнать о её истории, куль-туре и религии.

История русской духовной миссии в Китае берёт своё начало в конце 17-го века, когда в ходе приграничного конфликта были пленены несколько десятков казаков из крепости Албазин, которые согласились принять китайское под-данство.

Они довольно приветливо были приняты в столице и компактно поселены в северо-восточной части Пекина. По распоряжению императора Канси албазин-цы были причислены к военному наследственному сословию, которое занимало высокое положение в сословной иерархии империи Цин и примерно соответ-ствовало «дворянскому классу».1

Среди русских пленников оказался иерей Максим Леонтьев – первый право-славный священник на китайской земле, и ему для совершения богослужения была передана бывшая буддийская кумирня, которую он обратил в часовню в честь святителя Николая Чудотворца. Через проезжих русских купцов известие о жизни албазинской общины в Пекине дошло до митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия. В 1695 г. он прислал священника и диакона, а также анти-минс, святое миро, богослужебные книги и церковную утварь для освящения новопостроенного храма во имя Святой Софии, которую также называли Ни-кольской из-за находившейся там чтимой иконы святителя Николая, принесен-ной из Албазина. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митр. Игнатий писал: «Да не смуща-ется, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается». В письме к отцу Максиму митрополит Тобольский Игнатий приказал возносить за литургией во время великой ектении прошение о китай-ском императоре, его семействе и придворных. Уже в конце XVII в. Православ-ная Церковь стремилась вписаться в китайский государственный порядок и не конфликтовать с властями.

В июне 1700 г. император Петр I, узнав о существовании русской диаспоры в Китае, отозвался об этом событии как о «зело изрядном» и вскоре издал указ, которым повелел поставить такого митрополита Тобольского «доброго и уче-ного и благого непорочнаго жития, который мог бы Божиею помощью испод-воль в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и прочих неверствиях за-коснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истинного живого Бога».2 Новый митрополит должен был отрядить «не престарелых ино-ков двух или трех человек» для изучения китайского и монгольского языков, а также для познания местных «суеверий». Эти люди должны были трудиться в интересах проповеди веры и удержания живущих в Китае и приезжих христиан «от прелести всякой идолослужения». В указе было оговорено, что эти священ-ники должны жить в Пекине и служить там в церкви.

После долгих переговоров, в 1712 г. император Канси разрешил присылку в Пекин миссии, передав условие, чтобы с миссией приехал в Китай и квалифи- цированный врач.3 Попутно здесь нужно отметить, что для китайской элиты может быть главной мотивацией открытости, то есть отказа от политики само-изоляции, было осознание своего отставания в развитии от соседних стран.

Вскоре при миссии была открыта школа (со временем и не одна) как для изу-чения русскими миссионерами китайского языка, так и для изучения китайцами русского языка, которые со временем дали Отечеству первую плеяду синологов-переводчиков.

Миссия стала играть важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая. Из-за отсутст-вия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представи-телями российского правительства в Китае.

Положение Миссии кардинальным образом изменилось после подписания в 1858 г. серии Тяньцзиньских договоров Китая с западными странами, согласно которым в Пекине открывались дипломатические представительства различных

государств, в том числе и России. С учреждением в столице Китая российской Дипломатической Миссии от Духовной Миссии отошла ее важнейшая функция – дипломатическая.4

Теперь она могла заняться делом, для которого она в сущности и была создана - проповедью христианства среди китайского населения. Немедленно же по по-лучении сведений о договоре, Святейший Синод послал начальнику 14-ой Мис-сии архимандриту Гурию дополнительную инструкцию. « ... вследствие тракта-та, - говорилось там, - духовной миссии открывается в Китае обширное попри-ще для проповеди слова Божия, деятельность миссии может быть направлена к распространению православной веры среди самого китайского народа».5

В отличие от инославных члены русской духовной миссии в Китае не за-нимались поиском путей влияния на китайское императорское правительство для достижения сугубо светских политических целей. Это стало залогом мирного и открытого существования православия в Китае, которое вос-принималось китайской императорской властью как мирная религия, дающая смягчение нравов в обществе и созидающая человеческую личность. Даже во времена гонений на христиан, которые бывали в Китае, православные храмы оставались нетронутыми, за исключением одного случая в начале XX века, известного как восстание «ихэтуаней» («боксёров»).

Причиной этого исключения стала стихийная реакция протеста главным обра-зом низших слоев населения Китая на корыстные интересы влиятельных пред-ставителей капитала крупных держав. Также это было вызвано слабостью ки-тайского государства, ввиду его чрезвычайной традиционной закрытости от иностранного влияния. Во время этого восстания было убито 222 православных китайцев, а также около 30 тысяч католиков, 2 тысячи протестантов, около ста европейских миссионеров и несколько дипломатов.

Однако, эти временные трудности, которые были результатом деятельности более светских политиков, чем миссионерской работы, не сделали Китай местом, где православная вера находилась бы в ущемлённом положении. Поэтому после этого восстания начинается небывалый подъём проповеди пра-вославия, «золотое десятилетие» в истории Миссии и её епископский период.

Получив от китайского правительства компенсации за ущерб, причиненный

Миссии в 1900 г., а также значительные средства из самой России, начальник 18-ой миссии (теперь уже в сане епископа) владыка Иннокентий (Фигуровский) с удвоенной энергией взялся за восстановление и расширение Миссии. Были построены несколько церквей, жилые корпуса, типография, переплётная, канце-лярия, живописная мастерская, сапожная, мыловарня, школы, склады, кирпич-ный завод, пасека, устроен скотный двор.

Согласно отчёту на начало 1917 года., в ее ведении также состояли «Успенский монастырь и женский монастырь в Пекине, скит в горах Сишань, 5 подворий, 19 церквей, 3 часовни, 5 кладбищ, миссионерские станы в 32 пунктах, семинария в Пекине, 18 мужских и 3 женских школы.» Отчет Миссии также сообщал, что в богадельне близ Пекина призревалось 11 человек, пища выдавалась 72 человекам. Учащихся в школах Миссии было более 700, за год приняли крещение 706 человек, а общее число православных составляло 6255 человек.6

Целью данного исследования можно назвать осмысление исторического и духовного наследия к концу 20-го века, которое оставило присутствие право-славных христианских общин на территории Китая.